Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 2 » Под лозунгами Ислама
11:25
Под лозунгами Ислама

Как не покажется на сегодняшний день странным, но тогда Советское правительство во главе с революционерами-безбожниками, с первых дней своего прихода к власти, делало ставку на ислам, как на будущего своего союзника.

Располагающего огромными народными массами, якобы готовыми немедленно присоединиться к коммунизму и поддержать большевиков в их усилиях взорвать на всем Востоке установленный веками феодальный порядок, побеждающий его буржуазный капиталистический строй, а прежде всего колониальную и полуколониальную системы, угнетающие и эксплуатирующие мусульманские народы.

Делалось все для того, чтобы убедить горские народы встать на сторону новой власти. Основным козырем большевиков, конечно же, было предоставление им широкой автономии и возвращение горцам отнятых царской властью земель. Ленин и Троцкий крепко верили в то, что большевизму удастся в ближайшие же годы «освободить» раньше всего народы Востока с тем, чтобы потом произвести без особого затруднения свою «перманентную революцию» и на Западе, и во всем мире. Такой расчет казался Ленину с первого взгляда тем более правильным и возможным, что в случае успеха советской пропаганды большевизм привлек бы на свою сторону свыше миллиарда людей, т. е. половину населения всего земного шара. В этой огромной людской массе ислам господствовал безраздельно над умом и сердцем 400 миллионов верующих. Кроме того, в самой советской империи к 1921 году, т. е. ко времени восстановления старых российских границ, числилось около 30 миллионов мусульман.

На съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 года в дагестанской столице Темир-хан-Шуре, в «Декларации о Советской автономии Дагестана» нарком по делам национальностей Иосиф Сталин заявил: «Советское правительство считает Шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены».

Такая политика нашла поддержку у некоторых исламских лидеров Дагестана. Кроме того, первоначально определенная часть исламских ученых и шейхов в различных районах отнеслась довольно лояльно к активной деятельности большевистских ревкомов. Последние местами в Дагестане устанавливали советскую власть под лозунгами Ислама и восстановления шариатских судов.

Таким образом, в Дагестане в эти годы были созданы удивительные политические образования горцев с советской эмблемой на знамени и адатско-шариатской конституцией в жизни. Во всех правительственных учреждениях, школах и других публичных местах, по приказу самих же большевиков развешивались портреты Шамиля и его наибов. Причем они размещались под лозунгами «Вся власть – Советам!»

Система органов власти и управления Дагестана, как автономной республики, была определена Конституцией 1921 г., принятой I Вседагестанским съездом Советов. Высшим органом государственной власти республики стал Вседагестанский Съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет.

Несмотря на смену власти, мусульманская религия, так же как и до Октябрьской революции, имела сильное влияние на трудящиеся массы республики. По официальным данным, в начале 1920-х годов к категории мусульманского духовенства относились 40 тыс. человек. Их удельный вес среди населения (4%) был гораздо выше, чем в среднем по России, где духовенство не составляло и одной десятой процента. Н. Самурский отмечал, что « Все эти шейхи, имамы, алимы и муталимы, имеющиеся в каждом ауле, люди высокообразованные по-арабски, изучавшие до глубины старую арабскую культуру, науку и философию, и постигшие все тонкости мусульманской религии. Многие из них являлись знаменитыми на весь мусульманский мир арабистами: до революции к ним съезжались со всех восточных окраин СССР и далее из Турции и Персии тысячи учеников».

К началу 20-х годов в Дагестане, работало до 1500 мечетских школ (медресе), в которых обучалось до 45000 детей, в то время как советских школ всего 183 с 13000 учащихся.

В тоже время советские и партийные работники ДАССР не имели четкого представления о том, кого именно причислять к мусульманскому духовенству. Так, например, некоторые из партийных работников Дагестанского обкома ВКП (б) в 1929 г. насчитали около 100 тыс. духовных лиц в республике, к числу которых причисляли: мулл (имамов мечетей и духовных глав мусульманских общин), кадиев (шариатских судей), муэдзинов (служителей мечети, 5 раз в день призывающих мусульман на молитву - провозглашающих азан), ученых-алимов, шейхов и их учеников-мюридов, мутаалимов (учащихся медресе).

В 1921 г. был создан Областной шариатский судебный отдел, который в 1922 г. стал называться «шариатским отделом Наркомата юстиции» ДАССР. В 1923 г. были учреждены 11 окружных шариатских судов, руководителями которых были поставлены наиболее известные и авторитетные религиозные деятели, правда из ведения шариатских судов были изъяты дела по убийствам и кровной мести.

