Газопровод «Набукко» - опасный для перспектив интеграции постсоветского пространства проект, нацеленный на создание крайне нежелательной для России ситуации на юге Евразии Нынешней осенью или в начале следующего года может быть принято окончательное решение о начале строительства газопровода по проекту «Набукко». Разрабатываются и другие проекты транспортировки газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана в Европу в обход России. Эти гипотетические маршруты проходят, как правило, через Грузию и Турцию. Можно сказать, что проекты систем магистральных газопроводов и нефтепроводов в обход России превратились в главный рычаг воздействия со стороны западных стран и элит бывших советских республик на Россию. Даже близкие к русским «славянские братья» с удовольствием используют фактор Грузии и его президента-клоуна, чтобы потихоньку насолить Москве и переключить ее внимание на другие проблемы. Все началось с проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, о котором на Западе заговорили еще в первой половине 90-х годов, и вскоре заручились поддержкой двух старых лисов – Шеварднадзе и Алиева. Тем самым было положено начало превращению Кавказа, особенно Грузии, в полигон для агрессивной русофобии и проамериканской «цветной революции». Примеру Грузии (в смысле антироссийского переворота) последовали на Украине. Одним из первых шагов «оранжевой» украинской власти стало вытаскивание наружу, т. е. фактически выдумывание проблемы транзита газа через территорию Украины в Европу. Причем, это делалось даже в ущерб экономическим интересам самой Украины, - но это было выгодно определенным силам на Западе, особенно в США. В результате тандем Ющенко-Тимошенко вынудил «Газпром» вообще прекратить на какое-то время транзит газа через Украину, что так или иначе нанесло ущерб по имиджу «Газпрома» как надежного поставщика газа. Даже Лукашенко, когда-то верный «союзник» Москвы, вцепился мертвой хваткой в газовые и нефтяные трубы и явно считает их наличие залогом непоколебимости собственной власти, что выдается им как борьба за «суверенитет Белоруссии». Становится ясным, что пока через Украину и Белоруссию транспортируется значительное количество нефти и газа, политические элиты названных стран будут использовать этот фактор как рычаг давления на Москву в стремлении задержать интеграционные процессы с Россией. Факт остается фактом, что даже новая, вроде «пророссийская» власть Украины пока не хочет начать разговаривать о вхождении Украины в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, заявляя о цели интегрироваться в Евросоюз, а белорусское руководство выдвигает такие требования, которые предусматривают получение Белоруссией опять же «халявных» ресурсов нефти и газа. Украинские лидеры прямо критикуют проект «Южного потока», который заберет себе значительное количество транзита через Украину, так же как Лукашенко нападает и высмеивает сооружение «Северного потока». Здесь дело не только и не столько в экономической заинтересованности получать плату за транзит газа. Наличие магистральных систем газопроводов на своей территории является мощным и фактически безотказным оружием для торга с Москвой. И пока у власть имущих на Украине и в Белоруссии есть хотя бы теоретическая возможность перекрыть транзит российского и среднеазиатского газа в Европу, дестабилизировав тем самым ситуацию на континенте, они не согласятся или будут всячески противиться планам интеграции с Россией, нацеленным на создание некоего аналога Евросоюза. Именно поэтому для сдвига с мертвой точки давно ожидаемых процессов экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве России необходимо завершить наконец прокладку новых газопроводов и нефтепроводов, которые обходят территории бывших союзных республик. Но и западные страны не сидят сложа руки. Они продвигают свои проекты газопроводов, которые «цементируют» раскол постсоветского пространства, привязывают элиты этих стран к антироссийской платформе и к парадигме т. н. «санитарного кордона» вокруг России. На данный момент главным подобным проектом является «Набукко». Задумка «Набукко» - исключительно вредный и опасный для перспектив интеграции постсоветского пространства проект. Более того, этот проект нацелен на создание крайне нежелательной для России ситуации на юге Евразии. Он не только укрепляет русофобский режим Саакашвили в Грузии, но еще более прочно привязывает к нему колеблющегося пока Алиева. «Набукко» превращает Турцию, которая демонстрирует в последние годы отход от проамериканской политики, в жесткого конкурента России в регионе и в деле снабжения Европы газом, втягивает Туркмению и Казахстан в эту же ось и кроме того, противопоставляет Иран российским интересам. В случае реального осуществления «Набукко» неизбежна либо длительная «холодная война» на Южном Кавказе, где России придется окончательно сделать ставку на Армению против блока Турция-Азербайджан-Грузия, либо развязывание новых горячих войн. А это окончится тяжелыми результатами для Азербайджана и Грузии. Однако цементирование антирусских, прозападных режимов губительно скажется, по всей видимости, и на перспективах интеграции той же Украины с Россией. На первый взгляд, ситуация в Украине напрямую не связана с ситуацией на Кавказе. Однако, это не совсем так. Уже пять лет как Украина и Грузия рассматривались на Западе противовесами России на постсоветском пространстве и «островками демократии». Не случайны те интенсивные связи, которые Саакашвили установил с украинскими «соратниками» еще со времен Ющенко. Более того, даже после заката звезды Ющенко, Саакашвили не оставляет попыток любой ценой зацепиться за влияние и контакты на Украине. Дело здесь не столько в том, что Грузия продает большую часть своего вина и цитрусов именно в этой стране, а в том, что Саакашвили прекрасно понимает связанность судеб всех антироссийских проектов вокруг России. Стоит изолировать их друг от