Государственный комитет по работе с религиозными организациями (ГКРРО), главный государственный орган, наделенный полномочиями управления религиозной сферой, был создан в 2001 г., чтобы наблюдать за регистрацией и деятельностью религиозных общин. Комитет рассылает руководящие указания всем зарегистрированным общинам по поводу того, как и что говорить в проповедях, и ежедневно контролирует их религиозную деятельность. Хотя цензура была официально отменена в 1998 г., на издание религиозной литературы требуется разрешение ГКРРО. Только зарегистрированные общины могут публиковать религиозную литературу, и даже количество их публикаций ограничено. Существуют также ограничения на ввоз религиозной литературы, хотя это касается и исламских, и неисламских текстов. ГКРРО осуществляет строгий контроль над этим процессом. В 2005 г., например, он наложил запрет на 92 религиозные книги, которые он счел способствующими продвижению "политического ислама". В комитете имеется конфиденциальный список запрещенных религиозных книг, который включает работы иранского аятоллы Фазиля Ланкарани. В ноябре 2007 г. полиция запретила продавцам Корана работать на улице и в метро, конфискуя их книги. Продавцы книжных магазинов признались, что их попросили снять с прилавков книги религиозного содержания. Турецкие общины также не освобождаются от контроля. После изменений, внесенных в закон в 1996 г. по всей стране были закрыты приблизительно девятнадцать программ по изучению Корана , равно как и несколько медресе. Мечети и медресе нурсистов часто подвергались преследованиям, последний раз в сентябре 2007 г., когда было закрыто суннитское медресе в одном из сел на юге страны. Закрытие курсов по изучению Корана с турецким преподавателем в северном городе в 2007 г. продемонстрировало, что существует жесткий контроль над преподавателями, присланными Анкарой. Правовые рамки, в которых существуют религиозные объединения, довольно определённы. Азербайджан согласно статье 6 Конституции является светским государством, что разъясняется и подтверждается статьёй 19, где говорится об отделении религии от государства, равенстве всех религий перед законом и светском характере государственных школ. Статья 37 провозглашает свободы вероисповедания для индивидов и групп. Однако все объединения, как религиозные, так и нерелигиозные, должны получить разрешение от государства. До 1997 года никаких проблем здесь не возникало. Но из-за активности иностранных - христианских евангелических, а также радикально мусульманских - миссионеров и вообще колоссального роста численности религиозных объединений осенью 1997 года государство решило провести перерегистрацию, которая для некоторых групп оказалась очень трудной. Эта всё более ограничивающая религиозную свободу политика в значительной мере основывается на примере нового российского и армянского законодательства, направленного на недопущение так называемых “неисторических” религий. Теперь для регистрации может понадобиться положительный отзыв от Управления мусульман Кавказа, которое, естественно, враждебно к конкурирующим религиозным организациям. Впрочем, пока эти незарегистрированные организации ни в чём плохом не замечены, государственный аппарат не выказывает склонности активно с ними бороться. Али АЛБАНВИ http://www.proza.ru/avtor/albanvi
|