Много лет власти Азербайджанской республики обращали особое внимание на Дербент, причисляя его к своим городам. Оно усилилось после развала СССР, когда страну делили на части. Из Баку на Дербент начали передавать специальные радиопередачи, называя его «дитя, отнятым от матери». В 1992 г. на встрече активистов «Садвал» с Председателем Госсовета Республики Дагестан М.М. Магомедовым депутат НС РД Н. Рамазанов сказал: «Дербентские чиновники слушаются только Баку, они Махачкале не подчиняются. Верните нам Дербент!» Но голос депутата не услышали, а проблема набирала обороты - Азербайджан открыто претендовал на Дербент. В печати АР и РД стали появляться новые и новые статьи, ставящие вопрос: «Чей город Дербент?» К ним присоединилась и «Литературная Россия», в которой с проазербайджанскими идеями выступил М. Аджи, ему отвечает Ц. Шарвал («Литературная Россия», 26 мая 2006 г.). Со стороны официального Дагестана наблюдается гробовое молчание, а со стороны Азербайджана - неслыханное давление. Давно и всем грамотным людям известно, что Дербент - лезгинский город, которому насчитывается более пяти тысяч лет, расположен на лезгинской земле. В истории он стал известен как «Албанские ворота», так он указан и на карте Птолемея. Расположен Дербент на самом узком месте - проходе с севера на юг, из Европы в Азию, на Шелковом пути, чем и привлекал внимание завоевателей всех мастей. Дербент, как и вся Кавказская Албания, постоянно подвергался нашествиям иноземных захватчиков и с юга, и севера, переходил из рук в руки завоевателей, получал разные названия, выражающие особенность рельефа: Узкие ворота, Железные ворота и др. Здесь находились северная столица и патриарший стол Алпанистана. В VI веке Албания подпала под власть Персии. Ее царь Хосров I Ануширван (531-579), желая укрепить северную границу своей державы, собрал строителей со всей Албании и вместо сырцового укрепления города построил грандиозные каменные сооружения. По этому поводу Моисей Каганкатваци, албанский историк VII века, писал: «Цари персидские изнурили страну нашу, собирая строителей и изыскивая разные материалы для построения великого сооружения». В северной стене крепости имеется камень с албанской лезгиноязычной надписью, что подтвердил грузинский академик А.Шанидзе. Каждый эмир Дербента, он же ставленник новых завоевателей, чтобы укрепить свое положение, из города и близлежащих селений насильственно выселял местных жителей и их жилища заселял жителями своей национальности: персами, арабами, тюрками и др. Строили храмы своей религии: синагоги, церкви и мечети. Это подтверждает Мухаммед Абави Акташи, автор XVI-XVII веков, который в своей книге «Дербент-наме» пишет: «В следующем, сто пятнадцатом году, хиджры Пророка (733-734 г.) в Дербент пришел Абу Муслим, сын Адулмалика... Он распространял мусульманство в Дагестане с помощью сабли... В городе Дербенте сделал семь кварталов. Для ополчения- выходцев из Урдуна построил в одном месте мечеть и сделал для них один квартал... Для ополчения из Филистина сделал один квартал и мечеть, которую называли Филистинской мечетью...» Так построили кварталы и мечети для ополченцев из Димишки, Хумиса, Кайсерии, Джезиры и Мусила». (9, 63-65). Мусульманские ополченцы в Дербент прибыли из Иордании, Палестины, Дамаска, сирийского города Хомса, Кайсарии, Междуречья, иракского города Масула и других мест. (Всех их в Советский период записали «азербайджанцами» и законодательно сделали коренными). Таким образом, менялся этнический состав населения Дербента, на его базарах и улицах зазвучала многоязычная речь, рождалась своеобразная синтетическая культура. А на каком языке говорило местное население? В монографии «Эпоха классического ислама на Кавказе» А. Аликберов пишет: «Лакз был связан с Баб ал-абвабом самым тесным образом. «Райхан ал-хакаик» и другие источники сообщают о жителях Дарбанда с нисбами ал-Лакзи. Абу Хамид ал-Гарнати поставил «язык лакзов» на первое место, когда писал о языках, которые он слышал в Баб ал-абвабе в первой половине XII века. По свидетельству арабского географа, «лакзанским языком» владел также и дарбандский амир».