Главным событием прошлой недели стало утверждение депутатами национального парламента Азербайджанской Республики проекта запрещающего в стране исламскую пропаганду. Предтечей события стало введения аналогичного запрета, но уже на получение религиозного образования за рубежом. Отныне отправка граждан из Азербайджана на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения будет считаться незаконной, в случае, если это не будет согласовано с соответствующим органом исполнительной власти. В ходе прошедших обсуждений поправок депутат парламента Ганира Пашаева заявила, что в «Азербайджане религиозные мероприятия проводят люди, не имеющие никакого образования». Депутат Пашаева считает, что именно этим можно оправдать необходимость принятия соответствующих поправок. По ее словам, в законодательстве необходимы изменения, запрещающие иностранцам и другим лицам, не имеющим гражданства, осуществлять любую религиозную деятельность. «Существуют внешние силы, желающие управлять религиозными вопросами в Азербайджане. А в Азербайджане религиозные вопросы контролируют Управление мусульман Кавказа и Госкомитет по работе с религиозными структурами», - отметил другой депутат Муса Гасымлы. Большинство депутатов национального парламента Азербайджана уверено в том, что предложенные дополнения и изменения направлены не против религии, а на предотвращение преступлений. Отметим, что Республика Азербайджан обрела независимость после распада Советского Союза. С тех пор благосостояние страны возросло, и сегодня Азербайджан может похвастаться одним из самых высоких в мире показателей роста экономики. Однако, несмотря на рост благополучия, особенно в последнее десятилетие, Азербайджанское общество охвачено всепроникающей коррупцией, а гражданские и политические свободы в стране отсутствуют. Двадцать лет независимости экономического процветания и относительной стабильности в Азербайджане не привели к значительному прогрессу, это касается в первую очередь соблюдению прав человека и основных свобод граждан. Впервые за всю свою историю, в стране выросло целое поколение диссидентов и «узников совести». Напомним также, что ранее был вынесен обвинительный приговор членам Исламской партии Азербайджана, которые были приговорены к длительным срокам тюремным заключениям. Наблюдающие за этим процессом журналисты считают уголовное дело сфабрикованным с целью наказания активистов партии за критику политики властей и защиту религиозных прав граждан. Некоторые эксперты в ужесточении религиозного законодательства склонны видеть опасение повторения событий в Северной Африки - в Азербайджане, и здесь надо сказать мнения экспертов по этому поводу разделились. Однако судя по последним законодательным инициативам, власть боится не гражданской, а именно исламской формы протеста. По существу, сегодня в азербайджанском обществе лишь исламская идеология способна консолидировать разные слои населения. По мнению, исполнительного секретаря движения «Республиканская Альтернатива» Натика Джафарли, сегодня количество исламистов (сторонников исламской формы правления государства) в Азербайджане растет. «Их труднее запугать, и у этой идеологии куда больше мобилизационной силы, чем у демократов», - считает он. Численность практикующих мусульман (то есть соблюдающих все религиозные предписания) в Азербайджане не более 5-7%. Однако, эти проценты пассионарных граждан способны под знамена ислама собрать всех недовольных нынешней властью. Такой сценарий развития событий не исключает, например глава Департамента Института мира и демократии Ариф Юнус. По его мнению, власти уже практически подавили в стране демократическую светскую оппозицию, усилили прессинг на гражданское общество, а теперь начали давить религиозные структуры. Где, после устранения оппозиции и гражданского общества все протестные силы консолидируются под исламскими лозунгами. И все же, эксперт согласен с тем, что южный сосед Ирана постарается «оседлать» религиозное пробуждение в Азербайджане, преследуя при этом, разумеется, свои геополитические цели. Отметим также, что на территории Азербайджана функционируют несколько иранских гуманитарных фондов типа «Комитета спасения Хомейни» и др. По мнению