Созданием новых епархий на Северном Кавказе Русская православная церковь пытается усилить свое влияние в регионе, считает религиовед Александр Солдатов. Однако, по мнению его коллеги Юрия Михайлова, что кадровые перестановки РПЦ и реорганизация епархий не повлияют на ситуацию в регионе. Эксперты также высказывают мнение, что перевод Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в Челябинскую область является признаком опалы со стороны руководства Русской православной церкви (РПЦ). Напомним, что решением Священного Синода Русской православной церкви от 22 марта Ставропольская и Владикавказская епархия была разделена на Пятигорскую и Черкесскую епархию, Владикавказскую и Махачкалинскую епархию, Ставропольскую и Невинномысскую епархию. Епископом Пятигорским и Черкесским назначен епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт. На Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру назначен архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Возглавлявший с 2003 года Ставропольскую и Владикавказскую епархию архиепископ Феофан назначен главой Челябинской и Златоустовской епархии. "Безусловно, созданием новых епархий на Северном Кавказе Русская православная церковь усиливает свое влияние в регионе. Понятно, что Патриарх Кирилл уделяет кавказскому направлению особое внимание. Например, на прошлом заседании Священного Синода много говорилось о создании осетинской духовной семинарии, ведении богослужении на осетинском языке. Сейчас решили усовершенствовать церковную организацию во всем северокавказском регионе", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор Портала о религии "Кредо.Ру", религиовед Александр Солдатов. То, что Дагестан входил в Бакинскую и Прикаспийскую епархию с центром в Баку, давно казалось противоестественным "То, что Дагестан входил в Бакинскую и Прикаспийскую епархию с центром в Баку, давно казалось противоестественным. Речь о том, что дагестанские приходы должны состоять в российской епархии, давно шла", - говорит Александр Солдатов. По его мнению, Патриарх Кирилл "отчасти подгоняет церковные отделения под государственные". "Пятигорск – центр Северо-Кавказского федерального округа, поэтому церковь решила создать там епархию. Северная Осетия – стратегически важный для России регион, поэтому РПЦ определяет там центр Владикавказской и Махачкалинской епархии. Кроме того, рядом с Северной находится Южная Осетия, где главное место в религиозной жизни занимает не русская православная церковь, а одна из греческих церквей. С этим также связано решение РПЦ об усилении позиций в Северной Осетии", - считает эксперт. В то же время собеседник выразил недоумение по поводу перевода Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана из Ставрополя в Челябинск. "Это влиятельная фигура с хорошими связями в Москве, серьезным авторитетом на Кавказе. Видимо, у Феофана давние личные противоречия с Патриархом Кириллом. Поэтому данное решение Патриарха Кирилла трудно воспринимать иначе, чем некое наказание. У Феофана были сильные позиции в северокавказском регионе, он являлся церковно-административным тяжеловесом. К тому же он часто возглавлял миротворческие миссии в зарубежных странах. То, что его перевели в Челябинск, является сенсацией", - говорит религиовед. У Феофана были сильные позиции в северокавказском регионе, он являлся церковно-административным тяжеловесом По его наблюдениям, недопонимание между Патриархом Кириллом и архиепископом Феофаном началось с того момента, когда Феофан несколько лет назад был отправлен в отставку с поста заместителя председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ, в то время возглавляемым нынешним патриархом. "У них произошел какой-то конфликт, природа которого мне не до конца ясна. Тем не менее, после того, как Кирилл стал патриархом, Феофан всячески подчеркивал свою лояльность к нему", - добавил Солдатов. Говоря о новоназначенных руководителях епархий на Северном Кавказе, эксперт отметил, что они значительно уступают Феофану по авторитету и влиянию на общество. "Челябинская область – менее сложный регион. Он значимый в промышленном плане, но политически не такой важный, как Кавказ. Поэтому Феофан просто уйдет в тень. Я считаю, что данное решение - признак опалы, ссылка и наказание со стороны Патриарха Кирилла", - сказал Александр Солдатов. Эксперт также упомянул о епископе Феофилакте, назначенном Епископом Пятигорским и Черкесским. "Это человек, особо приближенный к патриарху Кириллу, он был ректором Смоленского духовного училища, когда патриарх Кирилл был митрополитом Смоленским и Калининградским. Так что можно сказать, в его лице Кирилл посылает особо доверенного представителя", – подытожил Содатов. Эксперт в области государственно-религиозных отношений, пожелавший остаться неназванным, также считает, что причиной решения РПЦ перевести архиепископа Феофана на Челябинскую кафедру является негативное отношение со стороны руководства Русской православной церкви. "После смерти Алексия Второго в основном рассматривались две кандидатуры на пост патриарха. Это митрополит Калужский и Боровский Климент и нынешний патриарх Кирилл, являвшийся