Широко известный в Дагестане и за его пределами духовный и общественный деятель, ученый, шейх накшбандийского тариката, сподвижник и духовный наставник Шамиля Джамалудин Казикумухский родился в 1792 (или 1788) году в Казикумухе. Это был один из крупных и видных административных, экономических и идеологических центров Дагестана. Благодаря усилиям своего отца Макабутта Джамалудин получил блестящее для своего времени образование в Кумухе, в ряде городов Кавказа и в Османской империи. Его основательные знания языков (арабский, персидский, тюркский, ряд языков Дагестана), арабской литературы, античной и мусульманской философии, мусульманского права, этики были востребованы: Аслан-Хан, заметив способности Джамалудина, назначил его своим делопроизводителем. Хан любил его и за усердную службу, преданность и пожаловал ему три деревни в Кюринском ханстве под общим именем Астал. Но вскоре Джамалудин, чувствуя тягу к наукам, отказался от государственной службы, целиком посвятив себя научным занятиям и «служению идеям суфизма», проводя время в молитвах и направлении своих посетителей на путь истины. Большую роль в формировании духовных интересов молодого искателя знаний и истины сыграло его знакомство с выдающимся шейхом накшбандийского тариката, ученым, идеологом национально-освободительного движения 20—50 гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе Мухаммадом-эфенди аль-Яраги (1770—1839 гг.). От него Джамалудин получил (1824 г.) инвеституру на наставничество (иджаза) накшбандийского тариката. Имя Джамалудина из Кази-Кумуха, как шейха и видного проповедника накшбандийского тариката, стало широко известно в мусульманском мире, он фигурирует во многих научных справочниках о видных религиозных и общественных деятелях суфизма в мусульманском мире. Его эрудиция, глубокие познания в теологии, философии мусульманской мысли были общепризнанны. Именно Джамалудин из Кази-Кумуха ввел в тарикат имамов Дагестана Газимухаммада и Шамиля, у которых пользовался непререкаемым авторитетом. Сторонник мирного решения проблем с Россией, он пользовался доверием и глубоким уважением имамов. Джамалудин был членом Дивана Имамата, и Шамиль постоянно обращался к наставнику за советом по вопросам государственного правления, международных отношений и права. Джамалудин из Кази-Кумуха известен и как автор многих сочинений. Его трактат по теории и практике суфизма накшбандийского тариката «Удовлетворительные правила в накшбандийском тарикате», став известным во всем мире и получив всеобщее признание, неоднократно переиздавался. Широкую популярность получили также его труды по доступному изложению основ мусульманской религии, правилам совершения молитвы, соблюдения поста, описанию внешности пророка и его образа жизни, о сущности суфизма, морально-этических нормах суфия, взаимоотношениях шейха (муршида) и мюрида, которые были построены в популярном жанре вопросов и ответов и назывались «Сочинения совершенного шейха муршида Джамалудина» или «Кифай ат аль -‘ауам» «Достаточное для народа». Сайид Джамалудин аль-Хусайни аль-Кибуди аль-Газигумуки ад-Дагистани после падения Имамата переехал в Стамбул (1862 г.), где и умер в 1866 году. Похоронен он на кладбище «Каража-Ахмад». http://gazeta-nv.ru/content/view/5634/109/
|