Демография и кадровая политика Наиболее важными из проблем всех районов Южного Дагестана являются миграция населения, отток молодежи из села, отсутствие достаточного числа рабочих мест с достойной зарплатой, значительный разрыв в уровне жизни сельского и городского населения. Какие выходы из этих непростых ситуаций мы находим. Миграция населения и отток молодежи — самый проблемный и самый болезненный вопрос для нас. С 2000 по 2009 год, по данным статистики по Дагестану, из районов Южного Дагестана выбыли 10 тыс. человек, и большая часть из этого числа — молодежь, главной причиной переезда которой является безработица. То, что мы пытаемся создавать временные и сезонные рабочие места, привлекать молодых людей к общественным работам — это краткосрочный выход из положения, но не решение проблемы. В ближайшей перспективе безработица останется одной из самых больших социальных проблем Южного Дагестана. Состояние безработного для все большего числа трудоспособных граждан, нуждающихся в работе, будет неприемлемой формой существования. В связи с возможным банкротством ряда крупных предприятий, естественным приростом и миграцией населения, сокращением численности военнослужащих, безработица в республике может принять еще более массовый и хронический характер. В этих условиях ни государство, в лице службы занятости, ни семья не могут материально обеспечить безработного в период поиска им работы. В результате люди, ищущие работу, вынуждены в массовом порядке использовать неформатные способы самозанятости, что, в конечном счете, может привести к организации нелегального бизнеса, развитию неконтролируемой теневой экономики. Социальная неустроенность наших сел, отсутствие развлекательных и иных объектов для молодежи и многое другое отталкивают молодежь и сводят на нет наши старания. Чтобы закрепить молодежь на селе, на наш взгляд, нужно активнее работать над реализацией программы социального развития села, возрождать систему наставничества, поддерживать семейные династии, нужна новая программа развития села, специальный закон о развитии сельских поселений. Проблемы сложнейшие, но, чтобы с ними справиться, нужна совершенно иная кадровая политика. А в районах Южного Дагестана на ключевых постах сидят чиновники, которые не способны решить ни одной задачи, тем более в условиях мирового капиталистического кризиса. Их непрофессионализм смертельно опасен для Южного Дагестана. Их бездействие, как, впрочем, и безграмотные действия, прежде всего угрожают безопасности нашей республики. За последние 20 лет в жизни Южного Дагестана произошли изменения, затронувшие не только быт, но и идеологию. У некоторой части населения высшей целью в жизни стали деньги, богатство и роскошь. Ради них попирались государственные и человеческие законы, лишали людей жизни и имущества. В обществе надолго обосновались законы дикого капитализма. Произошел обвал идеологии, экономики, человеческих ценностей, которые привели к образованию огромной пропасти между поколениями. Этим воспользовались различного рода эмиссары, апологеты религиозно-политического экстремизма. Однако одними правоохранительными мерами добиться эффективной борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом невозможно. Нужны новые формы и способы воздействия на общество, молодежь, соответствующие новым реалиям и сложившейся в республике обстановкой и важным компонентом которого является сеть советов по межнациональному согласию. Возникающие в республике межнациональные вопросы носят направленный и управляемый характер. За каждым конфликтом стоят определенные люди, которые преследуют конкретные личные цели. С приближением каких-то политических событий, будь то выборы президента, парламента или органов местного самоуправления, эти конфликты обостряются. Тех, кто еще вчера, будучи при должностях, говорили о стабильности и согласии в обществе, можно увидеть за этими волнениями. И они вводят в заблуждение людей. Поэтому важно проводить разъяснительную работу среди населения. Например, на территории Южного Дагестана за последние 20 лет так называемой демократической власти опустело много процветавших в течение столетий малых аулов. Пашня вокруг них превратилась в залежи. А со времени начала последних рыночных реформ заметно обезлюдели и созданные переселенцами населенные пункты. В работе на селе упущено очень много важного и нужного. Например, программа «Социальное развитие села до 2010 года» предусматривает только решение отдельных задач развития социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается главного — вопросов сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения. Например, за последние годы в Магарамкентском, Курахском и других районах много гектаров земли, сельхозугодий переданы в аренду на 49 лет посторонним лицам или распроданы в тайне. Отдельные главы муниципальных образований Южного Дагестана ничего не сделали для развития своих районов, хотя предвыборных обещаний было много. После развала Советского Союза в Южном Дагестане установилась сицилийская система правления. И чтобы реально, а не виртуально, вырвать Дагестан из щупалец этого спрута, нужна не партийная креатура, а масштабная личность с крепкими кулаками, ясными мозгами, отзывчивым сердцем и неиспоганенной совестью. Ни для кого не секрет, что в период муниципальных кампаний главы муниципальных образований мобилизуют все возможности для обес-печения включения в состав УИК верных и надежных людей. А если позиции действующего главы слабые, претенденты на эту должность готовы сделать все для получения стабильного и послушного состава УИК. При слаборазвитой, а на муниципальном уровне практически отсутствующей, за небольшим исключением, базе политических партий некоторые региональные отделения политических партий, не задумываясь, дают предложения о выдвижении кандидатур в состав любой комиссии лиц, далеких от такой политической партии, ее платформы и, самое главное, от избирательного законодательства. Главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для Южного Дагестана — это борьба с бедностью и нищетой, это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы. В первую очередь, речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально-статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Изменить сложившееся положение кадрового обеспечения Южного Дагестана с помощью одних только мер демографической политики и повышения минимальной заработной платы невозможно, так как основное решение находится в экономической сфере и главной задачей должно быть восстановление и развитие традиционных отраслей, прежде всего эффективного сельского хозяйства. Автор: Идрис Оруджев, кандидат экономических наук http://gazeta-nv.ru/content/view/4417/210/
|