Некоторые сведения о южнодагестанском шейхе Мухаммаде Усугском.
Как известно во время Кавказской войны, не все религиозные деятели поддержали призыв
к джихаду лезгинского шейха аль-Яраги, равно как и не все суфийские шейхи примкнули
джихадистам. В связи с этим, особый интерес для исследователей вызывает участие в
джихаде суфийских наставников, в виду их мировоззренческой «не
предрасположенности» к такой общественно-политической роли.
На сегодняшний день, с уверенностью можно говорить, лишь о нескольких из них.
Помимо аль-Яраги, в джихаде участвовали накшбандийский шейх Ташев-хаджи ал-
Андирави (из селения Эндирей, убит в 1840г.), деятельность которого протекала главным
образом на кумыкских землях Северного Дагестана и в Чечне. 1
Пусть и «вопреки своей воли», накшбандийский шейх Джамалудин Казикумухский (на ее
поздних стадиях). 2
Нельзя не упомянуть также джиныхского накшбандийского шейха Халила ал-Джигини ас-
Самури. Про него лишь известно, что он последовал в 1844 г. за Даниял-султаном, когда
последний бежал на территорию - с. Хучада, контролируемую имамом Шамилем. 3
Пока до конца не ясна роль в кавказской войне шейха Джабраила ал-Цахури родом из
села Цахур. 4
На сегодняшний день, дополнить список «шейхов-джихадистов», можно крупным деятелем
освободительного движения на Кавказе - накшбандийский шейх Мухаммад - Эфенди
Усугский, о котором ниже и пойдет речь.
Южнодагестанский аул Усуг, расположенный в Курахском районе, является одним из
древних населенных пунктов, точная дата основания неизвестна. Известно, что жители
села рано приняли ислам, что подтверждается обнаруженными на могильных камнях
куфическими надписями на древнеарабском языке. Хотя аул не входил в имамат Шамиля,
известно, что его жители принимали активное участие в борьбе горцев. 5
Мухаммад Усугский, известный также в народе, как Малла-Мухаммад, и Курали-Магома,
родился в 1810 году. Родился Мухаммад в селении Усуг Кюринского ханства в узденьской
семье. Учился в медресе села Усуг, затем был отправлен в село Вини – Яраг для
продолжения учебы в медресе Мухаммада аль-Яраги.
Некоторые сведения о южнодагестанском шейхе мы можем черпнуть из архивов, так в
девятом номере «Русского архива» за 1896 год было обнаружены записи Евгения
Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает
и о Мухаммаде Усугском.
Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились
сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалудину Казикумухскому. Обращает на себя
внимание некоторая разница в сведениях аулчан и Евгения Козубского. Так, если
Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные
обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», аулчане же сообщают об
обратном. А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и
открыл медресе в своем ауле. Вот, фрагмент записей Евгения Козубского:
«Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали
переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в
Дагестане, Джамалудина Казикумухского. О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл.
(1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области,
князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик
Джамалудин, как последний мюршид в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо
себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно: Курали-
Магому в сел. Яраге; Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса;
Нур-Мухаммеда в сел. Инху и Магома-Дебира в сел. Арчу;
Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди. В 1860 году все четверо
собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в
Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке. По собранным сведениям
оказалось, что Курали-Магома, прозванный в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг,
Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата».
6
В начале 40-х годов Малла-Мухаммад бежал к непокорным горцам, и все это время
находился при Шамиле, а после покорения Восточного Кавказа перешел в село Чиркей, где
женился на племяннице тамошнего почетного жителя по имени Джелала.
Живя в Чиркее, Малла-Мухаммад очень часто приезжал к бывшему своему устазу
Джамалудину Казикумухскому, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в
Турцию, в селе Казанище. Однако возложенную на него своим наставником миссию
выполнить до конца шейх Усугский не успел, поскольку вскоре заболел и умер, 14 Января
1863 года. К сожалению, на сегодняшний день, эти скудные сведения о южнодагестанском
шейхе – все, что нам известно.
В памяти народа воспоминание о Мухаммаде Усугском, сохранились исключительно как о
человеке чрезвычайно набожном, который весьма строго исполнял все религиозные
обряды, являясь для своих соплеменников мусульманином – примером подражания.
Завершая статью, отметим, что в настоящее время в ауле Усуг сохранился памятник
«павшим в борьбе за свободу и веру» под названием «Шаидар» - своеобразная братская
могила, где покоятся те, кто сложил свои головы в борьбе с царско-ханскими войсками.
Автор: Али АЛБАНВИ
|