Религиозно-магические верования народов Южного Дагестана «могут быть рассмотрены в качестве структурообразующей основы обрядов и представлений, связанных с пищей. Пища рассматривается, прежде всего, как божья благодать; с ней связаны понятия «счастье», «благополучие», «изобилие» . Пища, особенно хлеб, являлась обязательным элементом принесения клятвы («клянусь хлебом» – «уьлихьди ху апураза (таб.), «фал кьин кьазва» (лезг.). Религиозно-магические верования народов Южного Дагестана, связанные с пищей, проявляются сособой яркостью в праздновании народами Южного Дагестана дня весеннего равноденствия (Яран-сувар – лезг., эбельцан – таб.,курцин-ягь – рут.). Этот древний праздник связан с началом нового хозяйственного года, пробуждением природы. Дагестанцы считали, что пища, употреблявшаяся в эту ночь, магически должна была способствовать тому, чтобы жизнь в новом году была сытной, «урожаи обильными, скот продуктивным, люди здоровыми». Во время этого праздника в основном готовили злаково-бобовую кашу, что магически должно было умножить эти полевые культуры в наступающем году. Лезгины в качестве основного блюда предпочитали готовить мучную кашу, что также должно было обеспечить дружбу и мир в семье, «спаянность» семьи; не рекомендовалось готовить плов, так как рассыпчатость риса в нем могла способствовать распаду семьи. «Рутульцы в качестве одного из основных блюд варили подобную кашу из пшена – «табаг». Ее, залитую маслом, в одной большой посуде ставили перед членами семьи, собравшимися вместе». Табасаранцы готовили в этот вечер кашу «къуйир» из пшеничной крупы или же блюдо «дангу» из зерна злаков, гороха, сушеного мяса, приправленное толчеными орехами. Это же блюдо в надежде обеспечить хороший урожай готовили и лезгины («гит»). Существует примета: насколько увеличатся в объеме разваренные зерна, настолько должен быть выше урожай по сравнению с посеянным зерном; поэтому в это время старались не готовить кушаний из сушеных и жареных зерен, чтобы не допустить уменьшения урожая . Средствами, магически способствующими изобилию и умножению благ, возрождению природы, служили кушанья, отличающиеся множественностью: орехи, бобовые, яйца, пища из которых присутствовала в трапезе этих дней. Большое значение придавалось обилию праздничной трапезы, так как это в силу принципов инициальной магии (магии первого дня) должно было способствовать обилию пищи на весь год. Табасаранки селений Тураг, Ярак, Джули для праздника эбельцан даже хлеб пекли большего, чем обычно, диаметра и толщины в золе очага, так как существовало представление, что именно такой архаичный хлеб способен магически сохранить его изобилие на целый год. Магическая значимость присуща и пище в цикле семейно-бытовой обрядности. В свадебных обрядах народов Южного Дагестана наблюдаются действия, связанные с множественностью, которые магическим путем должны были способствовать увеличению количества членов зарождающейся семьи. Это осыпание невесты конфетами, рассыпание риса у воды в послесвадебной обрядности, когда выводили невесту за водой, разделение на мелкие кусочки хлебного калача и т.п. У лезгин, табасаранцев невеста, отправляясь в дом жениха, обязательно брала с собой вареных кур, крашенные в красный цвет яйца. А на свадебном торжестве обязательно фигурировало деревце, украшенное яйцами, орехами, фруктами. В селении Вартатиль (таб.) жених должен был снять с этого деревца одно яйцо и съесть его до встречи с невестой. Известно, что яйцо – символ зарождения жизни. У лезгин невеста должна была, выходя из родительского дома, задеть ногой кувшин, чтобы вылилась вода, или наступить на деревянную ложку, наполненную маслом. У табасаранцев в доме жениха к свадебному кортежу выносили зажженную лампу и «нанц» – хлеб, намазанный маслом и медом. Почти у всех народов Южного Дагестана у входа в дом жениха невесту встречали мукой, которую невеста бросала на притолоку дверей. У некоторых лезгин при входе в дом жениха невеста бросала горсть муки в очаг. В селениях Хив, Цудук, Вартатиль у порога над головой невесты ломали хлеб и желали ей семь сыновей и одну дочь. Путем соприкосновения хлеба с невестой старались передать последней плодородную силу. Почти у всех народов Южного Дагестана у порога в комнату жениха свекровь преподносит невестке чашку с медом с пожеланиями ей сладкой и счастливой жизни в новой семье. У всех исследуемых народов среди предметов, посылаемых в качестве подарков стороной жениха в дом невесты, были и продукты питания: рис, сахар, хлеб, яйца, куры и т.д., то есть предметы, с которыми связывались представления о магии плодородия, изобилия, добрых отношений в новой семье и обеспечения молодым достатка в их совместной супружеской жизни. Элементы обрядности, связанные с применением зерна, яиц, кур, муки, хлеба, чистой воды, сладостей, отмечаются в свадебной обрядности всех исследуемых нами народов. Прочное сохранение пережиточных верований и ритуалов, связанных с пищей, наблюдается и сегодня. Но в настоящее время эти верования и ритуалы принимают новую форму и частично новое содержание, что в определенной мере и предопределило их относительную устойчивость. Изменилось и отношение народа к выполнению многих магических обрядов и обычаев, связанных с пищей: из серьезного действа, имевшего магический смысл, они превратились в обряды, имеющие игровой, шуточный характер. Изменились и социальные функции этих обрядов. Если в прошлом важнейшей социальной функцией их была магическая, то сейчас особое значение имеет воспитательная (эстетическая и этическая), так как они ориентируют молодежь на определенный тип поведения в семье и обществе – на его ответственность перед семьей и обществом. С. А. Гаджибекова Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН ВЕСТНИК ДАГЕСТАНСКОГОНАУЧНОГОЦЕНТРА. 2008. № 32. С. 57–58. ЛИТЕРАТУРА 1. Рамазанова З.Б. Пища народов Дагестана в XIX – нач. ХХ вв. Махачкала, 2003. С. 119. 2. Булатов А.О. Пережитки домонотеистическихверований народов Дагестана в XIX – нач. ХХ вв. Махачкала, 1990. С. 65. 3. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в ХIХ – начале ХХ века. Л., 1988. С. 20. 4. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин (XIX – нач. ХХ вв.) М., 1978. С. 270. 5. Трофимова А.Г. Обряды и празднества лезгин, связанных с народным календарем // Сов. этнография. 1961. № 1. С. 144. 6. Гаджиев Г.А. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала, 1996. С. 87. 7. Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX – начало ХХ в. Махачкала, 1992. С. 148. 8. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 165. 9. Ризаханова М.Ш. Брак и свадебная обрядность лезгин (традиции и инновации) // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 60. 10. Алимова Б.М. Указ. соч. С. 151.
|