Этнополитические образования Дагестана формировались в условиях активного взаимодействия на протяжении ряда столетий оседлого коренного населения и многочисленных пришельцев-завоевателей. В разное время тот или иной этнос оказывался под властью Кавказской Албании, Сасанидского Ирана, Хазарии или Арабского халифата. По армянским источникам, в IV веке в Дагестане существовали 11 "царей" (предводителей горцев) и "царь леков". К VI веку оформились следующие политические объединения: Лайран (в горах на юге Дагестана южнее реки Самур), Маскут (плоскость на юге от Дербента по берегам реки Самур, Лакз (земли к северу от реки Самур и в бассейне реки Гюльгерычай), Табасаран (к северо-западу от Дербента в бассейне реки Рубас), Филан (территория Леваншинского плато), Зирихгеран (земли, населенные кубачинцами), Серир (в нагорном Дагестане, территория Аварского Койсу и Кара-Койсу). Эти объединения стали прообразами будущих государственных образований. После распада Арабского халифата и Хазарии в X-XII веках на территории Дагестана возникло множество этнополитических образований. Крупнейшим государственным образованием, а также культурным и торговым центром был Дербентский эмират. Эмир и знать Дербента были арабского происхождения, в эмирате господствовали арабский язык и ислам. Мусульманские правители арабского происхождения также правили в Кайтаге, расположенном на северо-западе от Дербента (населяли Кайтаг предки современных даргинцев). Кайтаг подчинил себе земли Филана и соседнего Уркараха. В отличие от знати, население Кайтага и Уркараха оставалось язычниками. Рядом с Кайтагом был расположен Зирихгеран с центром Кубачи, являвшимся крупнейшим районом ремесленного производства и выделки оружия и кольчуг. Его жители были язычниками. В Южном Дагестане в бассейне реки Самур продолжала существовать "страна лакзов" - Лакз (современные лезгины, агулы, рутулы и др.), в котором благодаря проникновению ислама развился феодальный строй. Юго (северо???)-западнее Дербента располагался Табасаран, а в Центральном Дагестане по течению Кара-Койсу - Гумик (Кумух). Жители Гумика до XI века были христианами и лишь позже приняли ислам. Первоначально Гумик включал ряд самостоятельных общин, но к XII веку стал единым и одним из самых сильных владений в Дагестане. Наконец, в Западном Дагестане сложилось сильное государственное образование - Серир, или Сарир (центры - селения Тануси и Хунзах). Во главе Серира стоял наследственный царь-"авар" (по имени правителя VI века). Правители Серира исповедовали христианство. В XII веке Серир распался на мелкие владения, позже вошедшие в Аварское ханство. Дербентский эмират Дербентский эмират - государство, возникшее на прикаспийском торговом пути с центром в городе Дербент. Последний занимал ключевую позицию среди центров торговли в Прикаспии. Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII-VI веках до нашей эры. До IV века нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании. В V-VI веках Сасаниды превратили Дербент в настоящую каменную крепость и порт. Дербент был форпостом на Каспии. Любая экспансия соседних государств начиналась с попыток овладения этим городом. С 735 года Дербент стал военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым центром и портом, очагом распространения ислама в Дагестане. Однако к X веку ислам утвердился лишь в части плоскостных земель, южном предгорье и Табасаране. Этносы дагестанской группы В XIV-XV вв. в на территории Дагестана проживало несколько десятков этносов, говорящих на разных языках и диалектах кавказской языковой семьи (кроме тюркоязычного населения Прикаспия). Помимо языковой близости их объединял однотипный общественный строй. При зримых политических различиях (союзы вольных обществ - джамааты и феодальные владения) общественный строй горцев имел общие системообразующие черты кавказской горской цивилизации. Однотипным был и хозяйственный уклад, в котором главенствовало отгонное скотоводство, сочетавшееся с земледелием и домашними ремеслами. Наиболее многочисленным дагестанским этносом традиционно являлись аварцы. Процесс их этнической консолидации в доордынскую эпоху только начинался, чему способствовало политическое объединение. Еще в V в. на землях аварцев возникло первое государство Серир. Название территории их проживания - Аварии произошло, вероятно, от имени царя Серира Авара (VI в.). В XIII в. в центральной части Хунзахского плато сложилось Аварское княжество с центром в г. Хунзах, которое к концу XV в. объединяло значительную часть нагорного Дагестана. Правили Аварией наследственные князья-нуцалы, которые были христианами-православными. Христианская Авария