Шейх Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) родился в 1777-м году в селении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет, он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук. В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию Корана. Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) устраивал обеды и ужины, собирал горцев на встречи, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. Усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой. Однажды, когда перед его домом собралось много людей, Мулла-Мухаммед обратился к присутствующим с такими словами: "Я очень грешен перед Аллахом и пророком. До сих пор не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его посланника Мухаммеда. По милости Всевышнего только сейчас у меня открылись, глаза и я, наконец, вижу, как подобно сверкающим алмазам проходит мимо меня источник вечной правды. Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды Вашего поля, я обогащался за счет Вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня грехах. Я хочу искупить свою вину, испросить прощения у Аллаха и у Вас и вернуть вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать Вашим! Берите его и делите все между собой!".Так выступил Мулла-Мухзммед, но народ единодушно объявил, что Муллаа-Мухаммед сохранит и свой дом и свое имущество, и суровая кара постигнет каждого, кто осмелится дотронуться до них.Его глубокие познания, послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя было известно далеко за пределами Дагестана - в Турции, Бухаре и Персии. Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшбандийский Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется "мюридизмом"), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (таррикат) и от наставника - муршида, к ученику мюриду. Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бида) являлись одним из способов заставить народ жить праведно. Но этого по мнению новых проповедников было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей должно также осуществляться согласно шариата. Ведь именно в том что умма сбилась с праведного пути виноваты в первую очередь власть имущее, погрязшее в грехе. Между тем Мухаммад Яраги ( Мухаммад Ярагскийя) стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамалуддин Гази-Кумухи. В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию Имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели, Мухаммад Яраги способствовал избранию Имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, Имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его. В одном письме, написанном Шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: "Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь". Царские власти узнав о роли Мухаммада Яраги в Кавказской войне решили положить конец его деятельности. Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре он был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества (зиярат) . Вместо себя он оставил муршидом Джамалуддина из Гази-Кумуха Самым печальным является тот факт, что под общероссийскую колыбельную, немного посопротивлявшись, попал и дагестанский народ. История Дагестана не как республики, а как исторического места проживания коренных народов была предана забвению. Мало кто из нынешней молодёжи знает, чем прославился имам Шамиль и кто такие были Магомед Ярагский и имам Газимагомед. Старшему же поколению о них и вовсе не рассказывали в школе, заменив эти личности одним героем – Владимиром Ульяновым (Лениным). Когда умер Ленин, про Шамиля вспомнили, правда, в сугубо корыстных целях. Одним он нужен был как напоминание центру о том, что горцы могут быть неспокойными, если им не давать денег и должностей. Другие использовали его имя, чтобы сделать имя себе. Это небольшой пример из истории горцев. В России же историю вспоминают, лишь когда нужно поднять боевой дух населения. http://www.yarag.info/Статьи/Магомед-Ярагский.php
|