Вторник, 05.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 2 » Верховный мюршид Мухаммад-Эфенди Ярагский
11:27
Верховный мюршид Мухаммад-Эфенди Ярагский

Крупнейший идеолог накшбандийского тариката, верховный мюршид Мухаммад-Эфенди Ярагский

В 1822 году Мухаммад Ярагский через своего ученика Хас-Магомед Ширванского, обучавшегося у него в течение семи лет, получает приглашение от мюршида Гаджи-Исмаила посетить его в Кюрдамире. Будучи наслышан о кюрдамирском проповеднике, Мухаммад Ярагский с радостью откликнулся на приглашение. Как пишет М. Махмудбеков, они «рассуждали об истинном смысле мно­гих мест Корана, об упадке их религии, о средствах ее восстановления и о последней и главной цели - поднятия оружия против неверных».

Мухаммад-Эфенди родился в 1870 году в селении Вини-Яраг Кюринского округа (ныне Магарамкентский район РД) в бедной семье местного муллы Исмаила-Эфенди. Дагестанские историки Х.Х. и А.Х. Рамазановы совершенно необоснованно пишут, что «Мухаммад Ярагский – агулец по происхождению, лезгин по языку». По сообщению М-Г.М.Садыки, известно, что прадед Мухаммада Ярагского Нюзюр ал-Яраги ал-Курали, т.е. из селения Яраг Кюринского округа, со своей семьей несколько лет жил в агулском селении Квардал (современный Курахский район РД).

По данным исламоведа Абдурахманова М.А. , никто из семейства Нюзюра ал-Яраги ал-Курали, в том числе он сам, дед Мухаммада Ярагского - Шихкамал, его отец - Исмаил-Эфенди, не были женаты на агулках. После нескольких лет проживания в Квардале, прадед Мухаммада-Ярагского переселился в Вини-Яраг и жил там. Там же родились Исмаил-Эфенди и его сын Мухаммад. Так что никакого родственного отношения Мухаммад-Эфенди Ярагский к агулам не имеет. Да и сам Мухаммад Ярагский пишет, что «его отец - сын муллы Шихкамала, а он – Нюзюра ал-Яраги ал-Курали»4. Обратите внимание на то, что он пишет о своем прадеде «Нюзюр ал-Яраги», т.е. Нюзюр из Ярага, а не «Нюзюр ал-Квардали» - Нюзюр из Квардала.

Основам мусульманского образования Мухаммад-Эфенди учился в родном селении. Он совершенствовал свои знания у алимов в селениях Согратль и Араканы. Его учителями были известные в Дагестане алимы Саид Араканский и тесть Мухаммада-Эфенди - Магарам-Эфенди ал-Ахты. После учебы Мухаммад-Эфенди вернулся к себе в Яраг, где открыл медресе и преподавал грамматику арабского языка, теологию, логику и риторику. У него учились выходцы не только с Южного Дагестана, но и также второй шейх накшбандийского тариката в Дагестане Джамалутдин из Кази-Кумуха, будущие имамы Кази-Магомед и Шамиль из Гимры, Хас-Магомед из Бухары и др.

Как пишет внук Мухаммада-Эфенди Гасани Алкадари, шейх «был весьма глубоким ученым, и у него много произведений. Причем в арабском стихосложении он бесподобен». Книга Мухаммада-Эфенди Ярагского «Асар» издана в 1910 г. на арабском языке в типографии М.Мавраева. Книга состоит из трех введений, двух поэм и прозаической части, посвященной описанию автором своего жизненного пути и воспроизведению своих взглядов на мир, земную жизнь человека, на роль религии в обществе и на события в Дагестане. Во вводных частях излагается религиозно-философское кредо шейха. Как пишет исследователь его творчества А.Г.Агаев, «обращает на себя внимание его осведомленность в истории мусульманской религии и в творениях арабо-мусульманских мыслителей различных стран. Он приводит имена Джемала ал-Сунби, Шарбин и ал-Бухари, Абдурахмана Яфеи, Ахмеда ал-Терлизи, Гасана ал-Кудали и других».

В книге содержатся поэмы, «большая» и «малая» касиды, рифмующиеся на «Т», переписка о его встречах с другими шейхами, отрывки из писем в стихах, мелкие записки. В цикле стихов Мухаммад-Эфенди описывает свою деятельность, по распространению тариката. Сохранилось внешнее описание Мухаммада-Эфенди Ярагского: «Мулла Магомед был весьма замечательной наружности. Высокого роста, худощав, имел выразительное лицо, умные глаза, хотя опухшие от частых ночных бдений, совершенно белые волосы и короткую седую бороду, окаймляющую смуглое лицо его».

Автор: Али АЛБАНВИ

http://www.proza.ru/avtor/albanvi

Просмотров: 929 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024