постоянно враждовала с соседними мусульманскими Кумухом и Кайтагом. В результате войн с ними аварцы в начале XIV в. начали принимать ислам. В конце XV в. в Аварии усилилась феодальная раздробленность и от княжества отделились несколько самостоятельных владений (Чоглинское, а позже - Кутишинское султанства). Соседние сельские общества находились в вассальной зависимости от нуцалов Аварии, которые могли выставить около 20 000 воинов. Наряду с аварским княжеством, в X I I -X V вв. продолжали существовать многочисленные (около 40) вольные общества аварцев: Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, Карах и др. Аварское княжество (с XV в. чаще именуемое ханством) и сельские общества находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих обычаях (адатах); впоследствии часть обществ попала в зависимость от нуцалов, а некоторые были поглощены ханством. Лакцы населяли территорию центральной части Нагорного Дагестана, а также равнинную территорию, включая часть Приморского Дагестана и современного Ставропольского края. Первоначально они проживали в родовых (тухумных) поселках, которые к XIV в. объединились в территориальные общины-джамааты во главе со старейшинами. У лакцев существовало множество родственных диалектов, одним из самых распространенных стал кумухский - язык жителей села Кумух. В XIII-XV вв. возникшее на лакских землях Казикумухское шамхальство (с центром в Кумухе) стало одним из сильнейших политических объединений Дагестана. Его владетели могли выставить 100-тыс. войско. Правители Кумуха - шамхалы приняли ислам суннитского толка, проводили активную внешнюю политику, подчинив себе не только лакские джамааты, но и земли даргинцев, ногайцев, часть аварцев и лезгин. Казикумух особенно усилился в золотоордынский период, монгольские ханы произвели его шамхала в старшие князья Дагестана. Вместе с аварцами в 1396 г. Кумух противостоял нашествию Тимура, потерпел поражение, однако территория княжества не была затронута войной. Поэтому могущество шамхалов быстро восстановилось, они подчинили себе плоскостные земли вплоть до Приморского Дагестана. Присоединение плоскости к Казикумухскому щамхальству совпало со временем окончательной утраты Золотой Ордой своих позиций в Дагестане. Территория шамхальства простиралась от р. Терек на юг до границ Кайтага и от Каспийского моря на запад до центрального Нагорного Дагестана. Кумух активно вмешивался в дела соседнего Кайтага, насаждал ислам в Зирихгеране и землях по верхнему течению р. Кара-Койсу, дань ему платили даже отдельные чеченские общества. Лезгины - коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория их расселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнему течению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в. земли лезгин в источниках именовались "Лекзистаном". В этническом отношении они делились на 3 большие группы - кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII-XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования - вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.). Постепенно южная часть Лекзистана попала в зависимость от азербайджанского Ширванского княжества. Часть лезгинских джамаатов находились также в зависимости от шамхалов Казикумуха. Свою самостоятельность сохранил возникший еще в V в. Зирихгеран, населенный кубачинцами (жителями с. Кубачи), хотя и он платил дань шамхалам Казикумуха. В этническом отношении кубачинцы были близки даргинцам. С 1305 г. официальной религией кубачинцев стал ислам. Кубачи славились своими ремеслами, главным образом - производством прекрасного вооружения. В период нашествия Тимура Кубачи уцелели, но вынуждены были снабжать войско среднеазиатского завоевателя оружием - бронями и кольчугами. С XV в. Зирихгеран попал в зависимость от Кайтага. Кайтагцы являлись этнической группой, известной с IX в., когда в арабских источниках встречается упоминание о территории их проживания - Хайдаке. В XIII-XIV в. в средней части бассейна р. Уллу-чай возникло Кайтагское уцмийство, ставшее одним из самых значительных княжеств Дагестана. Столицей его первоначально был Калакорейш, а позже - Уркарах. Владетели Кайтага - уцмии (от араб. "именитый") захватили предгорья к северу от княжества, населенные родственными даргинцами и часть приморской зоны, что позволяло им контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими колониями Причерноморья, а также со столицей Золотой Орды - Сараем. С XIV в. ислам стал распространялся по территории уцмийства, но длительное время жители Кайтага сопротивлялись исламизации и оставались язычниками. В этническом отношении население Кайтага не было однородным и включало, помимо собственно кайтагцев и даргинцев (Уцми-Дарго), также кумыков. Во второй половине XIV в. Кайтагу удалось распространить свое влияние на Табасаран и долину Самура. Кайтаг был союзником Золотой Орды, поэтому Тимур подверг уцмийство страшному разгрому, от которого оно оправилось лишь к середине XV в., когда уцмии восстановили былую силу своего княжества и даже подчинили Зирихгеран. Новой столицей страны стал Маджалис. К концу XV в. уцмии Кайтага могли выставить 30-тыс.