На российских граждан в анклавных селах обратили внимание за рубежом Во время визита президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан 3 сентября прошлого года был подписан договор между двумя странами о государственной границе. Согласно договору, эта граница соответствует бывшей административной советской границе между Дагестанской автономией в составе России и Советским Азербайджаном. Как известно, Баку давно добивался подписания этого договора и переговоры о нем шли более 10 лет. В феврале сего года стало известно, что, согласно подписанному минувшей осенью документу, два анклавных дагестанских села Храх-Уба и Урьян-Уба Магарамкентского района Дагестана будут переданы под юрисдикцию Баку. Еще до подписания договора официальный Баку начал оказывать системное давление на жителей этих двух сел с тем, чтобы они либо приняли гражданство Азербайджана, либо выехали за пределы страны. Отчасти это требование объясняется тем, что Основной закон страны запрещает двойное гражданство. Несмотря на сплоченность и решительность жителям сел было трудно без поддержки Москвы противостоять государственным структурам Азербайджана. Угрозы, аресты, ограничения при выезде и въезде через границу между странами, визиты различных служб с призывами выехать или изменить гражданство усугубились отказом в праве на возвращение выехавших в Дагестан жителей российских сел. В качестве примера российский журналист Милрад Фатуллаев приводит случай с жителем Храх-Убы Вахидом Абдуллаевым, отцом трех малолетних детей. Выехав в районный центр Магарамкент в Дагестане для закупки удобрений и запасных частей для сельхозтехники, он не был пропущен обратно в село. Азербайджанские пограничники прокомментировали это следующими словами: «Вы подлежите временной депортации». Не указав, впрочем, ни сроков, ни мотивов. В телефонной беседе с начальником Управления государственной миграционной службы Азербайджана Эльманом Алиевым, в ответ на просьбу пропустить Абдуллаева в родное село было сказано: «Как только ОН ПРОДАСТ МНЕ свой дом в селе, так сразу же его пропустят обратно через границу без всяких проблем». Известно также, что от угроз депортации в результате остановки сердца скончалась 44-летняя Шаргия Асварова. Известны также случаи, когда азербайджанские власти не допускают в анклав на похороны ближайших родственников жителей Дагестана. Все те, кто уехал в Россию, не допускаются обратно в села азербайджанскими властями. Они стали как бы «временно депортированными». Согласно российской прессе, в списках, как выразился вышеупомянутый Эльман Алиев, «временно депортированных» оказались не только члены Совета старейшин и активисты сел, но также их семьи и даже дети. При этом «временно депортированным» не указали ни причин, ни сроков отказа в возвращении домой. Некоторые были лишены права въезда в анклав пожизненно. Отчаявшиеся люди, не имея возможности вернуться в родное село, обращались во всевозможные российские инстанции, но не получили за полгода даже отписки. На территории Дагестана они месяцами вынужденно проживают у родственников и сочувствующих граждан, оказавшись по другую сторону границы без денег, без жилья, без работы... В начале февраля в Махачкале состоялся митинг в защиту прав двух вышеупомянутых дагестанских сел. Очевидно, что наибольшее возмущение в Дагестане вызвал подписанный в Баку договор о государственной границе, в котором не было учтено мнение руководства этой многонациональной республики в составе России. Согласно договору, граница была передвинута в сторону России, т. е. Дагестана, без каких-либо серьезных оснований, а разделение водозабора реки Самур (более 90 водосбора формируется на территории России) оказалось крайне невыгодным для российской стороны. Лишь после того, как сообщения о произошедшем попали в центральную российскую печать, в Махачкале были проведены акции протеста, а судьбой двух анклавных сел озаботилось руководство Дагестана, в Москве «зашевелились» чиновники российского МИДа и других федеральных ведомств. С Азербайджаном были проведены дополнительные консультации по судьбе жителей двух анклавных сел, в результате которых азербайджанская сторона заверила российских партнеров в том, что Баку окажет содействие в решении судьбы российских граждан. Скорее всего, им будет предложено три варианта решения: принять гражданство Азербайджана, переселиться в Дагестан или переселиться в Россию, за пределы Дагестана. По мнению российских экспер-тов, знакомых с этой проблемой, Москва игнорировала то обстоятельство, что оба этих села были переданы официально Дагестану еще в 1940 году. Поведение и отписки чиновников российского МИДа были подготовлены, по мнению российских журналистов, «в лучших бакинских традициях». Казалось бы, а что из всего произошедшего вынести гражданам и экспертам по региону в Армении? На наш взгляд, все произошедшее демонстрирует, что приверженность Москвы газопроводной политике доведена до политического апогея в регионе Южного Кавказа. Речь идет о минимизации экспортных возможностей Азербайджана по поставкам газа для газопровода NABUCCO. Как известно, во время того же визита Медведева в Баку Азербайджан согласился увеличить продажу природного газа России. В свете происходящего становятся понятны уступки Москвы Азербайджану по договору о государственной границе, которая де-юре передала Баку два анклавных села и сделала существенные уступки по водосбору реки Самур. Кроме того, действия официального Баку по отношению к российским гражданам, проживавшим в анклавных селах, очень напоминают даже по используемой чиновниками терминологии и методике (в частности, речь идет о принудительной продаже домов) практику депортации и этнических чисток армян, осуществленных в 1991 году при поддержке внутренних войск СССР. Речь идет об операции «Кольцо», когда были депортированы жители сел Камо, Азат и Геташен (в азербайджанской топонимике – Чайкенд). Данные действия Баку указывают, что в гуманитарных вопросах, связанных с национальными меньшинствами (жители анклавных сел были лезгинами) Азербайджану доверять по-прежнему сложно. Нужно требовать жестких международных гарантий во время переговоров по урегулированию нагорнокарабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Речь идет не только о вопросах безопасности, статусе Нагорного Карабаха, но и о гуманитарной сфере. Официальные российские структуры продемонстрировали полное безразличие к судьбе собственных граждан, что позволяет нам провести параллель с политикой властей Армении. Если бы не публикации в российской прессе, то не совсем ясно, какие могли быть шансы на защиту своих прав у жителей дагестанских анклавов. Неподотчетность избирателям и воспроизводство власти являются признаками того, что политические системы Армении и России во многом схожи. Давид ПЕТРОСЯН, «The Noyan Tapan Highlights» (USA) N14, April, 2011 http://gazeta-nv.ru/content/view/5887/109/
|