Что значит быть свободным для лезгина?
Быть может, без оглядки мыслить, говорить, творить?
Наверно важно, чтоб поколение идущих понимало.
На Кавказе, мы сегодня есть, лишь потому, что
есть у нас Хаджи Давуд, Стальский, Яраги... 1
Суфизм как религиозно-мистическое учение в исламе, получая распространение на новых
территориях, вобрал в себя все культурное многообразия аборигенных народов
проживающих на этих землях, тем самым став социокультурным феноменом с точки
зрения современных исследователей религии. По мере того как развивалась суфийская
доктрина, появлялись различные школы - тарикаты, «ордена», так называемые «братства»,
у каждого из которых было свое понимание мистического пути к Единому Богу.
Структура тарикатов явилась почти идеальным средством мобилизации наиболее
искренне и истово верующей части мусульман на борьбу с теми, кого считали «врагами
ислама» или «плохими мусульманами».
Не вызывает удивления поэтому, что суфийские братства всегда оказывали сильное
влияние на общественно-политическую жизнь стран ислама через контролировавшиеся
ими укрепленные центры и крепости, мечети, медресе, коранические школы, хранилища
старинных рукописей священных текстов, гробницы-мавзолеи («пIир») святых дервишей,
являвшиеся объектом поклонения и постоянного паломничества верующих.
Внутренняя структура братств зиждилась на железной дисциплине, особой морали и
строго регламентированных отношениях мюршидов (наставников) и мюридов
(послушников).
Наставник, которого часто именовали также «шейх» или «устаз», обычно внушал своим
ученикам-послушникам мистические идеи религиозного просветления, покорности воле
Аллаха, благовоспитанности, традиционной морали и т.п. И, дабы послушник все это
воспринял наилучшим образом, он, «отказавшись от своей воли, должен быть... подобен
трупу в руках обмывателя трупов, который вертит им, как хочет». 2
В некоторых случаях, по желанию мюршида, суфийские ордена могли
трансформироваться в мощные боевые отряды, вокруг которых складывались
патриотические движения по борьбе с чужеземцами во имя священного джихада. 3
Примером одним из таких метаморфоз является суфийское движение, возникшее в
египетском Судане. Организатором и вдохновителем, которого, был Мухаммад Ахмад б.
'Абд Аллах, больше известный как «Махди Судана», то есть «Мессия Судана». 4
Среди накшбандийских лидеров второй половины XIX в. особенно стоит упомянуть шейха
Дийа' ал-дина Гюмюшханеви (ум. в 1312/1894 г.). Он имел множество последователей из
разных социальных слоев уже при жизни, и восходящая к нему цепь духовной
преемственности не прервалась и по сей день. Его текке (суфийский центр обучения) в
стамбульском квартале Чагалоглу было, вероятно, наиболее популярной и посещаемой из
всех суфийских обителей столицы.
Здесь собирались не только представители османской элиты, но и многочисленные
посетители из других регионов мусульманского мира. Дийа' ад-дин Гюмюшханеви написал
много сочинений на арабском и турецком языках. Его сборник хадисов, Румуз ал-ахадис,
положил начало традиции передачи, и изучения хадисов членами братства, которая до сих
пор поддерживается его духовными преемниками в Турции.
Дийа ад-дин Гюмюшханеви отличился также тем, что сражался вместе со своими
последователями в русско-турецкой войне 1877 г. Его примеру последовали несколько
других накшбандийских шейхов, которые приняли участие в сражениях на различных
фронтах Первой мировой войны, а также в период Турецкой войны за независимость. 5
Кроме того, согласно другим источникам, кубравийский шейх по имени Мустафа Деде
сражался в рядах армии, завоевавшей Константинополь.
Примером более умеренного, «посюстороннего» аскетического благочестия может служить
хурасанский подвижник Абд Аллах б. ал-Мубарак, которому приписывают ряд великих
подвигов в «священной войне» против византийских христиан. Все его поздние биографы
подчеркивают его исключительное благочестие и постоянное воздержание от мирских
удовольствий и благ. В то же время он был известен своей активной «борьбой на пути
Божьем», т.е. участием в джихаде, и недюжинной физической силой. Эти качества делали
его грозным воином и умелым военачальником, способным вести за собой людей во время
сражения. 6
В Турции – Оттоманской Порте был широко известен орден Бекташей, с именем которого
была связана военная организация янычар. По преданию, турецкий султан Орхан, в
сопровождении только что созданного войска встретился с основателем ордена Хаджи
Бекташем, чтобы он благословил и дал знамя для своих новых войск. Шейх Бекташ
положил рукав своей мантии на голову одного из воинов так, чтобы он свесился за его
спиной и сказал султану:
«Войско, которое ты создал, будет называться «ени чери», его лицо будет прекрасное и
сияющее, его оружие – страшное, его меч – остер и его стрела – разрушительна; оно будет
победоносно во всяком сражении, и всегда будет возвращаться с победой».
В помять об этом событии, к белой войлочной шапке янычар был пришит кусок ткани,
спускающийся за спину. Большинство янычар вступали в дервишеский орден Бекташей, в
котором образовали особое военное братство. С появлением янычар дервиши-бекташи
стали иметь могущественное влияние на турецкие войска. Все янычары считали своим
долгом быть дервишами. Все другие турецкие войска особенно уважали суфийский орден
Бекташей.