войско. Не все земли кайтагцев вошли в уцмийство, сохранялись и вольные общества, которые в разное время находились в большей или меньшей зависимости от уцмия: Маджалис-Катда, Шуркант, Ирчамул, Каттаган, Каракайтаг и др. Даргинцы населяли предгорье и часть горной зоны северо-западнее Кайтага. Процесс этнической консолидации даргинцев шел крайне медленно и в XIV-XV вв. у них не сложилось крупного государственного образования или общинного союза. Даргинские земли были разорены нашествием Тимура, после чего Казикумухский шамхал распространил свое влияние на даргинские земли. В XIV в. даргинцы приняли ислам. В Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас) обитали табасаранцы. В древности Табасаран входил в состав Кавказской Албании, затем обрел независимость. Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах по склонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум или объединение родственных тухумов. Еще в домонгольский период в начале XIII в. на территории Табасарана существовало феодальное владение - майсумство. В золотоордынский период Табасаран попал в вассальное подчинение Кайтагу, но после нашествия Тимура и разгрома Кайтага стал независимым. Майсум жил в укрепленном замке в с. Хучни и мог выставить 60 тыс. воинов. Как и другие территории Дагестана, Табасаран постепенно исламизировался. Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, на южных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территории Приморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н.э. входили в состав Кавказской Албании, источники называют эту территорию "страной гелов". Рутульцы и цахуры не были однородными этническими группами и распадались на множество этнических групп со своими диалектами. Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения - Рутул, Шиназ, Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения. Цахурским центром было с. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронул Цахур. В XV в. в Рутуле происходили процессы феодализации, выделялась знать (беки). Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан. Агулы именуются по месту первоначального расселения (ущелью Агулдере). Постепенно они заселили труднодоступные ущелья центральной части Юго-Восточного Дагестана. Условия проживания привели к их крайней разобщенности, каждое селение говорило на собственном диалекте. По эпиграфическим материалам известно существование агульских поселков с современными названиями уже в XI-XII в. Татаро-монгольское нашествие ускорило процесс распада родовых общин, на месте древних тухумных поселков возникли крупные селения, объединявшиеся в общины, а с XIV в - в союзы общин. До второй половины XVI в. агульские общины сохраняли свою независимость. Мусульманская религия распространилась у агульцев очень рано, со времени арабских завоеваний VII-IX вв. В источниках по истории Дагестана XIII-XV вв. упоминается и тюркоязычное население в районе Дербента и на севере Дагестана. Население Дербента было этнически пестрым: тюрки, иранцы, азербайджанцы, представители различных дагестанских этносов. Дербентский эмират, существовавший с X в., в 1239 г. попал в зависимость от монголов, а с 1437 г. стал провинцией государства Ширваншахов. В XV в. в низовьях Терека оформилось Тюменское княжение. Название его происходило от термина "тумен", т.е. 10 000 (либо количество воинов, либо число жителей, а возможно, поголовье скота). Во главе Тюмени стояли наследственные князья-шавкалы (искаж. шамхал). Население княжения было тюркским, пришедшим сюда еще до половцев. В XIII в. оно смешалось с кипчаками, а позже - с ногайцами. Тюменцы - предки современных кумыков. Тюмень зависела от Кумуха и платила ему дань, южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Как и большинство дагестанцев, кумыки были мусульманами-суннитами. К концу XV в. относятся первые сведения о появлении в северокавказских степях ногайцев, в том числе в низовьях Терека и Сулака, однако активное заселение этих территорий произошло только после распада Ногайской Орды на Большие и Малые Ногаи во второй половине XVI в. http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/Middle/Etn_Dag.htm
|