Дагестанское общество акциями протеста не удивишь, митинги против действий (бездействий) властей сотрясают республику практически каждую неделю. Прошедший массовый санкционированный митинг в центре Махачкалы стоит выделить отдельно, так как, в отличие от предыдущих акций протеста, именно в этом многие усмотрели аналогии с последних революционных событий в странах востока. Следует напомнить, что общедагестанский митинг исламских активистов прошел 25 ноября, в пятницу, в центре Махачкалы. Акция протеста была посвящена незаконным, по мнению митингующих, действиям республиканских силовиков. На сегодня это самая массовая акция протеста - организаторы протеста смогли вывести на улицы несколько тысяч человек. Итогом митинга стала договоренность с властью, о разработки механизмов совместного реагирования на каждый факт исчезновения людей. Причем, для этого будет создана отдельная рабочая группа с участием, как представителей правоохранительных органов, так и представителей общественных организаций и «опальных» религиозных общин. Отметим и другое событие - на акцию протеста обратили внимание в Духовном управлении мусульман Дагестана (ДУМД). Спустя пять дней, после известных событий, был созван Совет алимов Дагестана. Где на внеочередном заседании была обсуждена ситуация, «которая в последние дни складывается в республике с митингами и протестами против незаконных действий со стороны правоохранительных органов», по итогам ее работы было принято специальное обращение. В частности в обращении отмечается обоснованность и законность требований митингующих, Совет также призывал органы власти к скорейшему удовлетворению законных требований митингующих «для снятия напряжения в обществе». Более любопытна на наш взгляд, вторая часть обращения, где алимами выражается озабоченность складывающейся ситуацией в республике. В заявлении практически в ультимативной форме Совет, ссылаясь на возможные в таких случаях провокации, требует от организаторов митинга (то есть от про-салафитских сил), перейти на другую форму выражения требований. «Призываем создать группу, которая от имени всех митингующих будет предъявлять требования и прекратит выводить людей на площадь». В обращении отдельно подчеркивается, что дальнейшие подобные акции протеста могут «привести к расколу среди мусульман». Прежде необходимо подчеркнуть, что именно к этой законной форме выражения протеста, призывали последние месяцы в диалоге с представителями умеренных салафитских общин политики всех уровней. Другой важный момент, официально поводом принятия подобных обращений в республике было предостаточно. Однако ни убийство известного богослова Максуда Садикова, а также убийство влиятельного шейха в Южном Дагестане Сиражутдина Хурикского, не стало предметом схожей озабоченности «ситуацией в республике», что в свою очередь лишний раз подтверждает неординарность данного события в глазах самих сторонников ДУМД. При детальном ознакомлении с адресатами обращения - правоохранительные органы, правительство республики, и участники митинга, становиться очевидным, что ДУМД, будучи одной из активных сторон религиозного противостояния в республики, попыталось абстрагироваться от «противоборствующих сторон», став как бы над всеми ними. Митингующих поддержала также другая «дочерняя» структура ДУМД - Совет имамов г. Махачкалы, в лице его председателя, имама центральной мечети Мухаммадрасула - хаджи Саадуева. Достаточно предсказуемая была реакция руководителей силовых структур. В частности на встрече «силовиков» со студентами ДГПУ, начальник оперативно-разыскного отдела МВД Асхабали Магомедов недвусмысленно заявил, что «каждый второй на митинге - наш человек». По его мнению, на митинге звучали призывы экстремистского характера. Следует напомнить, что основные претензии со стороны митингующих были адресованы именно этой так называемой «социальной» группе. В тоже время, как считает эксперт Константин Казенин, в Дагестане «власть» и «силовики» - понятия нетождественные, и протест против одних не всегда переносится автоматически на других. Что касается противоборствующих религиозных сил в республике, эксперт условно подразделяет их на две группы: «с одной стороны Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД), а с другой все религиозные лидеры, несвязанные с этой структурой». Прошедшую массовую акцию протеста прокомментировали и депутаты регионального собрания. Так депутат Народного Собрания РД, член Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Магомед Магомедов, считает, что митинг показал слабость духовной власти в республике, при этом, депутат выражает сомнение в готовности местного «официального» духовенства к диалогу с независимыми общинами. Очень много вопросов по поводу легитимности этой структуры. У нашего муфтия много заместителей, но кто они, по какому принципу отбирались? Почему они не являются представителями всех народов, мусульманских общин и территорий Дагестана? - вопрошает депутат. «Мы должны не стесняться и не бояться говорить об этом. Руководству Духовного управления необходимы реформы. И проводить их должно, в первую очередь, само официальное духовенство с привлечением и учётом мнения всех мусульманских общин Дагестана», - заключает депутат, в интервью к одной из республиканских периодических издании. Солидарен с мнением депутата и главный редактор издательства «Ладомир» Юрий Михайлов, который считает ошибкой в масштабах большой страны игнорирование позитивной составляющей исламского активизма и акцентирование внимания на его негативной составляющей, вплоть до отказа ей в праве на существование. «Как следствие - политика жесткой нейтрализации всякого активизма, маркированного исламом, квинтэссенция которой - оголтелая борьба с пресловутой «ваххабизацией». Следовательно, считает эксперт, отсюда ставка на реликт царско-советского прошлого - так называемый «народный ислам», по его мнению - пассивного и апатичного. Михайлов считает, что число социально-активных верующих в стране в целом неуклонно растет и, возможно, уже превалирует над инертной массой, что в целом соответствует общемировой тенденции. На его взгляд, по меньшей мере, странным является еще тот факт, что власть смерилась с неспособностью официального российского духовенства оппонировать радикалам, выражая при этом недоумение «настойчивым окормлением властями той части религиозной среды, которая лишь тормозит развитие общества». В тоже время, вариантов выхода из критической ситуации, складывающейся в Дагестане, становится, по общему мнению, все меньше. Эксперты сходятся в оценке происходящих событий в регионе, и в сложившихся обстоятельствах многие видят путь урегулирования религиозного противостояния в Дагестане, посредством легализации и последующего включение исламского (салафитского) движения в региональный политический процесс. Отведя при этом им определенную нишу в общественно-политической жизни. Однако, такой шаг, по мнению экспертов, невозможен без уступок со стороны правящей элиты, а также санкции на это федерального центра. В самой республике предпосылки для «перезагрузки» взаимоотношений между религиозными общинами уже сложились. Все чаще слышны призывы об отмене закона «о ваххабизме» – к этому призывают со страниц ведущих изданий республики, эксперты, политики, исламоведы и религиозные лидеры. В целом именно от грамотных действий республиканских властей зависит дальнейшее развитие событий, с учетом того, что решение о следующей дате проведения общедагестанского митинга еще не принято. Алихан Амрахов http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=785&Itemid=0
|