У каждого народа, района, села есть своя история. Много легенд и преданий сохранилось о том, когда и как возникло каждое селение, кто был основателем данного населенного пункта, какие тухумы откуда пришли. Удивительные легенды дошли до нас и о возникновении сел Курахского района. Хотя точными данными мы не располагаем, но с уверенностью можно сказать, что наши села возникли 1000-2000, а то и 3000-5000 лет назад. Для всех сел Курахского района характерна одна особенность - они возникали в результате объединения нескольких мелких поселений и хуторов, расположенных близко друг от друга. Археологические раскопки свидетельствуют, что с аборигенами в горах совместно жили и люди христианской веры, а также иудеи. Ученые находили погребения армян, евреев, арабов. Когда-то ведь в лезгинских селах существовало христианство. Да, история горного края многолика, очень интересна, богата. Что можно сказать об истории Курахского района или о селах Курахской долины? Как историческое свидетельство, в наших руках находится текст перевода с врезной надписи на стеле перед входом в соборную мечеть сел. Курах, датированная 25.12.1356 г: «О, Всеразрушающая судьба! О, владелец тайны! Воистину тайна уже обнаружилась. О, услужающий телу, сколько стараемся Ему служить, в то время как Ты не телом а душой человек! Эти горы Кураха, от мельницы Хпитара до загона скота Ругуна, и до Хаджиева камня, и до Хореджского моста, и до Дуруштульского тока, и до вершины горы незанятой Хпюком. Этот горный хребет со стороны юга от озера Кулан-вир до горы Сафаркил выше Кимихюра и до речки под Тителом и до Мигун-Кура, где кончается конюшня и начинается монастырь села Цилинг». Это запись территориальных владений сел. Курах (или Курахского вольного общества). Названный в записи селения Хпитар, Рухун, сейчас сел. Сулейман-Стальского района, сел. Архит, Хоредж - Хивского района, Дуруштул - Агульского района. Таким образом, из надписи мы узнаем, что Курах и перечисленные 10 других селений существуют ранее XIV века и они до сих пор сохранили свои названия. Территория, обозначенная указанными пунктами, образует четырехугольник, каждая сторона которого тянется не менее, чем на 22-24 км. Расстояние от озера Кулан-вир до сел. Архит почти 30 км. На этой территории в настоящее время расположено около 13 сел. Из этого видно, что размеры территории курахских земель в XIV в. были обширны. Это дает нам повод предполагать, что перед нами не феодальное владение, а вольное общество во главе с Курахом. По разным причинам с территории Курахского района в разные годы полностью исчезли несколько аулов. После иноземных нашествий перестали существовать села Новоаул, Хъухъвазар, ЧIветIер, Чуьлуь кIам, Кьаружар, ЧIурухюр, Тюкюр, Мехад, Ганар, Алан, Вегьрехюр... Попозже исчезло село Кьелегь (Келег). Оно находилось у отрогов Кетин-дага. Село, словно прицепилась к скале, осыпающейся мелкими камнями, на левой стороне речушки Кочхюр, повернувшись лицом к горе Кетин-кил. И видно из села вершина Кетин-дага, да синее небо. Теперь этого села нет. Говорят, село создали переселенцы из села Цилинг, откуда некоторые семьи, одиночками, переселились в необжитую, благодатную сторону. Под горой Кетин-кьил природа образовала обширный пологий склон. По нему, подобно пальцам одной руки, протекают пять речушек, которые внизу впадают в речку Кочхюр. А между потоками Шамгъал и Селлагъ находится обширное плато. Здесь были сенокос, угодья келегцев. А в верховьях потока Салаг, на возвышенности, именуемой «Площадкой девичьих игр» (Рушар къугъвадай тIул-хев), каждой весной, когда земля, зазеленев, украсившись альпийскими цветами, начинала походить на сказочной красоты ковер, здесь организовали молодежные гулянья. На них