тогда митрополитом Смоленским и Калининградским. Эти две фигуры продвигали две разные группы государственных и религиозных деятелей. В числе сторонников Климента был Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Когда патриархом был избран Кирилл, стало понятно, что Феофан оказался в проигрыше", - сказал эксперт. На Кавказе и климат другой, и политически это более важный и сложный регион Он добавил, что "Феофан приносил извинения нынешнему патриарху, но, видимо, негативное отношение со стороны руководства РПЦ к нему осталось". "Сразу его не могли понизить, потому что стало бы очевидно, что это месть. А сейчас третий год пошел после выборов патриарха. Реструктуризация епархий на Северном Кавказе оказалась благовидным предлогом", - считает эксперт. Собеседник добавил, что Челябинск, с точки зрения священнослужителей, неплохое, зажиточное место. "Но, конечно, с Кавказом не сравнить. На Кавказе и климат другой, и политически это более важный и сложный регион", - подытожил религиовед. Между тем сопредседатель Некоммерческого партнерства "Славянский правовой центр", член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Владимир Ряховский затруднился назвать причины перевода архиепископа и Феофана в Челябинскую область. "Я думаю, это просто внутренние перестановки в РПЦ. Не всегда священнослужители работают до смерти в одном и том же регионе. Бывает, их переставляют. До работы архиепископом на Кавказе Феофан возглавлял епархию в Магадане", - рассказал Владимир Ряховский корреспонденту "Кавказского узла". По мнению эксперта, архиепископ Феофан – человек из команды Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. "Они вместе работали в Отделе внешних церковных связей РПЦ в то время, когда был жив Патриарх Алексий Второй. Я знаком с Феофаном. Это сильная и яркая личность", - отметил Ряховский. Главный редактор издательского центра "Ладомир", религиовед Юрий Михайлов считает, что кадровые перестановки РПЦ и создание новых епархий на Северном Кавказе не повлияют на ситуацию в регионе. Религиозные деятели должны говорить о проблемах общества современным языком. А сегодня большинство православных деятелей говорит средневековым языком "Меняются карты в колоде и все. Влияние церкви на светскую жизнь и общество сводится к нулю. У нас религия отделена от государства, но люди не отделены от общества. Государство отводит церкви роль как общественно значимой организации, оказывающей стабилизирующее влияние на граждан страны, духовное возрождение общества и так далее. Но эти задачи не решаются, потому что церковные деятели видят свою миссию только в рамках культа", - считает Юрий Михайлов. По его словам, православные религиозные деятели должны давать оценку значимым событиям в жизни российского общества. "Были трагические события на Манежной площади (на Манежной площади 11 декабря 2010 года, когда акция памяти болельщика "Спартака" Егора Свиридова, убитого в результате массовой драки 6 декабря, переросла в беспорядки, во время которых пострадали 29 человек - прим. "Кавказского узла"). Практически не было комментариев православных религиозных деятелей на эту тему. Их как будто не было в нашей стране на тот момент. Я уже не говорю о других вещах", - говорит Юрий Михайлов. "Если православные религиозные деятели отражают интересы общества, то должны высказываться так, чтобы общество сплачивалось в решении тех проблем, с которыми оно сталкивается, так как духовность – платформа для консолидации и объединения. Религиозные деятели должны говорить о проблемах общества современным языком. А сегодня большинство православных деятелей говорит средневековым языком", – заключил Юрий Михайлов. Ранее бывший руководитель администрации президента РФ, а ныне президент Фонда социальных и интеллектуальных программ Сергей Филатов заявил корреспонденту "Кавказского узла", что для разделения Ставропольской епархии должны были быть предпосылки, но в данном случае их не было. Деятельность Феофана он оценил довольно высоко, отметив, что архиепископ мог сплотить людей в непростых для региона ситуациях. Неоднозначно оценили преобразования РПЦ в Ставропольском крае. Так, руководитель общественной организации "Территория закона" Владимир Полубояренко считает, что расчленение епархии - это разрушение системы, которая создавалась два столетия 19 епископами и резко ослабит позиции православия на Кавказе. Атаман Ставропольского казачьего войска Союза казаков России Дмитрий Стригунов, в свою очередь, отметил, что казачество спокойно восприняло решение Синода. По его мнению, идет усиление православия на Кавказе, так как вместо одного регион получил трех духовных лидеров. Как сообщал "Кавказский узел", с 26 декабря 2003 года Ставропольская епархия объединяла православных христиан, проживающих на территории Ставропольского края, Северной Осетии - Алании, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Феофан был назначен владыкой Ставропольской епархии определением Священного синода РПЦ от 7 мая 2003 года. Автор: Ася Капаева; источник: корреспондент "Кавказского узла" http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/183559/
|