Смещение полюсов в географии террора Кремль последние годы ищет возможность ещё более укрепить единство страны, выбрав при этом отнюдь не самое продуктивное направление – унификацию Российской Федерации. В результате такого тренда федеративный характер государства, заложенный в Конституции России, превращается в пустую декларацию, не наполненную реальным содержанием. Курс на унитарность На Кавказе такая унификаторская политика будет иметь в дальнейшем непредсказуемые последствия. Прежде всего это будет сказываться в усилении антироссийских настроений и формировании элит, ориентированных на другие мировые центры силы. Мощная адыгская диаспора вкупе с некоторой частью местных элит фактически уже реализовывает «британский проект» по ослаблению влияния России на Западном Кавказе, основы которого были заложены ещё в середине ХIХ века. В немалой степени такой поворот традиционно пророссийского адыгского мира, включающего Кабардино-Балкарию, Адыгею и Карачаево-Черкесию, был обусловлен вышеуказанной унификаторской политикой Кремля. Это показало мощное противодействие адыгской элиты даже слухам о предстоящем объединении с Краснодарским краем. А ведь адыгейцев чуть более 100 тысяч, и составляют они в Адыгее лишь четверть населения. Нетрудно представить, каково будет отношение других, более «кавказских» республик РФ к таким слухам, имеющим цель выявить степень противодействия местной элиты. Ингуши имеют свой «зуб» на Кремль ещё с 1992 года, когда он занял в осетино-ингушском конфликте сторону преимущественно православно-языческой Осетии. В последние годы к проявлениям протеста против действий Кремля прибавились ещё несколько: «антизязиковщина», движение против планируемого Кремлём объединения с Чечнёй, противодействие похищениям и произволу силовиков, которые связаны или связываются в народе с Москвой. В результате ингушская элита, за исключением узкой группы, теми или иными узами связанной с Москвой и её ставленниками на месте, ориентирована явно антироссийски, и эти настроения подогреваются нашими оппонентами. Дело доходит даже до формирования новой элиты, получившей образование в подконтрольных этим силам учебных заведениях. Простой пример: в вузах только Тбилиси учатся на данный момент более 200 ингушей. Тот же пример характерен и для чеченской молодёжи, ведь несколько тысяч её представителей получают образование на Западе. То есть в отношении народов Северного Кавказа в некоторых западных странах (США и Великобритания) в условиях провалившегося (но не похороненного) проекта «исламского сопротивления» России запущена долгосрочная программа, согласно которой через пару десятков лет в северокавказских республиках вызреет новая формация элит и молодёжи с устойчивыми антироссийскими установками. Далее, если перейти к Дагестану, то здесь можно говорить о наличии двух программ, подготовленных для наших народов. Во-первых, в отношении тюркских народов Дагестана (кумыки, ногайцы, азербайджанцы – вкупе составляют почти пятую часть населения республики) антироссийская политика проводится руками Турции, и формирование антироссийской платформы происходит на этнической или национальной основе. Применяются те же методики: обучение молодёжи в турецких и азербайджанских вузах (с начала 1990-х годов более 1000 человек из числа дагестанских тюрков) и формирование устойчивой установки среди национальных элит на создание собственных государственных образований с перспективой дальнейшего объединения в рамках так называемого Турана (государство, в котором будут объединены все тюркские страны и народы от Алтая до Адриатики). Авторам данного проекта для его реализации придётся ждать следующего, подобного 1990-м годам, ослабления России. В отношении дагестанцев – носителей коренных кавказских языков – формирование антироссийской платформы идёт на религиозной почве. В условиях провала такого сценария на чеченском фронте дагестанское его направление стало для инициаторов ключевым. В отсутствие идейной установки для создания независимого от России государства не исключено слияние первого и второго вариантов. К таким выводам нас подталкивают и последние изменения в структуре дагестанских НВФ. Боевики уходят на юг На днях министр МВД РД Адильгерей Магомедтагиров заявил, что лидером дагестанских НВФ стал уроженец