стекались юноши и девушки и из соседних сел Кочхюр, Бахцуг, Гапцах, Филя, Кимихюр, Тител, Хюрехюр. Веселились, пели и пля¬сали, участвовали в играх, организовали спортивные состязания. Лет двести назад там произошло событие, из-за которого небольшое село, расположенное в благодатной земле Курахских гор перестало существовать. Существует несколько версий по данному случаю. Первая. Келегцы в основном занимались скотоводством. Село было небольшое, жители не всегда могли давать достойный отпор сторонним, зарившимся на их богатые владения. Говорят, кочхюрцы не давали им покоя, часто угоняли овец, быков, а порой доходило до того, что крали и красивых девушек. Джамаат Келега был малочисленный, но ведь терпению всегда приходит конец. Молодые келегцы решили проучить издевающихся над собой кочхюрских ребят. Когда они в очередной раз пришли в «гости», проявили особое радушие, выставили обильное угощение. Но в еду подмешали снотворное. А когда гости заснули, постарались, чтобы они больше не проснулись. Дело сделано, а что дальше? Келегцы в эту же ночь оставили село и всем джамаатом укрылись. Вторая. На лугу, где происходили традиционные молодежные гуляния, как-то поссорились двое юношей, влюбленных в одну девушку. В результате келегец изрубил кинжалом кочхюрца. Боясь мести кочхюрцев келегцы и ушли с родных мест. Третья. Село было маленьким. Бесшабашные молодцы из крупных сел изводили джамаат. Даже доходили до того, они оскорбляли женщин Келега. Насильно заявлялись в село, понуждая сельчан к обильным угощениям, не оставляя в покое женщин и девушек. Результат известен, келегцы очутились в Кусарском районе. Туда отправились шесть тухумов. Они до сих пор живут в селах с одноименными названиями Кьелегь и Кьелегь-уба. В Иране очутились жители и с. Вегьрехюр, которые также находились в Кочхюрской долине. Как потоки и ручьи сливаются в реки, так и истории отдельных сел составляют историю нашего района, народа. И мы не должны забывать ничего. Судьбу с. Келег в разные периоды разделяли и многие другие наши села. Исторические события развивались так, что Дагестану пришлось присоединиться к России. В административно-политическом устройстве края, в аграрных отношениях и в социальной структуре общества произошли определенные изменения. В 1860 году была создана Дагестанская область с десятью округами. Административная власть в аулах осуществлялась джамаатом на основе адатов и шариата, а джамаатом руководили старшины и кадии. Так, по данным переписи 1886 года в Курахское наибство Кюринского округа входило 26 селений: Курах, Хпедж, Ашар, Хпюк, Урсун, Шимихюр, Хвередж, Гелхен, Квардал, Усуг, Укуз а также Буркихан, Миси, Хутхул, Друштул, Дулдух, Гоа, Арсуг, Худиг, Буршаг, Яркуг, Куриг Фита, Тпиг, Рича, Бедух, Руках. После победы Октябрьской революции в Стране гор начали строить новую жизнь. Одним из новшеств тогда было образование сельских советов. Так, в 1921 году декретом ВЦИК в составе Курахского участка Кюринского округа были созданы 22 сельских Совета: Ашагамакинский, Ашарский, Буркиханский, Гелхенский, Гоанский, Дулдугский, Икринский, Капирский, Кимихюрский, Кочхюрский, Курагский, Кутульский, Ричинский, Тпигский, Усугский, Хутхульский, Цилингский, Чирагский, Шимихюрский, Штульский, Юхаримакинский. В тот период селения Агульского участка находились еще в составе Кураха. Если сравнить с Курахским наибством, то Курахский участок Кюринского округа расширился, к нему добавились новые селения, которые раньше находились на попечении Касумкентского, Докузпаринского участков Кюринского и Самурского округов. Так, к имеющимся селам прибавились Ашага-Мака, Юхари-Мака, Бурши-Мака, Штул, Ашахюр, Кумух, Кутул, Ахниг, Бахцуг, Цилинг, Кочхюр, Титель, Кимихюр, Хюре-хюр, Ругун, Сараг, Кири (Икра), Кукваз, Капир. 