Сохранение текущей напряженности в Дагестане есть главный тренд в регионе, при чем такая ситуация грозить напряженностью в первую очередь Южному Дагестану. Такое мнение озвучил накануне сайту Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА), член научного совета Московского центра Карнеги, доктор исторических наук, профессор Алексей Малашенко. «Сама ситуация в регионе уже не находится под полным контролем. Там убивают практически если не каждый день, то каждую неделю точно, это не называется контролем, это называется другим словом – дестабилизация», - считает эксперт. После убийства авторитетного шейха Хурикского, большинство экспертов предрекли ухудшение ситуации в Южном Дагестане. Однако ожидаемая дестабилизация многими была воспринято буквально, что означало бы по своей сути открытые столкновение между различными группами, подобно той, что уже была единожды в джума-мечети города Дербента, несколько лет назад. В тоже время в ситуации, когда местное духовенство дезориентировано, а в регионе происходит перегруппировка сил, трудно ожидать подобной активности, с какой либо стороны. Очевидно также после убийства духовного лидера, в Южном Дагестане образовался определенный «духовно-правовой» вакуум, сейчас трудно сказать сможет ли его заполнить приемник Хурикского. Помимо давно обозначившихся активных религиозных групп, в регионе присутствует огромный массив общин (джамаатов), не относящих себя ни к одному из распространенных в регионе тарикатских братств и салафитских общин. Приемнику Хурикского шейху Исамутдину Саидову, помимо прочего для подтверждения своего религиозного статуса – духовного лидера юга республики, необходимо заручится поддержкой именно этой части не ангажированных религиозным противостоянием с ДУМД мусульман. Одними из консультативных площадок, где могла бы выразиться ему такая поддержка, является «Совета имамов Южного Дагестана», и «Координационный центр Южного Дагестана». Очевидно, что вскоре Исамутдину Саидову придется созвать одну из выше названных организаций. По результатам работы, которого можно будет говорить, сохраниться ли в будущем религиозная «автокефалия» на юге республики. Напомним, в этом году эти структуры уже созывались, в первый раз в конце мая, в селении Авадан Дербентского района, на котором прошло совещание имамов Южного Дагестана в рамках проходящего тогда открытого исламского форума. Совещание прошло под руководством шейха Хурикского. Основным докладчиком выступил родной брат шейха Исамутдина Саидова, руководителя исламского просветительского центра «Баб-уль-Абваб» Ариф Саидов. Официально причиной созыва второго совещания имамов Юждага в июле месяца, послужило обсуждение на конференции «Основ гражданского мира в дагестанском обществе». Заседание состоялось в горном Рутульском районе. В работе приняли участие, как руководители района, так и председатели Советов имамов всех районов Южного Дагестана. На совещании с основным докладом выступил председатель Координационного Центра Южного Дагестана, имам города Дербента шейх Исамутдин Саидов. Однако и здесь не все так однозначно, еще не факт, что все джамааты юга признают в Саидове религиозного авторитета. Как известно убитый шейх был по национальности этническим табасаранцем (этнологами относятся к так называемой группе «лезгинских народов»), и как выразился один из московских экспертов, «он был лезгинским шейхом», в виду большого количества у него мюридов из числа южан. В случае с приемником Хурикского, то на первый план выходит его этническое происхождение - Исамутдин Саидов, позиционируется всеми как этнический азербайджанец, суннит, выходец из села Хеле – Пенджик Дербентского района. По имеющей информации численность табасаранцев из общего числа мюридов преобладает – их около половины. Количество азербайджанцев - послушников, не превышает 10%, что также говорит не в пользу приемника. В случае же неприятия имамами южнодагестанских сельских поселений Саидова, в виду отсутствия у него харизмы и прочих рычагов влияния в регионе, а также как считают не которые эксперты, его склонности к компромиссам с ДУМД, то не исключен новый виток дестабилизации. И здесь как справедливо отмечает доцент Кафлан Ханбабаев, «значение тарикатских братств в общественно-политической жизни Южного Дагестана со временем будет только возрастать». Алихан АМРАХОВ http://spectr.info/main/423-inicializaciya-priemnika-sirazhudina-hurikskogo-i-vozmozhnyy-duhovnyy-raskol-yuzhan-v-dagestane-priznayut-li-dzhamaaty-yuzhdaga-avtoritet-isamutdina-saidova.html
|