(12, 92).Следовательно, большинство населения Дербента в XII веке говорило на лезгинском языке, лезгином был эмир города. Лезгины в Дербенте как местное население занимались бахчеводством, виноградарством, рыболовством, строительством, торговлей и т.д. Из их среды в средние века вышли и ученые, из которых сложились целые династии. «Влиятельный род дарбандских факихов, историков и мухаддисов ал-Лакзи происходил из Лакза». (12, 247-249). В этом роду насчитывается более десяти ученых, которые своими корнями восходят к Дауду: Йусуф б. Дауд, Мухаммад б. Дауд и др. Все они в древних источниках представлены с нисбами «ал-Баби» или «ад-Дарбанди» (Дербентский), а некоторые еще и с нисбой «ас-Саййад», т. е. Рыбацкий. Арабский историк Якут Хамави, посетивший Ширван в XII веке, написал, что Ширван, ранее Страна лекзов, теперь заселена, как саранчой, туркменами-сельджуками, предками современных азербайджанцев. Впервые тюрки в Лезгистане появились в XVII веке, когда Шах-Аббас заселил в г. Дербент отдельные тюркские племена. Тюркский элемент здесь усилил кайтагский уцмий Султан-Ахмад, который заселил территорию севернее Дербента племенами падаров, шахсевенов и др., получившие этноним «терекемейцы». В 30-х годах XX века по чьей-то команде, скорее из Баку, всех тюркских племен, проживающих в Дагестане, а также потомков персов и арабов, татов-мусульман, жителей Дербента, переписали «азербайджанцами». В 1934 г. в Москве из печати вышла солидная книга «Дагестанская антология», составленная Э. Капиевым. На титульном листе указаны народности республики, фольклор которых вошел в данный сборник: «Аварцы, даргинцы, кумыки, лаки, лезгины, тюрки, таты, ногайцы». Азербайджанцев даже в 1934 г. не было в Дагестане, они, по нормальной логике вещей, могут быть народом только Азербайджана. Мононациональных городов в мире немного. Обычно города мира - многонациональные мегаполисы, и Дербент - не исключение. В Дербенте менялись захватчики-правители - менялись национальный состав, вероисповедание и официальный язык: соответственно предпочтение отдавали то персидскому, то арабскому, то тюркскому, то русскому. А язык местного населения - лакзов-лезгин - оставался языком семьи, быта и межплеменного общения. В сложившихся общественных и социальных условиях дербентцы постепенно научились жить в многонациональной и многоконфессиональной среде, быть веротерпимыми. Только после того, когда Дербент был завоеван русскими (23 августа 1722 г. русскому царю Петру I дербентцы вручили ключи от городских ворот), он перестал быть ареной борьбы между сильными державами за овладение Кавказом. Азербайджанские «патриоты» в своей газете «Голос народа» от 20 июня 1990 г. лезгинский (дагестанский) город Дербент объявил азербайджанским, их примеру последовали некоторые публицисты и даже политики. Исторические факты красноречиво говорят об обратном: Дербент находится на лезгинской земле, построен лезгинскими мастерами, носит лезгинские названия (ЧIурал - Чор - На лугу; Къвевар - Квевар - Двое ворот), которые и в XXI веке еще употребляют старожилы. Свое мнение о претензиях АР к городу Дербенту, наконец, высказал Президент РД М.Г.Алиев по радио «Эхо Москвы» следующим образом: «Но некоторые лидеры национальных движений, некоторые неразумные люди говорят, что Дербент - это азербайджанский город». («Черновик», 29 декабря 2006 г.). Но этого мало. «Неразумные люди» открыто портят погоду, сеют вражду между братскими народами и республиками. В настоящее время Дербент большой красивый город с населением более 110 тысяч человек, где проживают представители шестидесяти народов и народностей России: лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры даргинцы, лакцы, таты, русские и азербайджанцы (азербайджанцы, арабы, персы, терекемейцы, турки и др.). По данным переписи 2002 г., 32,7 % населения города составляют лезгины, 30 с лишним процентов - лезгиноязычные народности и 31,6 % - азербайджанцы. В