известного ираниста Севака Саруханяна (Армения) существующая антиисламская политика азербайджанского руководства представляет для Ирана определенную угрозу. В свою очередь позиция азербайджанской элиты, по его мнению - тоже логична, поскольку действия Ирана рассматриваются в качестве угрозы действующей власти. «Иран набирает критическую массу людей, организаций и структур, которые в дальнейшем будут играть ключевую роль в попытках исламской революции в Азербайджане. Я думаю, активное вмешательство Ирана во внутриполитические дела Азербайджана начнется через 7-8 лет, когда у Ирана будет достаточно сильная опора в обществе», - считает иранист. Влияние на население оказывается, в том числе и через религиозные учебные заведения. Необходимо подчеркнуть, что представители азербайджанского духовенства, в особенности молодого поколения, проходят обучение именно в иранских религиозных центрах. Саруханян считает, что влияние ислама на общественную жизнь будет происходить планомерно и стабильно. Это процесс, по его мнению, сопровождается другим не менее важным процессом – снижением уровня образования среди населения. «Социальное положение в Азербайджане, не самое благоприятное. Уровень бедности достаточной высокий, коррумпированность также на высоком уровне. Иран понимает, что ислам может стать каким-то объединяющим фактором, который может сплотить часть общества в борьбе с действующей элитой», - считает эксперт. Эксперт не исключает возможность исламской революции в Азербайджане на подобие той, что была в Иране, увязывая ее, прежде всего с политикой Баку, которая, по его мнению, своими репрессивными методами лишь приближает это. Приводя аналогию ситуацией в Иране в 60-70-х гг., где была достаточно высокоорганизованная светская оппозиция: «А так как шах давил оппозицию, все люди, которые выступали против действующего режима, стали ходить в мечети, поскольку это были единственные места, куда полиция не заходила и не арестовывала. Таким образом, мечети стали оплотом оппозиционно настроенного общества». Вместе с тем, по мнению Арифа Юнуса, сегодня нет никаких перспектив исламской революции в Азербайджане по иранской модели. В целом, эксперт считает маловероятно установление в Азербайджане клерикального режима. На его взгляд, пребывание Азербайджана длительное время в составе СССР обусловило приоритет светских ценностей. Однако именно опасениями перед возможным экспортом «исламской революции» политологи связывают не желание Азербайджана отменять визовый режим с Ираном. Введение безвизового режима с Ираном, по общему мнению, даст возможность для граждан Ирана свободно посещать Азербайджан, приезд которых в свою очередь может привести к усилению роли ислама в азербайджанском обществе. Не в интересах Азербайджана также военная операция Запада против Ирана, так как потенциальная война могла бы привести к большому притоку беженцев в Азербайджан, беженцев с высокой религиозной идентичностью. Причем это люди, которые не в одном поколении привыкшие жить в исламском государстве. Эффект при этом был бы такой же, что с отменой виз. Отметим также, что Иран не единственный региональный центр притяжения. Определенную работу в этом направлении ведет и Турция, преимущественно с ее суннитской частью. В Азербайджане также сходятся интересы других арабских стран, которые не меньше заинтересованы в смене светского «статуса» Азербайджана. С другой стороны определенные трудности испытывают власти и на северо-востоке страны, населяемые национальными меньшинствами – преимущественно этническими дагестанцами, у которых, национальные, гражданские, и прочие социальные протесты в современном религиозном контексте обретают новое звучание. В связи с этим будет уместно напомнить о совместных азербайджано-российских «профилактических мероприятиях» правоохранительных органов, прошедшие по обе стороны границы этой осенью. Следует отметить опасения властей Азербайджана перед возможным повторением сценария «Арабской весны» не безосновательны, но, к большому сожалению, заставляет их прибегнуть к крайним методам подавления религиозной идентичности своих граждан. Алихан Амрахов http://kavkaz.ge/2011/12/09/azerbajdzhan-islamskij-prizyv-pod-zapretom/
|