Одновременно шейхи Бекташей являлись командирами полка янычар – джемагат. До 1826
года, когда войско янычаров было ликвидировано, дервиши-бекташи оказывали сильное
влияние на государственную власть в Турции, несмотря на то, что в Оттоманской Порте
все дервишеские ордена подчинялись шейх-уль-исламу, духовному главе мусульман, или
муфтию, верховному главе всех мулл и улемов. 7
В период усиления противоборства между курдами и представителями Османской
империи шейхи выполняли посреднические функции в урегулировании спорных
ситуаций. Это им удавалось благодаря тому, что их авторитет не зависел от племенной
принадлежности. Не случайно многие курдские восстания с националистической окраской
возглавляли суфийские шейхи - Обейдулла (1880) и шейхи Барзана в центральном
Курдистане, шейх Сайд (1925) на севере и шейх Махмуд Барзинджи в южном Курдистане
(1919, 1922 гг.). 8
Статус религиозных деятелей и религиозных учреждений занимал в социальной жизни
Курдистана столь важное место, что высшее и среднее мусульманское духовенство, уступая
первое место лишь потомственной знати. Шейхи тарикатов всегда были окружены
мюридами, лучшие из которых становились халифа - представителями шейха – в
племенах.
Таким образом, Курдистан был покрыт сетью «мистических ячеек», совпадающей с
географическим расположением племен.
Со стороны царских властей настороженное внимание привлекли сообщения о попытках
имама Шамиля установить связь с некоторыми курдскими религиозными и
политическими лидерами, что в силу назревавшей с начала 50-х годов XIX в., войны
России с Турцией, приобретало особое значение. С целью контроля племен, проживающих
на приграничных с Россией областях, в конце XIX в. Курдские тарикаты были
использованы в качестве орудия панисламистской политики Абдул Хамида II. 9
Проповедники и добровольцы из последователей суфизма играли важную роль и в войнах
против крестоносцев. Распространение Мадрас и ханаках в Сирии при Зенги и его
наследниках было частью движения за нравственное возрождение ислама, сторонники
которого выступали за искоренение испорченности и еретических взглядов в
мусульманском обществе, что являлось составной частью великого джихада, имевшего
более дальние цели, чем просто изгнание франков из Палестины. 10
Известно, что движение талибан это чисто суфийское, ханафитское, матуридитское
сообщество. Большинство примкнувших к движению «Талибан» мулл являются суфиями
тариката накшбандийя, который талибы называют не иначе как при помощи эпитетов
«высочайший» и «благородный».
К имени же одного из выдающихся представителей этого суфийского ордена — братства в
XVII веке, как Ахмад Сирхинди — добавляются слова «потрясатель мира ислама». Вообще,
моральным руководством для «Талибан», легшим в основу идеологической пропаганды,
стал труд Сирхинди «Карнамехайи джихад» («Программа джихада»). 11
Параллельно с трудами обосновывающим необходимость ведения джихада с неверными,
было написано много трудов по актам мученичества на землях охваченными джихадом.
Где мученики, то есть те «кто умер за Бога и веру» объявлялись шахидами. 12
В тоже время, в представлении суфиев, смерть муслима имеет несколько другую
интерпретацию. Например, по мнению багдадского суфия Аш-Шибли (861 -946 гг.),
существует три вида смерти: смерть ради этого мира, смерть ради мира загробного и
смерть на Пути Господа. Тот, кто умирает с любовью к этому миру, есть лицемер. Тот, кто
умирает с любовью к миру загробному, является благочестивым. Но тот, кто умирает с
любовью к Господу, есть суфий. 13
В целом, во всех народно-освободительных движениях XVIII–XIX вв. просматривалась
«общая тенденция совмещения организационных форм суфизма, его культов, морально-
этических и практических установок, с одной стороны. И идеями возврата к чистоте
первородного ислама, с характерным для этой идеи культом пророка Мухаммада, с
другой». 14
Автор: Али АЛБАНВИ
Литература
1)«Лезги свобода», стихотворение. А. Албанви
2) «Политический ислам: предварительные итоги», Р. Г. Ланда. М., 2005
3)«Основы медитации», Ю. Л. Каптен
4) «Мусульманский мистицизм. Краткая история». А. Д. Кныш, Москва - Санкт-Петербург
2004
5) там же.
6) там же.
7) «Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши», А. Андреев, М. Андреев
8) «Ислам у курдов в Западной Азии», О. И. Жигалина
9) «Роль курдских суфийских тарикатов на политической арене в XIX в.». Мир ислама:
история, общество, культура: Тезисы докладов II Международной научной конференции.
28–30 октября 2010 г. Москва
10) «Ислам и крестовые походы 1096-1699 гг.», Р.Ирвин
11) «Талибан — традиция Имама Раббани», Википедия
12) «Джихад и шахадат», А. Шариати
13) Аш-Шибли, Абу Бакр Дулаф б. Джахдар (б. Джа'фар) (861 -946) — багдадский суфий,
ближайший сподвижник и ученик ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре. В
возрасте 40 лет принял суфизм в собрании известного багдадского суфия Хайра ан-
Нассаджа. Поначалу симпатии аш-Шибли в силу его экзальтированного характера
склонялись к крайнему суфизму, который проповедовал ал-Халладж.
14) «Усердие шейха аль-Яраги», А. Амрахов. ФЛНКА
|