друга, как они начнут чахнуть и рассыпаться. Именно этим объясняется и тот факт, что даже новое руководство Украины отнюдь не спешит свернуть отношения не только с Грузией, как страной (допустим, торговые связи), но потихоньку начинает налаживать контакты и с самим Саакашвили. И это после того вопиющего факта, когда из маленькой Грузии на Украину посылались отряды боевиков (словно Украину грузинские руководители считали какой-то банановой республикой), для прямого вмешательства в избирательный процесс, кстати, не в пользу нынешней власти. Не так давно совершил вояж в Грузию первый вице-премьер правительства Украины Тигипко, - причем все было обставлено так, что он приезжал к «старшим товарищам», как в советскую эпоху в СССР приезжали делегации из развивающихся стран для «ознакомления с опытом». Украинскйи премьер Азаров тоже собирается вот-вот посетить Грузию. Саакашвили побывал на Украине и встречался с Януковичем, в день его рождения, хотя было заявлено, что «его не приглашали». Тем не менее, Саакашвили умудрился встретиться на территории Украины не только с украинским президентом, но и с Лукашенко, после чего записал интервью для белорусского телевидения, которое Лукашенко показал в отместку за фильм «Крестный батька» на НТВ. Главный смысл «Набукко» не экономический, а политический - трубу проложат даже без всякого газа, пустую, лишь бы она стояла и «производила надежду». Можно сделать вывод, что украинское руководство (возможно и белорусское) видит в полноценной интеграции с Россией угрозу украинской государственности, исходя из близости украинцев и русских (которых посол России в Украине назвал одним народом) из исторического опыта царской России, а потом и СССР. А интеграция в ЕС, при сохранении «стратегических» отношений с Россией, видится им относительно «безопасной», хотя общеевропейские структуры забирают не меньше, если не больше, реального суверенитета, чем те же Таможенный союз и Единое Экономическое пространство, не говоря уже о СНГ. Поэтому даже близкие к русским «славянские братья» с удовольствием используют фактор Грузии и его президента-клоуна, чтобы потихоньку насолить Москве и переключить ее внимание на другие проблемы. Более того, пока существует режим Саакашвили, на Украине и в Белоруссии всегда будут силы, которые посчитают, что еще не все потеряно: раз Москва не может «справиться» с маленькой Грузией и ее президентом, который вот уже столько лет оскорбляет российских лидеров, насмехается над политической элитой России и вообще над всем, что только можно, то уж с Украиной или хотя бы Белоруссией Кремлю тем более не «совладать». И проект «Набукко» может стать фактором, который укрепляет подобные надежды. На наш взгляд, его строительство начнется, несмотря на отсутствие твердых гарантий заполнения этой трубы газом. Ведь главный смысл «Набукко» не экономический, а политический. Можно предположить, что трубу проложат даже без всякого газа, пустую, лишь бы она стояла и «производила надежду». Всегда можно сказать, что раз есть труба, когда-то может появиться и газ. Если не сегодня, то завтра или послезавтра. И с этой надеждой укреплять дух русофобских элит бывших союзных республик, чтобы они не впали в отчаяние и не признали победу России (то есть, не поддались «соблазну» принять участие в интеграционных процессах, которые, на самом деле, выгодны всем постсоветским странам). Если постройка «Набукко» начнется, то в ближайшие годы продолжится «холодная война» между Западом и Россией на Кавказе, а вопрос Украины будет оставаться открытым. Турция и Азербайджан, дав согласие на «Набукко», уничтожат даже теоретические шансы сдвинуть с мертвой точки вопрос Карабахского урегулирования. Хорошим решением для этих стран может быть осуществление вместо «Набукко» какого-то другого, менее амбициозного проекта. Если России удастся к 2015 году построить «Южный поток» (вместе с «Северным потоком, который уже интенсивно строится), а «Набукко» будет качать лишь 10-15 миллиардов куб. метров газа в год, это в какой-то степени нейтрализует деструктивное влияние последней. Главным яблоком раздора останется Украина. Без Украины Единое экономическое пространство будет в целом ущербным и не сможет выполнять свою главную функцию – создание экономической основы для жизнеспособного и в целом защищенного цивилизационного пространства. Мы не принимаем во внимание точку зрения части российских экспертов и политиков, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве обременительны для самой России и она должна «отгородиться» от бедных соседей, а развивать отношения главным образом с Европой и США. Российское руководство дало четкие ответы на эту тему, активно реализуя проекты ТС и ЕЭП, и приглашая к участию в них такие страны, как та же Украина. Конечно, при этом речь не идет о советской модели интеграции, когда РСФСР и ряд других республик дотировали остальные советские республики, причем эти последние жили лучше, чем сама Россия. Если к 2015 году или чуть позднее вместе с прокладкой «Южного потока» удастся каким-то образом решить проблему Саакашвили, освободив тем самым Грузию от неестественного и навязанного извне русофобского режима, то эти два фактора сделают приглашение Украины в интеграционные объединения гораздо более убедительным, чем сейчас. Но одновременно нужно показать Украине все те преимущества интеграции, которые, безусловно, существуют. В этой стране есть целые сектора экономики, например, авиастроение, машиностроение и др., которые кровно заинтересованы в углублении связей с Россией. Есть и силы, которые не заинтересованы в этом, и это не только украинские националисты, но и часть экономической элиты. Тщательное и взвешенное обсуждение всех сторон и деталей интеграции и того положения, которое Украина займет на этом пространстве, является необходимым условием для успешного завершения этого процесса. Георгий Векуа, Тбилиси http://www.evrazia.org/article/1479
|