Культ святых – почитание объектов, предметов, сверхъестественных существ и связанная с
ним совокупность обрядов, ритуалов, праздников, жертвоприношений на современном этапе за-
нимает немаловажное место в духовной жизни лезгин.
Культ святых у лезгин представляет собой конгломерат различных древних представлений,
языческих и мусульманских персонажей и святых мест. Смешение, наслоение разных эпох на-
глядно проявляются в обрядах и ритуалах, в магических действиях, совершаемых верующими при
поклонении святыням.
Как и во всем мусульманском мире, лезгины почитают общемусульманские святыни. Это – в
первую очередь, поклонение черному камню Каабы. Последнее десятилетие XX – начало XXI в.
характеризуется резким ростом числа лезгин, совершающих хадж в Мекку (вспомним годы со-
ветской власти, когда паломничество в Мекку было исключительно редким явлением). Верующие
накапливают средства, порой отказывая себе в самом необходимом, чтобы совершить хадж, неред-
ки случаи спонсирования поездок материально обеспеченными лезгинами, считающими это бо-
гоугодным делом. Паломничество в Мекку поднимает престиж человека и его семьи. Паломники,
побывавшие в Мекке, получают почетную добавку к имени – «хаджи». Они пользуются всеобщим
уважением, с ними советуются во всех семейных начинаниях, их приглашают на все важные со-
бытия в семье (на свадьбы, рождения детей, мавлиды и др.).
Все большую популярность в народе приобретают региональные и локальные святыни.
Известным не только среди лезгин, но и по всему Дагестану и сопредельному Азербайджану
региональным культовым центром остается Эренлер (Шалбуздаг), на который, говоря словами
С.М. Саидова, – «… в рамках периферийной исламской традиции… перенесены функции и до-
стоинства более значительных исламских святынь» (1). Исследователь религиозных верований
народов Дагестана И.А. Макатов пишет, что «… еще в прошлом (XIX – М.Р.) веке мусульманское
духовенство объявило о том, что семикратное восхождение на Шалбуздаг и поклонение его святы-
ням равноценно совершению хаджа в Мекку» (2).
На Шалбуздаге сосредоточен целый комплекс святынь – мавзолей (пир) шейха Сулеймана,
камни Фатимы – дочери пророка Мухаммеда, камни со следами копыт Дюльдюля – коня Хазрата
Али (полководца пророка Мухаммеда), расколотая надвое скала, которая играет роль чистилища,
озеро с чистой и прозрачной водой – «ТIурфандин уьр» («Озеро Тайфуна»), обладающее чудодей-
ственной силой, направленной на прекращение засухи и т.д.
Паломничество на Шалбуздаг в последние годы, с легализацией ислама, получает невидан-
ный ранее размах. В городах и районах республики появились организаторы групп паломников,
которые рассказывают им о благодатной силе святыни, обеспечивают их транспортными сред-
ствами. Интенсивно возрастают пожертвования верующих. Достаточно сказать, что за счет их по-
жертвований построена мечеть на Шалбуздаге, отреставрированы и приспособлены под жилые
помещения естественные гроты, где паломники могут проводить часы отдыха.
Все большую популярность среди лезгин приобретает паломничество к святыне мусульман-
шиитов «Кьасум утагу» («Дому Касума»). Обряды, связанные со святыней, входят в комплекс
обрядов, посвященных дням траура по убиенным в Кербале в 61 хиджры (в 680 году по новому
летоисчислению) мученикам Хусейну, Касему (Кьасуму), Аббасу и другим.
Функционируют и сохраняют популярность среди верующих и ряд других локальных свя-
тынь – пиров лезгин (святого Агъакиши буба, шейхов Абдурахмана, Сафара, Гасана, Мурада,
Араз-буба, Джалил-буба и других).
Ритуал посещения святынь в основных своих чертах стереотипен по последовательности
исполнения обрядов и действий. Это, прежде всего, круговые движения (обход) вокруг святилищ,
затем молитвы с изложением просьбы, подвязывание лоскутков или платков к памятникам, дере-
вьям или кустам около них, жертвоприношения (скотом, продуктами питания, носильными ве-
528
щами и т.д.), прием святой земли. Эти действия, характерные для ритуалов на святых местах, у
всех народов, исповедующих ислам, как отмечает Г.П. Снесарев, «генетически восходят к весьма
архаичным, в значительной степени еще первобытным религиозным представлениям и культам.
Круговые обходы святилища заставляют вспомнить о сакральном значении круга и круговых дви-
жений в целом в ряде ритуалов древности. Прикосновение к могиле святого, подвязывание лоску-
тов к кустам, прием святой земли и т.д. – не что иное, как стремление приобщиться к сверхъесте-
ственной силе фетиша, установление контакта с объектам культа» (3).
Анализ источников и полевого материала убеждает, что, хотя культ святых у лезгин, как и
у других народов Дагестана, сформировался на почве языческих верований, последние органично
вплетены в общую мусульманскую канву. Ислам с его гибкостью идеологии основательно ниве-
лировал чуждое его догматике.
1. Саидов С.М. Культ святых в Дагестане. Махачкала, ИПЦ ДГУ. 2000, с. 13.
2. Макатов И.А. Культ «святых» – пережиток прошлого. Махачкала. Дагкнигоиздат, 1962,
с. 9.
3. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Сред-
ней Азии. М., Наука, 1983, с. 36.