На лентах мировых СМИ появилось весьма интригующее сообщение. Его суть в том, что Евросоюз намерен в ближайшие 20 лет сократить количество используемых в городах бензиновых и дизельных автомобилей, а к 2050 г. и вовсе запретить их. Итак, в прессе вновь появилась временная отметка – 2050 год. Несколько ранее, в октябре 2010 г., премьер-министр Дании Ларс Расмуссен на выступлении перед парламентом заявил, что к 2050 г. страна может окончательно перестать быть зависимой от таких источников энергии, как уголь, газ и нефть. Их заменят биомасса и ветряные электростанции. В июне 2009 г. в ряде СМИ сообщалось, что ряд европейских компаний (в их числе 20 крупнейших немецких фирм) планируют в ближайшие годы построить в Сахаре «солнечный город» – крупнейшую в мире систему солнечных электростанций, которая обойдется в 400 млрд евро. В рамках проекта, который получил имя Desertec, планируется поставить системы отражающих зеркал, которые будут направлять солнечный свет на специальные башни. Внутри них под воздействием тепла вода будет превращаться в пар, который станет вращать турбины. Полученную электроэнергию планировалось транспортировать в Европу через систему подводных кабелей. Предполагается что проект Desertec должен позволить Европе получать более 15 % необходимой электроэнергии. Отмечалось, что проект будет реализован примерно через 30–40 лет, т. е. опять в районе 2050 г. Несколько меньший проект (его ориентировочная стоимость около 36 млрд фунтов стерлингов) формирования системы солнечных батарей в Сахаре для обеспечения потребностей Европы в «чистой» энергии обсуждался летом 2008 г. Солнечные батареи должны занять площадь, сравнимую с площадью Уэльса в Великобритании. Мощность новой солнечной электростанции составит около 100 гигаватт. Реализовать его планировалось также в районе 2040–2050 гг. Кстати, активным сторонником проекта является президент Франции Николя Саркози. В декабре 2010 г. стали известны некоторые детали программы развития военно-воздушных сил (ВВС) США, согласно которой до 2016 г. все военные вертолеты должны перейти на биотопливо. В тот же период СМИ сообщили, что американская компания Pratt&Whitney провела испытания авиадвигателя, работающего на биотопливе. Двигатель F100-PW-220 предназначен для использования на самолетах ВВС США. А что же в России? В нашей стране тема скорого исчерпания углеводородов вновь стала актуальной также в 2008 г., когда замминистра природных ресурсов РФ Алексей Варламов сообщил, что разрабатываемые на территории РФ месторождения топливно-энергетических ресурсов, возможно, будут исчерпаны уже через 10-15 лет. Он подчеркивал, что спустя всего лишь несколько лет нам грозит очутиться на грани исчерпания минерально-сырьевой базы. Тогда же было озвучено, что запасов урана, существующих на сегодняшний день, хватит до 2017 г., нефти – до 2022 г., а газа и угля – до 2025 г. Такая оценка совпадает с мнением ректора Санкт-Петербургского горного института (технический университет), профессора Владимира Литвиненко, которое он высказал также в 2008 г. Эксперт считает, что обеспеченность России запасами нефти, добыча которых является рентабельной, может составить до 10 лет, по газу – 20 лет. Если опираться на эти цифры, то у нас все закончится на пару десятилетий раньше, чем надеется протянуть Европа. Приведенные факты позволяют предположить, что к концу первого десятилетия XXIвека мировой элитой достаточно четко была осознана проблема будущего нынешней цивилизации в условиях окончания рентабельных запасов углеводородного сырья. В условиях, когда нефть и газ заканчиваются, а реальных прорывных технологий, способных заменить их, так и не создано, единственной альтернативой остается электроэнергия, причем вырабатываемая на «чистых» станциях: водных, солнечных, ветряных и приливных. Ну а армия в новых условиях должна будет воспользоваться биотопливом. Для Европы (особенно для Франции, значительная часть выработки энергии в которой приходится на АЭС), по сути, единственной территорией, на которой могут быть реализованы