В марте 1923 г. в записке во ВЦИК председатель ЦИК ДАССР М. Далгат отметил, что этих судов насчитывалось до 700. Шариатские суды для мусульманского населения были созданы и в городах - Темир-Хан-Шура, Дербент, Махачкала. Число начальных (мектеб) и повышенных (медресе) мусульманских школ при мечетях намного превышало количество общеобразовательных государственных школ. Следует отметить, что именно на 1920-е гг. пришелся пик роста численности медресе в Дагестане.

В 1924 г. решением республиканского комитета РКП (б) официально были установлены мусульманские праздники: Курбан-байрам и Ураза-байрам. Праздничные дни объявлялись выходными.

В 1923-1924 годах мусульманское духовенство, возглавляемое Али-Хаджи Акушинским, собрало в горном Дагестане налога больше, чем Дагестанское правительство по всему Дагестану. Доход вакуфов и закятов в Дагестане за 1925-1926г. составлял 1500000 рублей.

До 1925г. в каждом населенном пункте, действовали мечети, наряду с создаваемыми светскими школами работали медресе, действовали шариатские суды.

В ноябре 1925 г. ЦИК ДАССР принял инструкцию о порядке регулирования преподавания мусульманского вероучения в республике, которая основывалась на постановлениях Президиума ВЦИК РСФСР от 9 июня и 28 июля 1924 г.

26 октября 1926 г. Бюро Дагестанского обкома ВКП(б), согласовав этот вопрос с Наркомпросом и НКВД разрешило преподавание мусульманского вероучения детям и подросткам старше 12 лет в медресе при мечетях. Мектебы и медресе подлежали обязательной регистрации в окружных отделах народного образования. Они совершенно легально просуществовали в некоторых районах Дагестана параллельно с советской школой до второй половины 1930-х гг.

На начало 1926 г. в республике насчитывалось 600 кадиев, 2000 мулл и свыше 2000 алимов. На территории Дагестана действовало около 2000 мечетей, из них 33 мечети были построены после революции. Официально регистрированных шейхов было 17, а за ними шли несколько тысяч мюридов.

В 1926г. вышло постановление ДагЦИКа «О предоставлении избирательных прав ученым-арабистам», (несмотря на то, что, в 1921г. постановлением Дагобкома РКП и Дагревкома духовенство всех религиозных культов лишалось избирательных прав), в соответствии с которым, «...арабистам-алимам (ученые) и муталимам (учащиеся), у которых в данное время служение религии – культу не является профессией», в качестве исключения, были предоставлены избирательные права.

На протяжении нескольких лет дагестанские большевики отождествляли Коран с программами ВКП(б) и сравнивали Ислам с социализмом. В ряде населенных пунктов праздник разговения Ид аль-фитр (Ураза-байрам) отмечали вместе с днем Октябрьской революции, в 1930 г. в некоторых мечетях проводили сбор заката в пользу большевистского комитета - «Наш ответ Чемберлену».

Вместе с этим, со второй половины 20-х гг. резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике не сразу был воспринят в среде местных мусульман. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела именно в районах, населенных лезгинами и лакцами, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.

Уже 28 апреля 1927г. ЦИК и СНК ДАССР приняли постановление «Об упразднении шариатских судов», в соответствии с которым:

«1) Окружные шариатские суды на территории ДССР со дня опубликования настоящего постановления считать упраздненными.

2) Лиц, продолжающих после опубликования настоящего постановления осуществлять функции шариатских судов, привлекать к уголовной ответственности…»

8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религиозных объединениях». Идеи и положения этого постановления сохранили свою силу вплоть до 1990 г. Постановление законодательно закрепило положение о том, что «религиозные общества не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме как удовлетворения религиозных потребностей верующих в рамках культового сооружения и о том, что религиозные объединения необходимо вытеснять из жизни советского общества». Им было запрещено «создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения, оказывать материальную помощь своим членам, организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, библейские литературные, рукодельческие, трудовые группы по обучению религии, открывать библиотеки, читальни, организовывать санатории и оказывать лечебную помощь.

Желанием оторвать народ от ислама, от многовековых традиций и знаний, связанных с исламом, была продиктована заменена в 1928-1931 годах арабской графики на латинскую, а в конце 30-х годов латинская была заменена русской графикой. В результате национальные культуры, не только Дагестана, потеряли свою письменную основу, миллионы людей были лишены возможности читать огромное количество рукописных и печатных книг. Были они оторваны и от религиозной литературы, богословских трудов. Многие десятилетия мусульмане были вынуждены скрывать, боясь репрессий, любую книгу, написанную арабской графикой.

Автор: Али АЛБАНВИ

http://www.proza.ru/avtor/albanvi

Просмотров: 752 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024