Суть этнополитического конфликта в Киркуке Основное содержание этнополитического конфликта в Киркуке составляет борьба за контроль провинции Киркук и ее нефтересурсов между арабами, курдами, туркоманами, поддерживаемыми Турцией, и ассирийцами. Контроль над этим районом оспаривается Эрбилем и Багдадом. В историческом прошлом доминирующим населением этого района были курды, которые считают этот район базисом формирования курдской идентичности как автохтонных жителей региона. В период пребывания у власти С.Хусейна и проведения политики «арабизации» Иракского Курдистана курды были переселены оттуда в другие районы страны. Их место заняли арабы. Арабо-курдский этнополитический конфликт осложняется борьбой за киркукскую нефть. В Киркуке сосредоточены уникальные по своим запасам и продуктивности нефтяные скважины Северного Ирака. Курды же, считая Киркук и его окрестности исконно курдской землей и столицей всего Южного (Иракского) Курдистана, жестко ставят вопрос о принадлежности Киркука как главное условие всего мирного урегулирования арабо-курдского конфликта. После свержения диктаторского режима С.Хусейна в Ираке этот конфликт обострился в связи с тем, что курды стали настаивать на реализации ст.58 Временной конституции Ирака и ст.140 Постоянной конституции, согласно которым переселенные курды в период политики «арабизации» С.Хусейна должны вернуться на места своего исторического проживания. В связи с этим начался процесс нерегулируемого переселения курдов в Киркук. Кроме того, курды настаивают на включении этого района в состав Курдистанского региона Ирака. Региональное правительство Курдистана заявляет, что поскольку Киркук издревле принадлежал курдам, то следует провести референдум по вопросу его включения в состав региона Курдистан, что предусматривается ст.140 конституции Ирака. Однако его проведение постоянно откладывается. Главным камнем преткновения является проблема контроля над нефтяными месторождениями Киркука, где ежедневно добывается 1 млн. баррелей нефти. Борьба курдов за контроль над Киркуком оспаривается туркоманами, поддерживаемыми Турцией. Вот почему еще в период подготовки иракской конституции в 2005 г. арабские сунниты и туркоманы выступали против политической экспансии курдов во властных структурах Ирака. Но курды были полны решимости отстаивать свои требования. В то же время лидер ДПК подчеркнул свою готовность пойти на примирение с иракскими туркоманами по всем вопросам, кроме статуса Киркука. Такой же позиции придерживался и Дж.Талабани, лидер ПСК, считавший, что вопрос о принадлежности Киркука курдам является их «неоспоримым требованием». Нерешенность вопроса о статусе Киркука вызывала озабоченность не только у иракских туркоманов, но и в соседней Турции, которая покровительствовала им. Опасение турецких властей, что центральное правительство Ирака будет, в конце концов, вынуждено согласиться с включением Киркука в Иракский Курдистан, приводило к дальнейшему осложнению турецко-иракских отношений и нарастающему военно-политическому и экономическому давлению Турции на Багдад и Эрбиль. Не скрывали в Анкаре и своего недовольства пассивностью американского контингента войск в Ираке, который даже не пытался ограничить деятельность боевиков турецкой РПК, базирующейся на севере Ирака. По мнению турок, расширение границ Иракского Курдистана и повышение его автономного статуса неизбежно вызвало бы активизацию борьбы курдов за расширение своих прав в Турции и в других странах с большими курдскими диаспорами. В этих условиях администрация США предпочла и дальше занимать выжидательную и, как бы нейтральную, позицию в назревающем турецко-иракском и турецко-курдском конфликтах. С одной стороны, Вашингтон не скрывал, что возможные военные операции Турции на севере Ирака крайне нежелательны, поскольку они могут привести к жертвам среди мирного населения и еще больше дестабилизировать обстановку в Ираке. С другой стороны, США не поддерживали деятельность боевиков РПК и притязаний иракских курдов на Киркук. С учетом реально складывающейся обстановки американцы усилили свою военную базу в Иракском Курдистане и попытались сгладить нарастающие противоречия между Анкарой и Эрбилем, а также поддержать существующий баланс сил между курдами, арабами и туркоманами в провинции Киркук. Один из американских аналитиков даже заявлял, что «если курды попытаются изменить статус Киркука, то Соединенные Штаты будут вынуждены направить туда военную силу. Но если Америка не сможет установить контроль над Киркуком, то она сама может оказаться в кризисном положении». Следовательно, по оценкам западных источников, попытки волевого изменения статуса Киркука могли стать причиной нового межрегионального конфликта, в который коалиционные войска вынуждены были бы вмешаться в качестве арбитра. Поэтому американские союзники иракских курдов предостерегали их лидеров от поспешных действий как в отношении Киркука, так и в требованиях о полной независимости. М.