В одном ряду с выступлением шейха Штульского стоит так называемое Хновское восстание. В нем участвовали не только жители Хнова, но и жители нескольких соседних сел Рутульского и Ахтынского районов. Причиной того, что именно Хнов стал центром восстания, было географическое и административное расположение села: на границе двух республик - Дагестана и Азербайджана и на стыке двух районов - Ахтынского и Рутульского. Древнее село с богатой историей закономерно оказалось во главе движения против насильственной смены вековых устоев, ликвидации частной собственности и притеснения религии. Нужно отметить, что оба эти восстания, как и выступления в Закатальском и Нухинском округах Азербаджана (населенных выходцами из Дагестана), происходили в одно и то же время - весной 1930 года, когда активно насаждался колхозный строй. Причин быть недовольными как у борчинцев, так и у хновцев было достаточно. Это - меры против религии, насильственное закрытие мечетей и медресе, ликвидация шариатских судов и т.д. Положение усложнилось началом коллективизации с бесцеремонным обобществлением. Тяжелым бременем лежал на крестьянах и продналог. Судя по материалам следствия и допросов участников восстания, вырисовывается следующая картина: «Еще за месяц до восстания в Хнове, в селении Верхний Гейнек Азерб. ССР было созвано совещание по инициативе известного руководителя выступления в Азерб. ССР муллы Мустафы Шейхзаде, в котором участвовали Муса Ширинбеков (хновец) и Незир Юнусов (с.Борч) от Дагестана. На совещании обсуждался вопрос о присоединении дагестанцев к повстанческому движению в Азерб. ССР для совместных действий против советской власти, о чем было принято соответствующее решение. Вернувшись в Хнов, М.Ширинбеков, Г.Азизов и Н.Юнусов стали распространять слухи о скором падении советской власти и наступлении иностранных государств на Советскую Россию и одновременно приступили к сбору оружия и агитации в других селах за восстановление старого порядка, провели ряд секретных совещаний. И 18 мая 1930 года в результате проведенной работы в с. Хнов было поднято восстание и свергнута советская власть, а 22 мая отряд вооруженных хновцев прибыл в с. Фий (Ахтынского района) с призывом присоединиться к вооруженному восстанию...Таким образом, восставшие захватили в свои руки селения Хнов, Гдым, Фий и Борч». Решение о выступлении было принято на сходе общества селения Хнов. Подтверждением тому, что хновское общество восстало в едином порыве, служит материал допроса одного из плененных хновцами милиционеров (ехавшего в составе отряда, направленного в Хнов для разведки обстановки) Гаджи Зухрабова: «... Главарями восстания являются мулла Магомед, Гашим Азизов, а участвует все хновское общество. В Хнове азербайджанцев нет, но начали восстание по распоряжению Исмаила Эфенди». Для подавления восстания были привлечены немалые силы: части 5-го стрелкового полка ВОГПУ, 48-й кавалерийский дивизион, несколько партизанских отрядов. Хнов был окружен, установлен пропускной режим, пока не прошла тотальная проверка на лояльность власти всех граждан. Правоохранительные органы в полной мере использовали предоставленные им полномочия, среди которых были и разрешающие брать в заложники членов семей скрывающихся руководителей восстания, а в исключительных случаях - и взрывать их дома - это в дополнение к конфискации имущества и баранты. По словам старожилов Хнова, в селе было взорвано несколько домов руководителей восстания, применено заложничество по отношению к их семьям. Один из руководителей восстания мулла Магомед, находясь под арестом, составил несколько писем и отправил людей к скрывающимся в Азербайджане участникам выступления, за что органы обещали ему, как и другим добровольно явившимся, сохранить жизнь. Приговор был суров: всего по делу было привлечено 350 человек, из них 53 человека, как руководители и актив вооруженного восстания, осуждены на различные сроки концентрационных лагерей. Непосрественно руководители восстания во главе Мусой Ширинбековым в количестве 16 человек постановлением политтройки и полномочного представителя ОГПУ Северо-Кавказского края приговорены к 10 годам лагерей (от 27 февраля 1931 года), но затем дело было пересмотрено, Муса Ширинбеков и другие руководители восстания, всего 16 человек, приговорены к высшей мере наказания с конфискацией имущества по статье 58/2 УК РСФСР - за активную борьбу с советской властью с оружием в руках. Среди осужденных были жители всех четырех селений, участвовавших в восстании. Было конфисковано личное имущество участников выступления, баранта и земли, им принадлежащие. В последующие годы отношение официальных властей к мятежному селу было суровым, если не сказать враждебным, что, в конечном счете, повлияло на материальное положение и политический статус жителей села. Немало хновцев пострадало и в годы репрессий (1936-1938) за ту или иную причастность к восстанию 1930 года, попав в разряд «врагов народа». По данным сельсовета, за 1936-1938 гг. было осуждено и выслано на Урал (во многих случаях целыми семьями) около ста хновцев. Отметим и такой факт: многие колхозы Рутульского и Ахтынского района были созданы на основе конфискованного у участников и причастных к восстанию жителей этого района поголовья мелкого и крупного рогатого скота. И только с началом Великой Отечественной войны отношение официальных властей к бывшему «кулацкому» селу изменилось, и связано это было с массовым уходом и героическими подвигами хновцев на фронтах Великой Отечественной. Более 130 хновцев не вернулось с той войны. Уроженец Хнова Гасрет Агаевич Алиев в 1943 году был удостоен звания Героя Советского Союза. Согласно известному Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х гг.» постановлением Верховного суда ДАССР от 16 и 30 мая 1989 года все участники восстания шейха Штульского и Хновского восстания были реабилитированы. По весьма неполным данным с начала 1930 г. по октябрь 1933 г. в Дагестане было арестовано 1212 человек представителей духовенства, из них: шейхов - 9, шейхствующих лиц - 5, общественных кадиев - 91, мулл - 405, мюридов - 702, в том числе 351 старших мюридов. В каждом районе и особенно в тех населенных пунктах, где проживали наиболее авторитетные духовные лица, в начале 1930-х гг. имелись осведомители ОГПУ, следившие за каждым их шагом. По данным Дагестанского отделения ОГПУ Чумакова, на 1 октября 1933 г. только "по мусульманскому духовенству и шейхизму" имелись 75 агентов, причем каждый из них был прикреплен к конкретной "секте", как называли советские чиновники тарикатские вирды. Дагестан, в плане репрессий духовных лиц, пострадал больше чем другие регионы. Массированное давление на научно-культурный слой дагестанского общества, изгнание, казни и высылки лучших и ярких представителей ислама, исламской философии прервали традиционную цепь исламских знаний. С закрытием мечетей и школ при них мусульманская духовная культура понесла невосполнимые потери. Конечно, некоторые представители мусульманского духовенства волею судеб уцелели от репрессий. На какое-то время они затаились. В подполье ушли не только суфии и алимы, но и простые верующие, которые не мыслили себя без веры и исполняли религиозные требы почти подпольно. Сотни молитвенных домов и мечетей уцелели, будучи переоборудованными под "культурно-хозяйственные нужды" строящегося социалистического общества. Они в большинстве своем были возвращены верующим в конце 1980 - 1990-х гг. Автор: Али АЛБАНВИ
|