Средневековое аварское городище Пипан было широко известно в Грузии как Пипинети. По официальной грузинской историографии Пипинети образовано поселением аварцев между 1548 и 1558 годами Леваном. Вот что пишет по этому поводу грзинский царевич Вахушти Багратиони в ХVIII веке: «И хотя кавказские лезгины не подчинялись Левану, однако и вреда ему не могли нанести. Говорили, что когда при Леване некий лезгин из Дагестана (аварец – ИА «Кабал») напал на Заречье (Левобережье Алазани – ИА «Кабал») и увел одну корову, узнал об этом Леван, собрал в Заречье тайно отряд и выступил с проводником. Шёл день и ночь, напал и схватил того человека с домочадцами и имуществом, привел на третий день туда же и убил всех, чтобы другие не осмеливались заниматься хищничеством. Он же Леван привел лезгин и поселил в Пипинети для того, чтоб возили они летом лед с Кавказских гор, и это породило зло, о чем будет сказано ниже». Однако более серьёзные исследования, в частности, археологические, говорят о наличии в Пипане поселения ещё в I-м тысячелетии нашей эры. В частности такой вывод позволяют сделать исследования архитектуры христианских храмов Пипана. Большой интерес представляют, опубликованные А. Карахмедовой культовые сооружения в селении Пипан Закатальского района. Это две базилики с обходом, которые получили в научной литературе название трёхцерковных базилик. (Карахмедова А.А. Христианские памятникики Кавказской Албании. Баку 1985 г.) Сущность композиции храмов состоит в том, что в одной постройке соединены три удлиненные залы - боковые пониже, средняя - более широкая и высокая: на линии столбов обычной трёхнефной базилики здесь имеются сплошные стены с дверными проемами или без них. Каждая из зал на восточной стороне имеет апсиду, так что одна постройка соединяет в себе три церкви. Появление этих церквей объясняется ростом культа - необходимостью совершать несколько раз в сутки церковную службу, при запрете совершать ее за одним и тем же престолом. При анализе композиции трехцерковных базилик в Пипанах обнаруживается идейная связь ее с композицией Кумской базилики. Эта связь заключается в следующем: в наличии центральной высокой церкви (в Пипанах - однонефной, в Куме - трёхнефной базилики) и более низких и узких сводчатых помещений, окружающих центральное ядро с севера, запада и юга. Трехнефные базилики, строящиеся после VII века, как правило, имеют только две или одну пару свободно стоящих опор. Перекрытие обычно двухскатное, без завышения среднего нефа. Восточные концы обхода в том и другом случае решены в виде приделов, отличие заключается в том, что в Кумской базилике обходы решены в виде открытых арочных галерей, а в трёхцерковных базиликах они целиком или частично закрыты сплошными стенами. Утвердившаяся в V-VII веках купольная архитектура в исследуемый период характеризуется повторением уже разработанных типов с небольшими вариациями. Строятся купольные базилики и залы, небольшие церкви типа "свободный крест", а также появляются первые храмы крестово-купольного типа с приделами по четырем углам. Второй этап раннесредневековой архитектуры в Албании представлен несколькими известными образцами церквей типа "свободный крест", которые при общности композиции, в то же время сильно разнятся по особенностям планировочного и пространственного решения. Один из них - маленькая церковь, находящаяся к северу от аварского селения Кабиздара Закатальского района, является оригинальным вариантом типа "свободный крест", в котором алтарная апсида размещена не в самом восточном рукаве креста, а примыкает к крестообразному объему церкви. Такое планировочное решение должно было отразиться и на пространственной композиции здания, в которой основной крестообразный, увенчанный куполом объем должен сочетаться с более низким многогранным объемом алтарной части. Пипан расположено на землях (каштановые сады) аварского селения Эхеди Тала, которое образовалось позднее, и как говорят данные арабоязычных хроник – родословий этого аварского селения своё происхождение два древних тальских клана выводят из Пипана. Это Горгиял (на авар. языке – Георгиевы) и Кашиял (на авар. языке – церковные служители). (Т.М. Айтберов. Закавказские аварцы. ч. I. Махачкала. 2002 г.). То есть значительная часть огромного села Эхеди Тала (7,9 тысяч человек на 2007 г.) являются пипанцами по происхождению и само село расположено в 2 км от Пипана. По поводу точного расположения Пипана высказывалось несколько мнений и потому мы решили дать карту с точным его расположением. Пипан, как видно, расположен между истоками реки Чеэр-шин (чIегIер-шин – на тальском диалекте аварского языка означает чёрная вода: Вместо литературного и закатальского лъин – вода, тальские и елисуйские аварцы произносят шин, а кусурцы - син). Красной квадратной точкой на карте обозначено расположение на территории древнего городища Пипан христианского храма. Также ещё три храма расположены повыше от Пипана вверх по течению реки Чеэр-шин по горе Буховлъи (от литературного аварского Борхалъи – высота).
|