Дербенте функционируют более двадцати пяти крупных промышленных предприятий, десятки школ, средних и высших учебных заведений. Дербент - уникальный музей под открытым небом. Главными достопримечательностями его являются цитадель «Нарын-кала» с ее мощной оборонительной системой, Джума-мечеть, христианский храм, историко-краеведческий музей и др. Дербент - памятник албанско-лезгинской культуры и, как считают специалисты, уникальное явление в мировой цивилизации. Однако головная боль остается: страсти вокруг истории Дербента разжигают надуманные статьи корреспондентов Дагестанского бюро Азербайджанского информационного агентства АПА. Они в статье «Сепаратизм на экспорт» возмущены таким фактом: книга «Кавказская Албания - Лезгистан» Г. Абдурагимова продается в г. Дербенте, который они «законно считают одним из древнейших азербайджанских городов». («Черновик», 1 июля 2005 г.). Не надо считать, а нужно читать хотя бы книги своих ученых З. Буниятова и И.Алиева, которые утверждают отсутствие тюркского элемента в Кавказской Албании, а Дербент был и ее северной столицей. Смотрите внимательно карту Гербера 1728 г.: на ней нет даже слова «Азербайджан», а Дербент находится на территории Лезгистана. Какие тут могут быть споры? Они только курам на смех. Корреспонденты АПА в названной выше статье претендуют не только на Дербент, но и на все лезгинские земли: они опять возмущены тем, что «отдельные представители официальных органов Магарамкентского района и даже республики не стесняются утверждать, подобно идеологам «Садвал», о принадлежности земель по обе стороны от реки Самур лезгинскому народу!» Статья не подписана, указано только «Текст АПА». Кому ответить за такие бредовые мысли? Кого наказать за ложь? За травлю? И в статье «Черновик» финансируют армяне» всякую чепуху выдают от имени неизвестного члена «Садвал». («Черновик», 17 ноября 2006 г.). Не понятно: в АПА сидят журналисты или сочинители небылиц и кляуз? Такие беспочвенные националистические заявления по поводу земель Лезгистана, в том числе и Дербента, не делают чести ни ученым, ни политикам, ни журналистам, а только создают смуту и разжигают межнациональные распри. Генерал М. Кахриманов в статье «Очередная провокация спецслужб Азербайджана» жестко ответил пасквилянтам из АПА («Дагестанцы», № 6-7, июль 2006 г.), теперь, наверное, пора вовсе убрать их из Дагестана за разжигание межнациональной розни. М. Кахриманов спрашивает: «Почему в Дагестане открыто и нагло действует «пятая колонна» спецслужб АР?» Корреспонденты АПА и их покровители, видимо, не знают, что в Конвенции Международной Организации Труда от 7 июня 1979 г. за № 169 «О коренных народах» указано: «За соответствующими коренными народами признается право собственности и владения землей, которые они традиционно занимают... Специальные меры принимаются для охраны прав соответствующих народов на природные ресурсы, относящиеся к их земле». («Голос народа», май 2007 г.). Вопрос «чей город Дербент?» естественно беспокоит представителей и творческой интеллигенции. Так, поэт Б. Салимов в стихотворении «Дербент» выражает свое крайнее удивление: «Если не мой, то чей ты город, находящийся в центре моей земли?!» Ответ содержится в этом вопросе, являющимся риторическим. В заключении автор заявляет: «Я горжусь тобой, мой родной город! Ты маленькая Мекка земли лезгинской!» Вопреки беспочвенным спорам и злословию антилезгинских сил Дербент обновляется, расширяется, благоустраивается и становится все краше. Мэр Ф.Г. Казиахмедов прилагает много усилий по развитию и благоустройству многонационального города, за что получил Всероссийскую премию «Национальный олимп России». Жителей города радуют постановки Лезгинского, Табасаранского и Азербайджанского театров, концерты творческих коллективов: Ансамбля национальных инструментов (худрук. Даниял Казиев), Лезгинского музыкально-культурного центра «Сувар» (худрук. - Казахмед Мавланов), вокального квартета «Золотая лира» (композитор - Насир Шахмурадов) и др. Акимов Курбан Халикович
|