рентабельные проекты создания солнечных электростанций, является Северная Африка. Возможно, не случайно, именно в 2008 г. по инициативе президента Саркози был создан Средиземноморский союз, в который вошли страны, омываемые Средиземным морем. Из числа североафриканских стран в него вошли Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Сирия, т. е. как раз те страны, которые оказались во власти «народных» бунтов зимой 2011 г. Ливия до последнего времени оставалась наблюдателем в этом союзе, поскольку Муаммар Каддафи отказался приехать на организационный саммит Союза, назвав новую организацию заговором по подрыву единства арабских и африканских стран. История показывает, что Каддафи тогда оказался как никогда прав – «заговор» действительно сработал. Еще одна интересная тенденция, зародившаяся нынешней зимой, наблюдается в Китае. В начале февраля на информационных лентах ряда мировых агентств появилась информация о том, что КНР сформировала стратегический резерв редкоземельных металлов. Сообщалось также, что Китай начал накапливать стратегические запасы редкоземельных металлов, чтобы упрочить свое доминирование на мировом рынке этих элементов, необходимых для производства высокотехнологичной продукции. Почему именно сейчас Китай активизировался: построил хранилища, ужесточил экспортные условия? Возможно, одна из ключевых причин активизации Китая – электромобили. Производство этого вида транспорта без использования редкоземельных металлов на сегодняшний день представить себе невозможно. При этом развитые экономики, та же Япония, Израиль, страны Евросоюза, ежегодно вкладывают миллиарды долларов в поддержку электромобилестроения. В этой связи, придерживая экспорт редкоземельных ресурсов, Китай может преследовать две цели. Во-первых, затормозить развитие производства электрокаров в западных странах – для того, чтобы выиграть некоторое время и «подтянуть» собственное производство таких автомобилей. Во-вторых, Китай недавно сделал крупные покупки всемирно известных автомобильных брендов, таких как Volvo, Hummer, Saab. Суммы сделок исчисляются миллиардами долларов, т. е. китайцы продолжают делать ставку на традиционную автомобильную промышленность (производство транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания – ДВС). И в этой связи бурное развитие электромобилей и гибридов на Западе весьма некстати, так как это может существенно сказаться на рентабельности китайских инвестиций. Чтобы не чувствовать себя обманутыми (когда западные страны «скинули» китайцам устаревшие технологии – производство автомобилей с ДВС и активно принялись за разработку новых электрокаров), в КНР вполне могли пойти на шаги, косвенно сдерживающие развитие новых технологий в производстве электромобилей и связанной с ними инфраструктуры. Оценивая вышеизложенные факты, можно предложить версию, согласно которой многие из важнейших событий последних лет – и глобальный финансовый кризис, и Великая арабская революция, и некоторые другие, менее значимые события – есть звенья одной Большой игры, которая началась вовлечением нефти в индустриальную жизнь современной цивилизации, а в последнее время переходит в фазу, напрямую связанную с ее финалом – исчерпанием извлекаемых запасов нефти. Причем заканчивается не только нефть, но и газ, и уголь. Как прогнозировалось многими специалистами, годы, предшествующие окончательному прекращению промышленной добычи углеводородов, оказываются переполненными жестокими событиями, так или иначе связанными с борьбой за последние капли нефти. Нефть – кровь цивилизации, а в нынешней цивилизации этой крови почти не осталось. Что ждет человечество через несколько десятилетий, когда нефте- и газопроводы опустеют? Успеет ли цивилизация подготовиться? Пожалуй, эти вопросы сегодня все настойчивее переходят из разряда фантастики в разряд реалий жизни. Процессы по модернизации экономики, снижению ее зависимости от углеводородного сырья, начатые руководством России, должны дать надежду и для нашей страны. Вот только успеем ли? Сергей Гриняев http://www.csef.ru
|