Закатальского района АР «Эльгар Моллачиев, агулец по национальности». На самом деле Ильгар Абдурахман оглу Маллачиев является цахурцем, как и другой член НВФ Наби Набиев, убитый 17 сентября прошлого года вместе с Раппани Халиловым в пригороде Кизилюрта. Более того, они оба, как и ещё несколько членов дагестанских НВФ, жили в райцентре Закатала, на двух соседних улицах: Гагарина и Дагестанской. А агульцы, как известно, в Азербайджане не проживают. Наряду с этим в Табасаранском районе было обнаружено НВФ, состоящее в массе своей из уроженцев Дербента. В дальнейшем в Южном Дагестане прошли несколько спецопераций, в ходе которых среди членов НВФ были замечены кусарские лезгины. Один из них, уроженец села Аваджух Кусарского района, был убит, и позднее, после выдачи его тела, захоронен в родном селении. С другой стороны, к ним присоединяются закатальские цахуры. Летом 2007 года в ходе усиления борьбы с НВФ в Дагестане в Закатальский район АР на «отдых» перешли некоторые члены дагестанских НВФ во главе с Вугаром Маллачиевым, братом «амира» Дагестана. Из числа представителей дагестанских народов Азербайджана в сводках МВД Дагестана как члены НВФ не проходили только закатальские аварцы. Однако не стоит обольщаться и на этот счёт: уже имеются данные об усилиях по включению и их представителей в ряды дагестанских НВФ. Пока на этом фронте у Баку мало успехов из-за наличия в этой зоне шейха Малламухаммада из села Берец-бина, друга и ученика Саида-апанди Чиркейского. Однако в его отношении, как и в отношении визитов в эту зону самого Саида-апанди, азербайджанское руководство предпринимает жёсткие меры. Саид-апанди дважды был фактически депортирован из Азербайджана во время визитов в Закаталу к Малламухаммаду, а деятельность последнего вызывает явное противодействие властей АР. Одновременно идут репрессии и против других сторонников «тариката» – 21 февраля сего года белоканскими полицейскими с привлечением МНБ был проведён обыск в квартирах лиц, «подозреваемых в связях с радикальными религиозными группировками» (фактически заявляется, что они – ваххабиты). Силовики заявили, что «обнаружили в квартире жителя села Шамбул Махама Чихинова (1953 г. р.) 313 экземпляров запрещённой религиозной литературы и 12 видеокассет. У жителя села Халатала Идриса Чиртиева (1965 г. р.) изъято 107 экземпляров запрещённых книг и 1 видеокассета». На самом деле в Белоканском районе были проведены обыски у нескольких аварцев, работающих или работавших дибирами, никакого отношения к ваххабитам не имеющих. Более того, оба они получили образование в Дагестане, в исламских учебных заведениях, подконтрольных шейху шазалийского и накшбандийского тарикатов Саиду-апанди Чиркейскому. Саид-апанди же, как известно, является главным идейным противником дагестанских ваххабитов. В этой связи очевидно желание азербайджанского МНБ, объявив всех религиозных аварцев Цора ваххабитами, спокойно, без оглядки на мировое сообщество и Дагестан, начать войну с аварскими имамами. В мае 2007 года вышеназванный Чиртиев был снят с должности имама центральной Кабахчолской мечети руководством Закатальского межрайонного отдела МНБ. Поводом для снятия стало то, что он обучался в Дагестане и читал проповеди на родном аварском языке. Напомним, что Чиртиев работал дибиром Кабахчола 12 лет (с 1995 по 2007 г.). Вместо него назначен Магомед Хутраев (50 лет). Всего с конца 1990-х годов азербайджанскими властями в обход населения и против его воли были сняты с занимаемых должностей около 40 сельских дибиров. Сейчас же азербайджанское руководство фактически готовится начать против джарцев открытую войну. Интересно, что на это скажут чиновники из дагестанской делегации, побывавшей в Цоре, заявившие об отсутствии фактов ущемления прав дагестаноязычных народов в Азербайджане? Одновременно складывается ощущение о наличии какой-то договорённости между властями АР и членами дагестанских НВФ – уроженцами АР. Ведь, несмотря на закрытие мечетей, недавнее запрещение азанов (не только по звукоусилителям, но и вживую) и обучения Корану на дому (то есть наличие прямых поводов для джихада) в Закатальской зоне АР, активность НВФ там нулевая. В этой связи возникают резонные вопросы о природе такой активности членов НВФ, уроженцев АР, в Дагестане и о связи её с властями