Шейх Мухаммад-эфанди Яраги родился в 1191 году по хиджре (1777 г.н.э.), 2-го числа месяца Зуль-Каада, в селении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье ученого. Благодаря сильной тяге к знаниям и учебе, он впоследствии стал большим ученым. Изучил и знал в совершенстве множество шариатских наук. В Дагестане не было человека, превосходившего его по знанию Корана! Его глубокие знания стали причиной того, что со всех концов Кавказа к нему потянулись ученики (мюриды). Имя Мухаммада-эфенди аль-Яраги стало знаменитым в Бухаре, Турции, Персии и в странах северной Африки. Он был примером совершенства служения и поклонения Всевышнему, учил бесконечной любви к Аллаху и благосклонному отношению к людям. Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги, напомним некоторые моменты истории развития мюридизма. В XIV веке в среднеазиатском Бухаре суфийский мыслитель Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди основал учение, сыгравшее важную роль в истории всего мусульманского мира. После смерти мыслителя это учение, получившее название «Накшбандийа» (в русс. «мюридизм»), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения объясняется способом передачи духовных знаний в суфийской среде — от одной ступени постижения знания к другой (таррикат), от наставника, муршида, к ученику — мюриду. Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенного являлись одним из способов заставить народ жить праведно. По мнению новых проповедников, шариат должен был регулировать всю общественную жизнь и даже правление властителей. Мухаммад Яраги стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамалуддин Гази-Кумухи. В 1830 году он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к газавату, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. В 1242 году по хиджре, в третий день месяца Джумад-уль-Ахир, в борьбе за веру мученической смертью погиб имам Газимухаммад. После его гибели Мухаммад Яраги способствовал избранию имамом Гамзатбека из Гоцатля. А когда и Гамзатбек был убит, имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его. Царские власти, узнав о роли Мухаммада Яраги в Кавказской войне, решили положить конец его деятельности. Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре был освобожден. Мухаммад Яраги умер в 1265 году по хиджре (1848 г.н.э.), 17-го дня месяца Мухаррам. Похоронен он в селе Согратль, Гунибского района. Его могила стала зияратом — местом паломничества. Вместо себя он оставил муршидом Джамалуддина из Казикумуха, который также стал ценнейшим звеном на пути распространения и развития тариката. http://gazeta-nv.ru/content/view/5581/109/
|