Шиназ (Сыназыр) – один из самых древнейщих сел Южного Дагестана. Оно расположено на высоте 1750 метров над уровнем моря в 13 километрах от райцентра – с. Рутул на одном из южных склонов Самурского хребта в долине реки Шиназ-чай. Село на южном склоне занимает две его лицевые стороны : одна - главная его сторона обращена к югу (южная), а другая – малая – к востоку (восточная). Русский ученый Н.И. Кузнецов, посетивший Шиназ в конце июня 1911г., писал: «Шиназ – это огромный аул, примостившийся у скалы по правую сторону реки. Среди аула виднеются 2-3 здания более крупных, с покатыми железными крышами, с изящными крытыми балконами. Высокий минарет выдаѐтся над плоскими крышами саклей, лепящихся друг над другом. Местами пирамидальные тополя украшают аул, в садах растет черешня, а там на юге , за аулом видны снеговые горы, простирающиеся за долиной Самура и сверкающиеся на солнце серебром. Обращают на себя внимание аркообразные постройки. Это крытые галереи сводообразно построенные, соединяющие одну саклю с другой, образующие как бы туннели между саклями». Происхождение села Шиназ своими корнями уходит в глубокую древность. Местные жители его называют – «Сыназыр», то есть - «сынас», что в переводе означает – «одному». По мнению некоторых исследователей – «Шиназ» - персидское слово, которое означает «признающий» (исламское вероучение). Есть версия, что название Шиназ восходит к слову «нац1» - «камыш». Согласно преданию, записанной Панеком, говорится, что когда-то в этой местности были разбросаны мелкие селения: Шугъад, Мыхадий, Цыгьырдихдад, Мухъу1. Лейлу-къала… Эти мелкие селения (хутора) соединились между собой181. А в отдельных преданиях добавляются поселения Кьулихъ и Ик1алыб. Село имело 5 кварталов, где жили представители семи тухумов, состоящие из 60 патронимии (сихилов): Шихамадар (имя предка); Гу1цийер (прозвище); Эрекенер (имя предка); Га1йдарар (имя основателя); Ч1акьуйер (прозвище); Ванатыйер (прозвище); Минтарар (пришельцы из Хорасана); Хабийер (прозвище); Абакыйер (имя основателя); Кьубанийер (имя основателя); Къара-Мирзыйер (имя основателя); Ризийер (имя основателя); Хасмемедер(имя основателя); Сагьа1дар (потомки Абу Муслима Хорасанского); Къузи-Рамазанар (имя основателя); Талалыйер (имя основателя); Гьу1дийер (потомки Абу Муслима Хорасанского); Сайранар (имя основателя); Пидурийер (имя основателя); Хинк1арийер (прозвище); Писык1ыйер (прозвище); Ч1аракьыйер (прозвище); Ухьунийер (прозвище); Гылылийер (прозвище); Гьа1санийер (имя основателя); Гьа1йдарар (имя основателя); Ч1укуйер (прозвище); Ибрамгьа1джийер (имя основателя); Кьа1рийер (прозвище); Джемийер (имя предка); Каширар (прозвище); Мэгьэмедийер (имя предка); Мамадыйер (имя основателя); Пыртыйер (прозвище); Ылийер (имя основателя); Гьу1булийер ( прозвище); Пишк1энийер (прозвище); Къа1чийер (имя основателя); Балук1уйер (имя основателя); Хананыйер (имя основателя); Джагвонт1ыйер (прозвище); Гьа1джи-Ма1гьа1мадар (имя основателя); Чупанар (имя предка); Кьабилар (имя основателя); Мазант1ыйер (из Пилека Рутульского района); Ма1ьсубар (из Баку); К1арэджийер (из Агула); Багъдавар (из Багдада); Залбегер (из Гусары, Азербайджан); Гьа1лиханар (из Хунюха Рутульского района); Ц1амц1ыйер (из Харыц1а); Кашканар (?); А1джуху1йер (?); Гадарджибийер (?); Зарганийер (из Кубачи); Нарчавар (?); Даравар (из Агула); Шасинар (из Хнова Ахтынского района); Ц1ахут1ыйер (из Цовкра). Шиназ – это один из древних дагестанских аулов, который еще в средневековье славился своим ремеслом, земледелием и животноводством. Об этом свидетельствуют письменные источники, сохранившиеся памятники культуры, наличие земледельческих обычаев и праздников, сохранившиеся древние орудия земледелия, архаические виды домашнего ремесла и т. п. Подтверждением сказанного является наиболее важное и оригинальное сообщение о Шиназе 13 века известного географа и космографа Закарийа ал-Казвини (1203-1283). Он писал: «Шиназ – это городок в стране Лакзан, на краю очень высокой горы. К нему нет иной дороги, как по вершине горы. Кто хочет попасть сюда, тот берет в руки палку и медленно спускается, из-за сильного ветра, чтобы ветер не сбил его с ног. Холод у них черезмерно силен в течение семи месяцев. У них прорастает сорт зерна, называемый «ас-сульт». Кое-что из горных яблок. Жители его добрые, мирные, гостеприимные по отношению к бедным, радушные к чужеземцам. Ремесло их заключается в изготовлении вооружения, как кольчуга (дир) и панцири (джавашин) и другие виды вооружения». Уже средневековые арабские хроники 13 века называют его одним из крупных культурных и религиозных центров Южного Дагестана. О