Проникновение Ислама в Дагестан, бывший некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав Арабского халифата, а следовательно, и на территорию современной Российской Федерации, началось с города Баб аль-абваб. Таким было арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот». Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана. Он являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии. В IX веке Дербент был в основном арабским городом (после завоевания Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский), но уже к Х-ХI веку стал полиэтническим и многокультурным, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины и др. К 733 г. в Дербенте было построено 7 мечетей. Дополнительно действовала, как сейчас бы выразились, центральная мечеть для совершения пятничного (джума) намаза, которая является первой на территории СНГ. Впоследствии мечетей стало еще больше. Они строились при халифе Харуне ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. К 1796 году мечетей в городе насчитывалось уже 15. Но именно Джума-мечеть Дербента по праву считается одной из основных точек отсчета распространения Ислама в России. Она расположена в центре старой части города и представлена комплексом интересных архитектурных ансамблей, в который входят мечеть, медресе и жилые помещения для имамов. Возведение мечети датируется 733-734 г. В то время она была самым крупным строением в городе. На протяжении своей многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом, например, сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена после землетрясения Таджутдином из Баку. Строительство медресе при мечети началось лишь в 1474-1475 гг. Однако его расширение и формирование всего комплекса было завершено только в 1815 г. В истории Джума-мечети известны и трудные времена. Ее закрытие в 1930 г. шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всей стране. В 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. Только на третий год кровопролитной войны постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования ее по прямому предназначению. Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих. Впоследствии был выработан устав мечети и избрано правление из 20 человек. Первым председателем правления джума-мечети стал Мешеди Али-Хусейн, а имамами – Абд уль-Гани-эфенди (суннитская община) и Мала-Али Мир-Ахмед (шиитская община). В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. До последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов. Несмотря на свой возраст, мечеть хорошо сохранилась. Недавно она была внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в комплексе вокруг нее ведутся восстановительные работы. Помимо самой мечети, планируется расширить и реконструировать также здание старого медресе. Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
|