Барзани старался оградить соотечественников от поспешных действий и призывал курдов оставаться в новом демократическом Ираке. Напряженность вокруг проблемы Киркука заставило различные политические силы разрабатывать подходы урегулирования этого этнополитического конфликта. Некоторые подходы решения проблемы Киркука Проблема Киркука являлась одним из самых острых вопросов, углублявших разногласия между курдским руководством и центром. Иракское правительство выступало за придание Киркуку статуса самостоятельной провинции, не входящей в состав Курдистана, что противоречило интересам иракских курдов. В центре спора между курдским руководством и Багдадом находится вопрос и о распределении доходов от добываемой в Курдистане нефти. Этот вопрос обсуждался на уровне министров по энергоресурсам Курдистана и Ирака. Проблемой Киркука занималось не только центральное правительство, но и специальная комиссия, возглавляемая Стаффордом де Мастура, официальным представителем ООН в Ираке. Затягивание решения проблемы Киркука вызывало опасения в эскалации ситуации в этой провинции между заинтересованными в решении этого вопроса общинами курдов, арабов, ассирийцев, туркоман, а также Турции. В связи с этим С. де Мастура заявлял, что статус Киркука будет решен «через политическую формулу», а не через референдум, который постоянно откладывается. Курды отвергают такой путь решения, предполагая, что он будет не в их пользу. В 2009 г. комиссия ООН сформулировала, наконец, позицию по вопросу разрешения вопроса о спорных территориях (Ниневия, Диала, Киркук), изложенную в 450-страничном докладе, который был представлен правительству Ирака и региональному правительству Курдистана. Этот документ, по мнению европейских экспертов, должен стать основой для переговоров Багдада с курдами по наиболее острым территориальным проблемам, в числе которых находится и Киркук. Хотя доклад комиссии ООН не был предан широкой огласке, американские аналитики полагали, что в нем представлено четыре (по другим данным пять) «компромиссных варианта» решения проблемы, как для правительства ал-Малики в Багдаде, так и для регионального правительства Курдистана. Однако три из них сразу же будут отвергнуты. Два других содержат следующее. Один из них подразумевает совместное правление в Киркуке обеими властями. Однако курды, как известно, стремятся к включению Киркука в состав региона Курдистан. Эрбиль желает полного подчинения его своей власти, так, как, например, провинция Дохук. Багдад также намерен получить полный контроль над Киркуком как, например, провинции Анбар. Второй вариант предполагает предоставление Киркуку автономии, что означает обретение им специального статуса, каким в настоящее время обладает Курдистан, который имеет свое правительство, вооруженные силы и находится в положении полунезависимости. Окончательные решения предполагается отдать на откуп провинциальных властей. Специальный статус будет, очевидно, продолжаться от 3 до 10 лет, пока не будут достигнуты окончательные договоренности о статусе Киркука. Политическая автономия Киркука предусматривает финансовую зависимость его от Багдада. Между тем, доклад комиссии ООН, который не является директивным, встретил негативную реакцию, как в Багдаде, так и в Эрбиле, поскольку он в полной мере не отражает позиции обеих сторон. Вместе с тем, С. де Мастура сказал, что арабам и курдам следует воспользоваться этим докладом для начала конкретного диалога. Он подчеркнул, что комиссия опасается усиления напряженности в этом спорном регионе страны, поскольку там существуют более острые противоречия, способствующие размежеванию сторон, чем территориальные. Американцы опасались того, что после вывода войск из Ирака в Киркуке начнутся вооруженные столкновения. Дж. Байден, вице-президент США, в частности, советовал местным властям Киркука в текущем году разрешить все спорные вопросы. Проблема Киркука как предмет политического торга Эрбиля и Багдада Напряженность вокруг проблемы Киркука особенно усилилась после того, как в июне 2009 г. региональное правительство Курдистана одобрило проект местной конституции, согласно которому Киркук включается в территориальные рамки автономного курдского региона. Этот документ был как бы предвыборной программой М.Барзани, который баллотировался на пост президента Курдистанского региона в июле 2009 г. Этот вызов мог осложнить отношения Эрбиля и Багдада. По требованию Дж. Байдена, советовавшего курдам не торопиться с принятием этого документа, М.Барзани согласился отложить референдум по конституции на осень 2009г. Это было его ответом на уступки Багдада по нефтяной проблеме. В июне 2009 г. центральнее правительство разрешило региональному правительству Курдистана экспорт сырой нефти на внешний рынок, хотя это было запрещено в течение предыдущих двух лет. С 1 июня 2009 г. курдам разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти ежедневно, но их нефтяные контракты все равно противоречат иракскому законодательству по углеводородам. Это, однако, не смягчило позицию Эрбиля в отношении проблемы Киркука. М.Барзани решительно отверг предложения комиссии ООН, считая их нереалистичными. Он продолжал настаивать на осуществлении своих требований. Багдад со своей стороны твердо стоил против расширения границ курдского автономного района, заявляя, что Курдистан не будет расширен за пределы провинций Эрбиль, Сулеймания и Дохук. Тем не менее, обе стороны рассчитывали урегулировать спорные вопросы путем переговоров. Вместе с тем, достичь договоренностей по всем спорным проблем до выборов марта 2010 г. в иракский парламент так и не удалось. Вместе с тем, на фоне начавшегося постепенного вывода американских войск из Ирака и усиления напряженности ситуации в Киркуке патрулирование и стабильность этого района обеспечивали объединенные силы американских военных, курдских пешмерга и иракской полиции. В то же время главнокомандующий вооруженными силами США в Ираке генерал Р.