былом величии этого аула сегодня наглядно свидетельствуют сохранившие плиты с куфическими надписями 11-12 веков; минарет древней джума-мечети, построенный в 11 веке и реставрированный в 17 в.; развалины медресе, где в 18 веке находилась школа известного ученого-энциклопедиста Исмаила Шиназского. В некоторых домах шиназцев сохранились разрозненные тома сочинений алимов и разные другие арабские рукописи 13-19 веков. Накануне установления Советской власти здесь кроме джума-мечети было ещѐ 10 мечетей, по две на каждый квартал, не дошедшие до наших дней. В общественно- политическом отношении Шиназ, хотя входил в третий участок Самурского округа, где главным пунктом быр Рутул, имел свой отдельный магал, состоящий из пяти селений: Шиназ, Уна, Кала, Амсар, Лучек и Пилек. Шиназ, недававший Рутулу пахты, делал это как насколько большое само по себе селение, что могло отстаивать свою самостоятельность в этом отношении, а Кала, Уна и Амсара не отбывали пахты, глядя на Шиназ, к которому они относились. За отказ в пахте Рутул часто воевал с Шиназом, и в таких случаях все остальные селения участка должны были помогать Рутулу, причем, однако , Амсар и Лучек всегда старались быть нейтральными, а Уна и Кала помогали шиназцам. Управлял делами Шиназского магала самое высокое духовное лицо - кади, которого выбирали из числа ученейших и достойнейших эфендиев. Ислам здесь окончательно утвердился в первой половине 11 века. Арабские завоеватели, чтобы надолго укрепить здесь свое влияние, назначали кадии и ученые для обучения населения исламу и старейшины для управления ими из числа своих доверенных лиц. В исторических сочинениях написано, что при расселении «потомков Абу- Муслима Хорасанского» в Дагестане, в Шиназе обосновали сына михтара Синджаба Мухаммада186. А с другими подробностями вы можете ознакомиться в данных ниже исторических письменных памятниках по селу Шиназ. Шиназ как центр Шиназского магала было средоточием общественной жизни, где издавна существовала почва для традиционной арабской науки. В начале 18 века здесь имело научное учебное заведение, где преподаванием за период его существования занимались великие известные во всем Востоке ученые Исмаил Шиназский и Саид-Эфенди. Сюда обучаться приезжали не только дагестанцы, но и жители других соседних областей Востока. В окрестности села сохранились две могилы «святых», бывших учеников того периода. Одна могила – Исмаила, внука известного шейха Ахмада-эфенди ат-Тали, умершего от болезни. А другая – неизвестного пришельца, который погиб трагически, став жертвой религии. Из дагестанцев, обучавших здесь, пока известны нам имена следующих: Зейд Ислам Булатов из Куркли, Магарам-Эфенди Ахтынский, Магомед Ярагский, Ахмед-Эфенди Катрухи, Бакри-Эфенди (Мишлеша). Однако, хотя Исмаил Шиназский написал ряд трудов по астрономии, геометрии, физике, математике и философии, но, к сожалению, не все еще обнаружены. Одна сохранившаяся рукопись сейчас находится в рукописном фонде ДГУ. В 70-е годы 20 века нами после долгих поисков был обнаружен телескоп Исмаила Шиназского, которым он пользовался 18 веке. Находился он в краеведческом музее города Уфы, мы имели подробные описания этого прибора, но, к сожалению, не смогли вернуть его на родину. Далее в начале 80 годов прошлого века учеником сельской школы Самсаевым Басиром Эмирхановичем в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценными изображениями, нанесенными на клинок. Московский Институт Археологии, изучив этот находок, пришли к выводу, что изображение на клинке ножа представляет очень большой научный интерес…. К сожалению, видя современный Шиназ, невольно возникает вопрос. Куда делась та бывшая исламская культура такого исторического села? Дело в том, что, как уже выше было сказано, после установления Советской власти в руины были обращены все 11 мечетей села, а также бывшая школа Исмаила Шиназского. Огромная арабская библиотека, составляющая предмет гордости шиназских алимов, была полностью разгромлена. Все книги и рукописи, хранившиеся в ней, были сожжены в 30 -е годы. При этом не пощадили даже астрономических сочинений Исмаила Шиназского, написанных на арабском языке. От советских религиозных репрессий сильно пострадал и простонародный «ислам Гробницы». В селе и в его окрестности были снесены почти все мавзолеи. Целый ряд могил святых шейхов были распаханы под пашню, устроенные при них строения снесены или завалены камнями. Религиозные гонения этих годов не обошли стороной и живых шиназских религиозных служителей, многие из которых стали жертвами репрессий дагестанского ГПУ – НКВД. ( Из материалов Рамазанова Р. А.)
|