В современной идеологической пропаганде для мировой общественности и в международной политике все большее место уделяется проблеме международного терроризма. Поэтому данный болезненный изъян жизни современного мирового сообщества подвергается широкому исследованию и обсуждению на различных научных конференциях и в межгосударственных переговорах. При этом, внимание государственных деятелей, исследователей и работников СМИ держав и стран так называемого «Севера» по существу концентрируется только на одной форме международного терроризма – на самодеятельных и эпизодических вылазках отдельных личностей или группировок. Таким образом, хотя проблематика международного терроризма по своей природе – весьма сложна и во многом закамуфлирована, в ней целенаправленно анализу подвергается по существу лишь одна ее сторона. Причем, к такому варианту оценки террористической деятельности большую заинтересованность проявляют именно те силы, которые и являются зачинателями и проводниками международного терроризма, а именно – современные мировые державы. Поэтому главным фактором осложнений в международных отношениях целесообразно считать государственный терроризм. Государственный терроризм – первичный фактор мирового террористического процесса. Он – диктатор неустойчивости международных отношений, он – провокатор негативных настроений, возникающих в международном сообществ, отдельных регионах и государствах. Диапазон и формы проявления государственного терроризма охватывают: от политического и экономического давления на соседние и другие страны, на их правящие режимы и народные массы вплоть до применения вооруженного насилия. Их организатором выступает патологический эгоизм неоколониалистских социальных групп в державах, которые идут на применение любых мер, чтобы максимально властвовать в мире через эксплуатацию более слабых социальных и государственных образований, чтобы сохранять неравенство и подавлять противников существующего неравенства и эксплуатации подавляющей части человечества. Если говорить обо всех формах и методах внешних действий мировых держав в течение последнего столетия, то по сути это – вся политическая и экономическая история современности: все войны, борьба за сохранение неэквивалентного ценообразования в мировой торговле, это – деятельность монополий и спецслужб, а также – межрелигиозные противоречия и столкновения. В настоящее время главным державным проводником таких форм международных отношений выступают Соединенные Штаты Америки, их пособники в Европе и в других регионах мира. Для краткости, и во имя выделения самой опасной на сегодняшний день формы международного терроризма остановимся только на текущих войнах сильных мира сего против слабых, но гордых, народов и политических режимов. Это – войны на земле мусульманского ареала: вооруженная оккупация Ирака и Афганистана, грубейший шантаж Исламской Республики Иран и выражение недовольства с намеками на осложнение взаимных отношений (не говоря о широком круге стран мирового сообщества) даже в отношении таких сравнительно терпимых к американским деяниям мусульманских стран, как Саудовская Аравия и т.д. Как известно, в начале 2002 г. правительство США провозгласило новую концепцию, в соответствии с которой США наделяли себя правом свергать любое правительство, политика которого, по мнению Вашингтона, угрожала национальной безопасности США. В данной связи, помощник президента по национальной безопасности К. Райс заявила: «Теперь Вашингтону не требуется даже предлога о нарушении прав человека в той или иной стране, чтобы совершить против нее агрессию или иным путем добиваться смены неугодного для них политического режима».1 Таким образом, США присвоили себе право назначать на мировой арене интервенции без всяких пределов и ограничений, руководствуясь собственными «национальными интересами». Для осуществления своих агрессивных акций, нарушающих международное право и суверенитет «неугодных» государств, используются любые подходящие предлоги. Такой, кстати, оказалась спекуляция на террористических актах 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда погибли более 3 тысяч специалистов и квалифицированных чиновников. Вместо обдуманных объективных действий против истинных преступников, включая и их руководителей, Вашингтон пошел по пути безоглядной реализации своих геостратегических устремлений на БСВ. Без обсуждения даже в рамках Совета Безопасности ООН и его резолюций, без согласованности с командованием НАТО и своими стратегическими союзниками в Западной Европе американской администрацией были развернуты широкомасштабные военные действия вооруженных сил США в Афганистане и Ираке. А сопутствующие контингенты так называемой многочисленной международной коалиции (в Ираке 39 государств, а в Афганистане – 15) были сформированы впоследствии под разными формами давления на правительства широкого ряда стран, начиная от Германии и вплоть до островов Самоа и Фиджи. В итоге были оккупированы Афганистан и Ирак, свергнуты их законные президенты, а один физически уничтожен. Оккупации подверглись 40 млн. человек, а по существу под военный контроль попало 240 миллионное население Ближнего и Среднего Востока, так как в регионе развернуты 19 военных баз, вокруг барражируют эскадры ВМС США и западных держав, над головами летают всевозможные разведчики и совершаются военные маневры под руководством и соучастии внешних сил. За первое десятилетие XXI-го века в Ираке и Афганистане в совокупности были убиты и искалечены около 2 млн. человек, в основном мирные жители, включая детей, стариков и женщин. Расстрелы свадеб, похорон, праздничных шествий и других общественных мероприятий стали частыми и обыденными «ошибками» иностранной военщины, и легко списываются на случайности. Местное население запугано и подавлено местными коллаборационистами, опирающихся на силовую поддержку оккупантов. Народы Ирака и Афганистана несут огромные потери в области воспроизводства населения и производительных сил, национального просвещения и медицинского обслуживания, развития национальной культуры и чувства национального достоинства. Более того, в Вашингтоне утверждают о своем «законном» праве на продолжение своего военного присутствия и в дальнейшем, ввиду необходимости гарантирования интересов мирового сообщества в приобретении местных ресурсов (углеводородов, лития и т.д.), а также сохранения «демократических» государственных структур, навязанных извне. То есть во имя интересов западных монополий и геостратегических интересов США и НАТО была сделана заявка по крайней мере на ближайшее десятилетие на осуществление вооруженных операций по своему усмотрению в любом регионе мира, а на практике – пока в мусульманских странах. д.п.н. Шарипов У.З., в.н.с. ИВ РАН
|