Будущий шейх родился в 1846 году в Табасаране, в селении Гурик. В те времена, в этом селении лишь отец Юсуфа - Рамалдан владел арабской письменностью и грамотой, он был первым учителем Юсуфа. К своему десятилетию, он наизусть знал много шариатских книг, и продолжал свое обучение у известных арабистов своего времени. После смерти отца, на его хрупких плечах осталась большая семья. Усиленно работая, он продолжал свое обучение. Одним из его учителей является достопочтенный Абдул Фатах Астильский из Кюринского округа, у которого он обучался философии, астрономии, медицине и другим наукам, необходимым для фундаментального ученого. В 1906 году Юсуф Эфенди собрался в Хадж. Добравшись до Турции, он услышал, что в Стамбуле проживает крупный ученый арабист того времени устаз накшбандийского тариката шейх Ахмад Хамди аль Рукели ал Табасарани. Он познакомился с ним, стал его мюридом и длительное время обучался шариатским наукам суфийского направления. После завершения обучения, он вернулся на родину с разрешением на исламский призыв и с правом на воспитание мюридов. До самой смерти своего устаза Ахмада Хамди, Юсуф Хаджи имел с ним духовное общение. Первую, широко известную в исламском мире труд Юсуфа Эфенди « Жамиаьул гьясанат» им был написан и издано в 1912 году в типографии Мавраева в Темирхан-Шуре. В 1910 году Юсуф Хаджи в своем родном селении построил медресе и к нему со всех сторон Северного Кавказа стали идти люди, жаждущие в исламских науках. И многие из его учеников стали учеными - арабистами, устазами. В 1913 году Юсуф Эфенди вновь отправился в Стамбул и познакомился со всеми турецкими исламскими учеными, получил там звание «магистра исламских наук». Когда настали времена красного террора и уничтожения ученых - религиоведов атеистами- большевиками, увидев духовное оголение Дагестана и окружающих регионов, Юсуф Хаджи, отказался от противостояния. Как всесторонне развитый специалист, он стал работать в издательстве и тайно продолжал обучение молодежи исламским наукам. Благодаря Юсуф Хаджи, в Дагестане в те лихие времена сохранился и продолжал развиваться Ислам. В 1932 году он ушел в мир вечности и оставил после себя много ученых арабистов. Одним из продолжателей его дела и явился устаз накшбандийского тариката, муршид, шейх, ученый арабист Абдулла Эфенди Курихи. Шейх Зияутдин Юсуф Хаджи Эфенди остался в памяти верующего народа как ученый арабист, исламский богослов, устаз накшбандийского тариката. Али АЛБАНВИ http://www.proza.ru/avtor/albanvi
|