Внутриконфессиональные споры и разногласия религиозной среды Дагестана по каноническим, богословским, ритуально-обрядовым, нравственно-этическим вопросам между последователями различных тарикатских шейхов способствуют осложнению религиозной ситуации. Конфликтный потенциал во внутриконфессиональной среде мусульман сохраняется и планомерно принимает агрессивные формы. На сегодняшний день республиканским властям едва удается снимать напряженность и стабилизировать обстановку. Силы, с ярко выраженной религиозно-экстремистской идеологией, представленные сторонниками исламских радикальных группировок преследует цель через культивирование собственных представлений о политическом устройстве, с применением насильственных методов добиться изменения светского характера Дагестана и отделения его от России. Республика приняло ряд комплексных мер по оздоровлению общественно-политической ситуации, которые не привели к достижению стабильности в сфере государственно-конфессиональных отношений. Кроме того ситуация ухудшилось и с ликвидацией Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий, в результате чего оказалось, что республика, в которой 96 % ислама не имеет своего отдельного органа по делам религий. Все межконфессиональные вопросы решаются параллельно с чем-то. А ведь совсем недавно сотрудники религиозных направлений участвовали в разрешении конфликтов в религиозной среде в самых разных этнических регионах Дагестана, а ныне напряженная ситуация консервирована, не решена и сохраняется. На фоне этого все актуальней становится учеба в религиозных вузах исламских государств. Много религиозной молодежи из городов и районов Дагестана, Северного Кавказа и Кавказа в целом ежегодно выезжают на учебу в зарубежные страны. Точное количество таких студентов подсчитать уже невозможно, так как процесс учета в Дагестане упущен. Информация только приблизительная, основанная на результатах мониторингов общественных и религиозных организаций. Официальная статистика показывает, что с начала 2009г по настоящее время из Дагестана в зарубежные учебные заведения выехали по оценкам самих студентов свыше 132 чел. Хотя доподлинно известно, что возникли новые фундаментальные исламские направления учебы в Албании, Судане, Ливии, Тунисе, Чаде, Сомали и Кашмире. Выезд учащихся производится обязательно через исламские международные структуры в Египте. Основной поток молодежи салафитских взглядов. По их словам питание, проезд и прочие расходы берет на себя международная религиозная организация Islamic grupp Faradeyi. Организация малоизвестная и действует только на территории Ливии, Судана, Туниса, Чада. По уже подтвержденным данным представительства этой организации активно функционируют в республиках Северного Кавказа. Выезд студентов производится со всех регионов юга России. Молодежь традиционного ислама отдает предпочтение Турции, Ирану, Египту и учатся в основном на факультетах «Основ Ислама». Главная проблема для тех и других в том, что происходит, когда возвращается этот молодой специалист, все места уже заняты на десятилетия вперед. Особо важным является идейный аспект борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом, так как именно это направление из всех составляющих терроризма имеет непосредственное отношение, к исламу выражаясь в форме исламских лозунгов и иной религиозной речевой атрибутики. По военному и информационному направлению борьбы с радикальным исламом приняты определенные меры, а идейная сторона остается вне внимания властей. Эту нишу с лихвой восполнили экстремисты и террористы. Отсутствие идейного потенциала и подготовки квалифицированных специалистов в сфере религий не дает возможность противостоять растущему влиянию исламских радикалов. Органы государственной власти не активны в идейном противоборстве терроризму, уходят от дискуссии с исламскими радикалами по мусульманской теории и шариату. Кроме того начинает набирать обороты и то, что некоторые исламские лидеры, число которых тоже растет не в пользу конституционному строю, заняли антигосударственную позицию по отношению к терроризму, по сути оправдывая его, а традиционные формы исламской идеологии не в состоянии предложить убедительную идейную альтернативу исламу экстремистов. Мониторинг молодежной среды Республики Дагестан показывает, что 42% респондентов, так или иначе, задумываются о своем будущем в исламе. Они вовсе не хотят идеальный Кавказский Имарат (территориальное подразделение Халифата), такого не бывает. Их интересует, широкое применение шариата как основы мусульманской конституции внутри отдельно взятой республики, разумеется, с его дальнейшим продвижением в глубь страны. Не является целью построение исламских стран вроде Ирана, молодежь думает идти по примеру султанатов, Катара, Брунея, Бахрейна и т.д., но с очень жесткой, в отдельных моментах и жестокой моделью правления. Социологические опросы и даже доскональный мониторинг не дают полной картины. Уже серьезные экспертные прогнозы говорят, о том, что протестующую молодежь не вернуть в конституционное поле. Дагестан единственная республика в мире, где борьба с терроризмом поощряет терроризм. Самый мощный всплеск экстремизма впереди и, к сожалению, уже не только в молодежной среде и не только в Дагестане, СКФО, России, СНГ… В политических кругах страны нет осознания того, что современный ислам стал доминирующим фактором внутригосударственных отношений России на Северном Кавказе. Гереев Руслан Маликович - руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа. http://gereev.ucoz.ru/publ/dagestan_ehpicentr_konfliktov_na_severnom_kavkaze/1-1-0-3
|