соседней республики. Наряду с этой, имеется информация о нахождении в этих районах «отдыхающих» членов Курдской Рабочей Партии численностью от 20 до 30 человек. Наши источники объясняют такую расположенность этническим происхождением как руководства АР, так и глав Белоканского и Закатальского районов из числа ассимилированных нахичеванских курдов. Если там отдыхают боевики КРП, почему бы не отдохнуть и членам дагестанских НВФ? Таким образом, на южных наших границах из числа наших же этнических дагестанцев, проживающих на своих, коренных землях, предпринимаются попытки формирования боевых отрядов с дальнейшей засылкой их в Дагестан. Такая практика уже наблюдалась в Афганистане, когда США готовили в Пакистане из числа этнических афганцев молодёжные боевые отряды, основавшие в дальнейшем движение «Талибан». Дальнейшее развитие событий известно всем, и повторяться тут вряд ли стоит. «По плану Москвы» Опять же данные процессы стали возможны вследствие бесхребетной позиции официальной Махачкалы в деле защиты интересов Дагестана в отношениях со своими соседями. Для этого предлагаем вернуться на несколько лет назад и процитировать СМИ АР. Как пишет аналитик, специализирующийся на Северном Кавказе, «примечательно, что перед началом активизации чеченских боевиков прошла информация о том, что остатки преступной группировки, орудующие в Закатальском районе после уничтожения главарей, скрываются в Дагестане. Официальные лица Аслана Масхадова категорически отрицают связи чеченских боевиков с аварской криминальной группировкой и появление в регионе чеченских эмиссаров. «Аварцы действуют по плану Москвы, а мы – воюем с Россией», – твердят чеченцы». (Гюльнара Инандж, «Азербайджанские известия», 24.10.2002 г.). Однако «действовавшие по плану Москвы» были в массовом порядке с нарушениями норм российского законодательства с территории Дагестана выданы АР. Как свидетельствуют наши источники в силовых структурах, эта процедура происходила по следующему сценарию. Представитель центрального аппарата МВД АР (чаще всего в этой роли выступал офицер, известный как нахичеванец Вагиф) неофициально выезжает в Дагестан, где даёт досье на общественных деятелей – этнических дагестанцев, скрывающихся на территории республики вследствие преследований со стороны азербайджанской полиции, одному из высокопоставленных офицеров правоохранительных структур РД (по данным нашего источника, в этой роли в последнее время чаще выступает полковник МВД, уроженец Тляратинского района). Последний узнаёт о местонахождении разыскиваемых дагестанцев и сообщает своим бакинским друзьям. Те присылают двоих сотрудников УГРО, которым дагестанские силовики передают политических беженцев, выдавая их за обычных уголовников. Далее уже известный нам Вагиф, но уже с чемоданом (3–7 тысяч у. е. за человека) приезжает к дагестанскому офицеру. Существуют данные о том, что те же лица сплавляют в АР и информацию о наших погранзаставах и прочих военных объектах. То есть фактически на территории России (Дагестан) силовые структуры АР в лице отдельных высокопоставленных сотрудников дагестанских правоохранительных органов имеют своих агентов влияния, разведчиков и ещё Бог весть кого, и этим уже заинтересовались соответствующие органы. После такого отношения со стороны официального Дагестана к пророссийски настроенным силам в Азербайджане неудивительно, что их место занимают аналоги афганских моджахедов. Однако пока ещё не поздно повернуться лицом к этим силам и попытаться с их помощью изменить ситуацию в среде этнических дагестанцев на наших южных рубежах. Похоже, часть представителей дагестанского и российского руководства всё-таки понимает опасность игнорирования этих проблем. Иначе чем объяснить состоявшийся недавно визит дагестанской правительственной делегации в районы, населённые этническими дагестанцами? Однако на уровне рядовых исполнителей все инициативы руководства гасятся инертностью подчинённых или даже саботажем. Кроме того, многим в нашей республике и за её пределами непонятна ситуация, когда интересы этнических дагестанцев в АР призван защищать дагестанофоб, на каждом шагу поносящий свящённое для дагестанцев имя имама Шамиля, да и само дагестанское руководство, оставившее его на занимаемом посту. http://khabal.ucoz.ru/publ/2-1-0-6
|