«Лживые утверждения ряда азербайджанских политиков и историков о том, что после подписанных в XIX веке между Россией и Ираном Гюлистанского и Туркменчайского мирных договоров «на исторических азербайджанских землях» началось «массовое заселение армян из Ирана и других стран Ближнего Востока в Азербайджан», для нас не новость. Это один из многих элементов политики фальсификаций и подлогов официального Баку, используемых последним на протяжении многих лет». Об этом заявил ИА REGNUM карабахский историк Грачик Арутюнян, комментируя заявление «Азербайджанской общины Нагорного Карабаха» в связи с поездкой президента НКР Бако Саакяна во Францию. «Нагорный Карабах являлся частью десятой провинции Армении – Арцаха. Создатель армянской письменности Месроп Маштоц основал первую в Армении школу с обучением на основе нового армянского алфавита (405 г.) в монастыре Амарас, расположенном в Мартунинском районе нынешней НКР. Другим фактом, опровергающим домыслы Азербайджана о появлении армянского этноса в регионе лишь в XIX веке, является документально сохранившаяся многолетняя переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским двором и некоторыми европейскими державами, начавшаяся еще в первой четверти XVIII века. С целью развития в Иране ремесел в период персидского владычества многие карабахские ремесленники вместе с семьями вывозились в различные регионы Ирана. После присоединения Армении и Карабаха к России они начали возвращаться на родину. В результате содействия этому процессу погиб известный русский писатель и общественный деятель, посол России в Персии А.С. Грибоедов. Тюркские же племена, к которым восходит современный азербайджанский этнос, начали проникать в Закавказье в XI-XIII веках нашей эры. В Нагорном Карабахе они появились лишь в последней трети XVIII века и вплоть до включения НК в состав Азербайджана в 1921 году никогда не превышали 3-4% населения», – сказал историк. Отметив, что сама Азербайджанская Республика впервые появилась на карте мира лишь в 1918 году, когда, воспользовавшись распадом Российской империи, вторгнувшаяся в Южный Кавказ турецкая регулярная армия создала на востоке региона тюркское государство, Грачик Арутюнян сказал: «Территория же, ныне воспринимаемая под названием Азербайджанская Республика, никогда не составляла единой административной единицы и в различные периоды истории была разделена между разными государствами – Мидией, Ираном, Арменией, Россией. После провозглашения Азербайджанской Республики это политическое образование с помощью турецкой армии завоевало территории коренных в регионе талышей, лезгин, аварцев, цахур. Все эти народы по мере сил защищались от агрессии Азербайджана: талыши даже провозгласили свое государство, просуществовавшее свыше года, но в конце концов пали под ударами азербайджано-турецкой армии. Азербайджан тогда пытался завоевать и Нагорный Карабах, но армянам края удалось защититься от агрессии. Однако осенью 1920 года в Нагорный Карабах вошли подразделения советской Красной армии, а 5 июля 1921 года под давлением Сталина Карабах был включен в пределы Советского Азербайджана. Таковы были реалии большевизма: решение о включении армянского края в пределы советского Азербайджана принимал партийный орган России – Кавбюро РКП (б). Это абсурдное и волюнтаристское решение партийного органа третьей стороны по сей день является единственным документом, которым Азербайджан и его президент Алиев «обосновывают» свои территориальные претензии к исконно армянскому краю». По утверждению историка, об автохтонности и самоидентичности армян Южного Кавказа свидетельствуют не только тысячи исторических памятников – церквей, храмов, монастырей, но и вековой хозяйственный уклад армянского населения. «История Арцаха-Карабаха берет свое начало с незапамятных времен. Раскопки поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в Степанакерте (Вараракне), Кркжане, Амарасе, в долине Ишханагет и др. привели ученых к выводу о том, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются местными вариантами единой культуры. В 8-7 в. до н.э. Арцах входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное название Арцах. Страбон в своем известном труде «Георгафия» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении. На заре 4 века н.э. в Арцахе распространяется христианство. В начале же 5 века здесь, как и в других областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с изобретением и распространением армянской письменности», – отметил Грачик Арутюнян. По его словам, «несомненно и то, что с первых лет советской власти в Азербайджане принялись за планомерное уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры». «Бакинские власти старались всячески уничтожать следы армянской культуры. Кроме того, с пятидесятых годов прошлого столетия в Азербайджане началась кампания по присвоению армянских памятников архитектуры. Один за другим объявлялись азербайджанскими монастырь Хутаванк (IY-ХIII вв.), Гандзасар (ХIII в.), Дадиванк (IY в.) и другие. Азербайджанских ученых не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве. Объявление армян Нагорного Карабаха албанами также является грубым и весьма неуклюжим приемом Баку в его потугах исказить историю Арцаха и ввести международное сообщество в заблуждение», – сказал историк. При этом он отметил, что «попытки представить карабахский конфликт в качестве «межобщинного» являются пропагандистским трюком официального Баку, призванным отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы». «Я считаю подобный подход бесперспективным. Карабахская проблема должна решаться путем непосредственных переговоров политического руководства НКР и Азербайджана», – резюмировал карабахский историк. http://analitika.at.ua/
|