22 ноября 1928 года четвертой сессией ЦИК ДАССР VI созыва участки преобразовали в кантоны. Через восемь месяцев постановлением Президиума ВЦИК от 03.07.1929 года Курахский кантон был переименован в район с центром в Курахе. Создали и новые сельсоветы. Со дня организации района произошли следующие изменения его границ. Постановлением ВЦИК от 01.09.1934 г. Чирагский с/совет передали обратно в Лакский район, а Буркиханский, Гоанский, Дулдугский, Курагский, Ричинский, Тпигский и Хутхулъский с/советы передали вновь образованному Агульскому району. В составе Курахского района осталось 27 населенных пунктов и 10 с/советов. Ашарский с/совет - Ашар и Кукваз. Икринский с/совет - Кири, Ругун, Сараг. Капирский с/совет. Кимихюрский с/совет - Кимихюр, Хюрехюр. Кочхюрский с/совет. Курахский с/совет - Курах, Бурши-Мака, Юхари-Мака. Кутульский с/совет - Кутул, Ахниг, Цилинг. Усугский с/совет - Усуг, Гелхен, Квар-дал, Укуз, Хвередж. Позднее 01.07.1946 г. Указом Президиума Верховного Совета ДАССР сел. Квардал и Гелхен выделились в самостоятельный Гелхенский с/совет. Шимихюрский с/совет - Шимихюр, Урсун, Хпюк, Хпедж. Штульский с/совет - Штул, Ашахюр, Кумух. В конце XX столетия в стране провели экономические реформы, коммунистическая партия Советского Союза потерпела крах. Союзные республики отделились от страны, получили независимость и стали отдельными государствами. Произошли изменения и на местах. Так, с/советы упразднили, на их место создали администрации. В настоящее время в Курахском районе 28 селений и 14 администраций. За последние 70-80 лет в районе произошло много изменений. Целые селения переселились на равнину. К таким относятся сел. Тител, Кимихюр, Кумух, Келехар, Цилинг, Бурши-Мака, Вини-Мака, Ага-Мака. Большая часть жителей спустились на плоскость из селений Урсун, Шимихюр, Хпедж, Кукваз, Ашар, Кочхюр, Хюрехюр, Кутул, Штул, Ашанхюр, Бахцуг, Ахниг, Сараг, Ругун. Хпеджцы, ахнигцы, штульцы, тителцы, кимихюрцы, ашанхюрцы, кочхюрцы основались на землях пос. Белиджи, сел. Куллар, Нюгди, Моллахалил Дербентского района. Капирцы, хуьрехюрцы проживают в сел. Капирказмаляр Магарамкентского р-на. Переселенцы из Ашара в Кизлярском районе образовали новое село Сарсар. В Кизлярском районе также живут выходцы из сел. Курах, Гелхен, Хвередж, Укуз, Усуг, Шимихюр, Хпюк. Цилингцы нашли себе приют в сел. Аглаби Дербентс¬кого р-на. На территории Дербентского и Магарамкентского районов образовались новые сел. Курахского района: Бугдатепе (кочхюрцы), Аладаш, Кумух, Моллакент, Арабляр. Жители сел. Бурши-Мака, Вини-Мака основались в сел. Советское Магарамкентского района, Ага-Мака - в Ново-Мака. Большая часть бахцугцев живут в Самуре, жители Урсуна построили себе дома в сел. Даркуш Сулейман-Стальского района. Как мы знаем, для человека нет ничего дороже, чем родной край, что связано с преданностью отцовскому дому, в котором впервые на свет появились он и его предки, где почувствовал впервые материнскую ласку и родительское наставление. Мы любим свой дом, район, и в конечном итоге весь Дагестан. Потому что Родина - это не только красота гор и снежных вершин, рек и ущельев, лесов и полей. Родина - священная тайна каждого человека, его животворная сила. Поэтому мы его любим, поэтому, хотя судьба нас закинула в разные края, области, даже и за рубеж, мы постоянно думаем о ней, наши мечты, чаяния о тебе, Родина. Поэтому каждый, где бы он не был, считает себя курахцем, представителем Курахского района, а потом Лезгистана и Дагестана. Так случилось, что мы очень мало знаем об истории каждого тухума, семьи, села, о важных исторических событиях, которые проходили на земле Курахской долины. http://www.kurah.info/
|