Одиерно полагал, что ко времени окончательного вывода американских войск напряженность в спорных территориях, в числе которых и Киркук, еще более усилится. В связи с этим он предложил заменить американских военных на силы миротворцев ООН. Проблема Киркука в условиях политического кризиса 2010 г. Во время парламентских выборов, состоявшихся в марте 2010 г., развернулась ожесточенная борьба в Киркуке за представительство в новом парламенте между ДПК, ПСК и «Горан». Киркук претендовал на 12 мест. Арабы и туркоманы Киркука опасались того, что победа курдов в этом регионе сократит их шансы на достойное представительство в центральном органе власти. Проблема Киркука обостряется по мере приближения даты начала переписи населения в Ираке, которая была перенесена на декабрь 2010 г. Между тем, уже в мае 2010г. местный избирательный комитет приступил к подготовительным работам. Он начал составлять списки семей, регистрировать здания и пр. При этом стали возникать непредвиденные проблемы, которые требовали разрешения до начала переписи. В их числе, например, вопрос об определении границ района. Он связан с тем, что во время проведения политики «арабизации» С.Хусейном некоторые курдские поселения были исключены из состава провинции Киркук, а арабские, напротив, включены в ее состав, как, например, город Хувайджи, расположенный на западе провинции. В связи с этим арабское и тюркское население выступает за реализацию ст.23 конституции Ирака, согласно которой необходимо иметь местную регистрацию, что позволит идентифицировать жителей, являются ли они киркукцами или жителями других регионов. В противном случае арабское и тюркское население бойкотирует перепись. Оно не согласно с тем, что некоторые курды, зарегистрированные в Киркуке, продолжают жить и работать в Эрбиле и Сулеймание. Поэтому они сомневаются в увеличении курдского населения Киркука. Арабское и тюркское население противится тому, чтобы Киркук был включен в состав Курдиcтанского региона. Это мнение не разделяет международное сообщество. Напомним, что ООН полагает, что Киркук должен быть либо расчленен между соперничающими сторонами, либо ему следует предоставить полуавтономный статус. Проблема Киркука вновь актуализировалась в период формирования нового иракского правительства после мартовских 2010 г. выборов в парламент Ирака. Глубокий кризис власти, 7-месячная борьба политических фракций за власть и их неспособность найти компромисс и сформировать новое правительство способствовало тому, что, согласно «Предложениям» Дж.Байдена, временно бывший премьер-министр страны Н.ал-Малики продолжил выполнение своих функций на период формирования нового состава правительства. Заинтересованность ал-Малики, возглавившего фракцию «Государство и закон», получить наибольшее число парламентских мест и начать процесс формирования нового правительства заставило его пойти на компромисс с курдами. Ему важна их поддержка для достижения поста премьер-министра. Взамен он обещал курдам продвинуть решение проблемы спорных территорий. Он заявил, что не будет препятствовать курдам провести референдум по проблеме Киркука. В Мосуле, Киркуке и Диале ал-Малики якобы сказал, что готов реализовать положение ст.140 иракской конституции о проведении референдума для решения судьбы нефтеносного района Киркука, который стремится присоединить к своей территории Курдистанский регион. Однако некоторые зарубежные аналитики считают, что такое сотрудничество может воспламенить суннитских арабов провинций Ниневия, Киркук и Диала, отказывавшихся уступить богатую нефтью территорию курдам. Итак, изучение проблемы Киркука актуализируется в связи с тем, что она находится в числе вопросов, с которым столкнется новое иракское правительство в условиях вывода американских войск из Ирака, намеченного на декабрь 2011 г. Киркук, как известно, принадлежит к числу важных нефтедобывающих районов страны. Нефтяной фактор является главным в борьбе за его контроль, как между этническими группировками, так и между Эрбилем и Багдадом. Это противоборство осложняется террористическими актами. Так, в этом районе местные силы безопасности обнаружили подготовленные для взрывов пояса смертников, а также захватили террористов и обезвредили подготовленное ими взрывное устройство. Цель подобных актов состоит не только в провоцировании беспорядков в регионе, но и нанесении экономического ущерба региону – разрушению нефтяных скважин и инфраструктуры, особенно тех объектов, которые находятся в пользовании иностранных компаний. Это может спровоцировать начало вооруженного противостояния различных группировок в этом районе. Кроме того, в условиях слабого центрального правительства придание слишком больших полномочий провинциям будет чревато фактическим распадом страны и может спровоцировать иностранное вмешательство. Не случайно Турция создает свои военные базы вблизи границ Иракского Курдистана под предлогом борьбы с турецкими курдами-автономистами. Это может вызвать озабоченность Ирана. Усиление напряженности в этой части этнического Курдистана чревато разжиганием широкого регионального конфликта. О.И. Жигалина
|