Независимые шиитские группы, которые не признают духовного главенства Управления мусульман Кавказа (УМК), проявляют активность в Баку и в некоторых других городах. В том числе, три крупные независимые общины в Баку создали свои собственные неправительственные организации и публично выступают за улучшение стандартов в области прав человека и свободы вероисповедания. В 1990-е гг. община мечети Джума стала наиболее влиятельной независимой шиитской группой в Баку. В изящной каменной мечети в Старом городе на пятничные молитвы собирались примерно 3 тыс. верующих, но 30 июня 2004 г. она была закрыта властями, которые планировали превратить ее в музей ковров, и попытались поставить во главе общины нового имама. Они, по всей вероятности, действовали именно таким образом, потому что имам общины, Хаджи Ильгар Ибрагимоглу, был откровенным критиком политики правительства и поддержал Ису Гамбара, кандидата от оппозиции, на президентских выборах в 2003 г. Ибрагимоглу был арестован 1 декабря 2003 г., предположительно за организацию акций протеста после выборов. Он был приговорен к пятилетнему сроку лишения свободы условно 2 апреля 2004 г. и был освобожден на следующий день после того, как посольства нескольких стран и неправительственные организации вступились за него. Другие общины, которые не признают власть шейх-уль-ислама и УМК, действуют в пригородах Баку и в других городах Большинство из них не имеет регистрации, и их члены собираются на частных квартирах. На юге страны, по меньшей мере, две общины не признают власть шейх-уль-ислама, но большинство местных жителей боятся посещать их мечети. "Это не является серьезным вопросом, но это могло бы стать проблемой, если в правительстве будет продолжаться коррупция, потому что люди устали от этого", - сказал представитель местной неправительственной организации. Эти общины, так же как оппозиция и неправительственные организации по правам человека, подвергли резкой критике поправку от декабря 2007 г. к закону об образовании, которая запрещает носить хиджаб и другие религиозные атрибуты в образовательных учреждениях. Это является примером того, как шиитские неправительственные организации привлекают другие структуры для решения своих проблем. Если дискриминация в отношении шиитов продолжится, весьма вероятно, что они мобилизуются в политическом плане и могут даже объединиться с притесняемыми суннитами или другими религиозными общинами. Поселок Нардаран, расположенный на побережье Каспийского моря, примерно в 25 км от Баку, является важным объектом паломничества, и превратился в центр религиозной оппозиции государству. Это самоуправляемый поселок, не имеющее официальной муниципальной структуры, и власть в нем принадлежит совету старейшин, придерживающихся строгой версии шиитского ислама. Полиция не в состоянии установить свой контроль в поселке - местные жители убили двух полицейских, которые попытались войти в поселок в 2001 г. и "организовали там ряд провокаций". В 2002 г. полиция жестоко подавила возникшие там беспорядки, вызванные недовольством жителей социальными условиями. Один житель поселка погиб, а еще многие были ранены в результате проведения трехнедельной операции. Лидер движения Аликрам Алиев был арестован и приговорен к шести годам лишения свободы. Конституция Азербайджана отделяет религию от государства, однако два официальных учреждения, УМК и ГКРРО, осуществляют наблюдение и управление религиозной жизнью. УМК назначал на церковные должности духовных лиц, контролировал содержание проповедей и занимался организацией паломнических поездок в Мекку еще с советских времен. Все религиозные общины должны быть зарегистрированы ГКРРО и должны с уважением относиться к полномочиям в сфере религиозной жизни председателя УМК, Аллахшукюра Пашазаде. После периода нестабильности в 1990-е гг., когда многим иностранным миссионерам было разрешено вести пропаганду своих идей при чисто формальном надзоре, Азербайджан вновь взял в свои руки контроль над религиозными делами, главным образом, как утверждают власти, в целях защиты национальной безопасности. Есть ещё два интересных течения. Во-первых, это - “мусульманские интеллектуалы”, которые рекрутируются в основном из востоковедов, работающих в университете и Академии наук. Они пытаются придать развитию ислама в Азербайджане модернистский и реформистский импульс. При этом они опираются на досоветскую интеллектуальную традицию исламского модернизма и, используя свои исламоведческие знания, оспаривают многие предписания шариата, не соответствующие современности и светскому характеру государства. Во-вторых, это ориентированный в прямо противоположном направлении “панисламизм”, который представлен, например, проиранской Исламской партией Азербайджана. Конституция гласит, что Азербайджан является светским государством (Статья 6), религия и государство должны быть отделены друг от друга (Статья 19), система образования является светской, все религии равны перед законом, и гарантируется свобода вероисповедания (Статья 37). На практике, однако, никакого полного отделения не существует, поскольку государство может вмешиваться в религиозные дела с помощью ГКРРО и закона о свободе религии. Независимые религиозные общины считают поправки к этому закону, принятые в 1996 г., серьезным нарушением религиозных свобод. Согласно этим поправкам, деятельность иностранных миссионеров была запрещена, а правительство потребовало, чтобы все религиозные организации прошли перерегистрацию. В соответствии с новыми процедурами, УМК должен определить и затем признать статус общин, что позволяет этой структуре отказывать в регистрации некоторым независимым и, в особенности, шиитским общинам. Монополия УМК часто подвергается критике. До 2006 г. некоторые независимые общины, судя по сообщениям, воспользовались конкуренцией между главой ГКРРО Рафиком Алиевым и УМК с тем, чтобы зарегистрироваться без одобрения последнего. Но после того, как в 2006 г. ГКРРО возглавил Хидаят Оруджев, координация деятельности этих институтов улучшилась, и независимым общинам лишь в редких случаях удавалось получить разрешение на регистрацию. К молодым студентам религиозных учебных заведений, которые обучались в Турции, в целом относятся лучше по сравнению с теми, кто учился в Иране. Али АЛБАНВИ http://www.proza.ru/avtor/albanvi
|