Руслан Маликович Гереев - руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа. ИА REGNUM: Сейчас много говорят о радикализации Дагестана. Каково Ваше видение как эксперта в сфере религиозных взаимоотношений Северокавказской молодежи? Насколько соответствует правде укрепление в регионе исламского радикализма? Современный ислам политизирован, и он доминирует в отношениях России на Северном Кавказе, а Дагестан стал эпицентром этих процессов. Мониторинг молодежной среды Дагестана показывает, что более 42% респондентов хотят применения шариата в отдельной республике по модели развитых султанатов. Эксперты говорят, что многое в протесте молодежи от неверных, я даже сказал бы поспешных шагов местной власти, которая пытается вернуть оступившихся, по их мнению, часть дагестанцев в правовое поле. При этом Дагестан - единственная республика, где борьба с терроризмом вызвала мощный всплеск подросткового волнения, и в то же время интерес именно к салафитскому исламу. Виной всему также называется коррупция, подпитывающая экстремизм. Разногласия между последователями тарикатских (суфийских) шейхов осложняют религиозную ситуацию, а раскол мусульманской общины Дагестана на традиционные и нетрадиционные джамааты дает почву для терроризма в регионе (суфизм является доктриной Духовного Управления мусульман Дагестана - ИА REGNUM). От всего происходящего в первую очередь страдает экономика республики и всего Северного Кавказа, о чем говорят социально-экономические показатели региона. Молодежь в Дагестане находится перед сложным выбором, многие из молодых специалистов, не находя себя в официальных сферах, уходят в "неформальный" сектор. Укрепилась и идеологическая база джамаатов, призывающих молодежь в вооруженное подполье. Самые высокие чины твердят, что экстремизм в Дагестане стал угрозой государству, хотя в республике многократно увеличено силовое присутствие. ИА REGNUM: Что является причиной роста религиозного экстремизма среди молодежи и каков их средний возраст адептов экстремизма? Причин много, от высокого показателя безработицы до отсутствия системных подходов в решении молодежных вопросов. Этому способствует расслоение общества. Ситуацию может стабилизоровать организация производства: надо обеспечить людей работой и культивировать исторические традиции, адаты и религиозные устои. Мусульмане Дагестана стремятся к исламскому пространству, и это превалирует в регионе. Развиваются вакфы (имущество, находящееся в ведении мечети - ИА REGNUM), исламский банкинг, исламская медицина, хиджаб-мода и т.д. Но при всем этом главная проблема республики - в отсутствии кадров, способных решать вопросы конфессиональной сферы. Нет смысла отрицать то, что молодежь увлечена радикальным исламом, а средний возраст "радикалов" ниже 14 лет. Специалисты отмечают, что в Дагестане отсутствует молодежная пропаганда традиционного ислама. Кроме того, республика испытывает серьезные межконфессиональные трудности, на фоне чего происходит гиперусиление религиозной экспансии салафизма. Духовенство, в том числе и несуфийская часть, уверена, что сплоченность и развитие исламского образования по мировым критериям улучшит положение. ИА REGNUM: Куда в основном движется поток молодежи Дагестана, выезжающей за рубеж для обучения исламу? Учеба в религиозных вузах исламских государств актуальна особенно. Много молодежи из Дагестана и всего Северного Кавказа выезжают на учебу в зарубежные страны. Точное их количество подсчитать невозможно, так как процесс учета в Дагестане запущен, поэтому информация об этом может быть лишь приблизительная, от религиозных организаций и самих студентов. Парадоксально, но факт: имея лидерство по числу исламских вузов в России и СНГ, республика оказалось не в состоянии предложить молодежи мусульманское образование, не связанное с суфизмом как традиционной доктриной Духовного управления. Это является основной причиной массового выезда студентов за рубеж. Почему я говорю "массового"? Потому что каждая сотня грамотных студентов, уезжающих в исламские страны - это много для такого насыщенного исламом региона, как Дагестан. Вопрос еще в том, что, приезжая обратно, эти люди станут лидерами и сформируют свои общины. Спокойный до сей поры юг Дагестана в сводках проявляет себя все более агрессивным. Вспомнить хотя бы нашумевшее событие в селе Советское, где в мае был конфликт полиции с группой молодежи, посещающей мечеть. Насколько серьезна обстановка именно в этой части региона и что действительно происходит на юге республики? Судя по СМИ, все уже определились в виновности радикальных мусульман в самых громких преступлениях на юге Дагестана, хотя итогов расследования еще нет. Подобные заявления, я считаю, должны делаться после суда, когда вину обвиняемых людей докажут. Иначе будет беззаконие. Это приведет к дестабилизации обстановки в некогда самом спокойном регионе республики. Странно и то, что все происходящее на юге республики, становится достоянием западных медиаресурсов, усиливающих накал страстей в регионе своим необъективным освещением. Анализ ситуации показывает, что их интерес к региону неслучаен. Любая негативная информация с юга Дагестана мгновенно получает огласку и обсуждается в зарубежной прессе. Ситуация усугубляется и тем, что самые громкие акции "юга" участники радикального подполья берут на себя, публикуя информацию об очередных убийствах "безбожников" на своих сайтах. Поводом для расправы в западных СМИ называется позиция относительно религиозной политики, проводимой в республике. Следовательно, ислам для мировой общественности становится регулятором этих взаимоотношений. Я вынужден отметить, что дискуссии на конфессиональные темы и темы религиозной политики государства в вузах и учреждениях республики не проводятся, или проводятся исключительно для отчетности, едва касаясь проблематики. И здесь республике нужно наверстать упущение и восстановить дисбаланс. В Дагестане нет пропаганды конституции и закона, и это является корнем всех проблем. Много спорят о том, когда в Дагестан пришел салафизм. Традиционалисты говорят, что это случилось в 1990-х на волне безвластия в республике. Но сами салафиты указывают на мечеть 19 века в Кази-Кумухе (ныне село Кумух - райцентр Лакского района Дагестана), где имамом был ученый-арабист и шариатский судья Али Каяев (Замир Али; 1873-1943), известный своими рассуждениями о хадисах Пророка в салафитском духе. Историческое присутствие здесь салафитов подтверждают и могильные камни, примечетские книги, рукописи и т.д. Кроме того, доподлинно известно, что самый яркий в истории проповедник салафизма Салих аль Ямани из Йемена основал школу в Дагестане в 15 веке, которая получила широкую известность на Кавказе и Средней Азии. ИА REGNUM: Как вы считаете, если вести диалог с радикалами, в чем его предмет, и кто из сторон первым уступит? Диалог нужен, иного способа остановить гибель молодых ребят, нет. Это касается обеих сторон. Надо учитывать, что растет недовольство граждан, а родственники убитых становятся врагами власти и при возможности возьмутся за оружие. В Дагестане некому проводить переговоры, и молодежь никому не подчиняется, а те, кто занимается идеологией, - не специалисты. В любом случае, борьба с экстремизмом и терроризмом не может идти вечно, разумный конец должен быть. Существующие методы породили коррупцию в республике и миграцию ее населения, вызывая напряженность в других субъектах России. Основой диалога должно быть не навязывание, а свобода выбора религии, как гласит наша Конституция. На мой взгляд, надо сочетать демократию и ислам, как это делается в Турции, поскольку для жизни мусульманина в Дагестане все условия есть, и призывать к джихаду в этом плане смысла нет. Беседы о религии со студентами и старшеклассниками показывают, что нужны новые подходы. Надо моделировать это направление работы, помогая государству. www.regnum.ru/news/kavkaz/dagestan/1454405.html
|