Согласно резолюции 12-го курултая Международного объединения тюркской молодежи, состоявшегося в Стамбуле в конце прошлого года, впредь предлагается во всех документах государственных и общественных организаций народы, представляющие тюркские этносы, именовать в сочетании со словом “тюрко- “. «Именовать народы, представляющие великий тюркский мир, исконным названием с приставкой “тюрко -“ (тюрко-татары, тюрко-саха, тюрко-чуваши, тюрко-хакасы, тюрко-ногайцы, тюрко-кыргызы и т.д.). Этим актом преследуется цель единой идентификации тюрков и восстановления исторической справедливости в отношении, как колонизованных тюркских народов, так и тюркских народов, обретших государственность». Очевидно, что сегодняшний пантюркизм представляет собой мощное «оружие сознания» для радикальных национал-сепаратистских группировок внутри России. И политические тенденции, связанные со стремлением противопоставить Российскому государству альтернативу в виде федерации тюркских народов, еще долго будут периодически возникать. Национальная (как вариант – сверхнациональная) идея и в XXI веке будет обладать мощным мобилизующим политическим фактором. Более того, есть все основания думать, что ее роль и потенциал возрастут. А значит, пантюркизм в своей радикальной ипостаси вовсе не утратил своей потенциальной антироссийской направленности. На эту мысль наводит тот факт, что география участников тюркских курултаев показывает, что в пантюркистское движение активно вовлекаются новые, отнюдь не мусульманские регионы. Неспроста делегации на последний Тюркский курултай в Анталье не прислали такие республики РФ с тюркским населением, как Кабардино-Балкария, Дагестан, Башкирия. Зато там были широко представлены Якутия, Тува, Республика Алтай.(18) Сопротивление пантюркизму Достаточно вспомним первый пункт универсального сценария дезинтеграции «устаревших многонациональных государственных конструкций» – формирование этнических сообществ, которым по тем или иным причинам существующие госграницы «жмут». Здесь было бы удобно «принять в работу» какую-нибудь национальную общность, существенная часть которой на данный момент находится вне России, то есть взломать «тюрьму народов» снаружи. Наиболее удобным инструментом для этого является пантюркистская идея. Турция на данный момент – серьезная и динамично развивающаяся региональная держава, в российских северокавказских субъектах Федерации (не говоря уже о соседних бывших республиках СССР) проживает немало этносов тюркской языковой группы, исламский фактор налицо, иными словами, есть все необходимое для работы. Нет никаких сомнений в том, что Анкара хотела бы повысить свою значимость в регионе, это естественное стремление любого динамично развивающегося государства. Но на уровне официальной политики никакой формальной декларации идей пантюркизма она допустить не может по ряду причин, совокупность которых, пусть и с натяжкой, можно сравнить с послевоенным комплексом «вины за нацизм» у современных немцев. При этом внешнеполитическое положение Турции в этом смысле еще хуже – ее приоритетной задачей является вступление в ЕС, и этот процесс настолько сложен, что появление какого-нибудь «пантюркизма» в официальном формате означает для нынешней турецкой элиты полный внешнеполитический крах. Сейчас центральная идея турецкой внешней политики – это наращивание значимости страны при сохранении нынешнего «статус-кво». Кроме того, ведь сама Турция весьма уязвима в национальном смысле – курды составляют примерно 20% населения страны, и если в политике будет наблюдаться уж слишком большой «тюркский перегиб», это немедленно приведет к серьезным внутренним проблемам. Надо сказать, что после победы республиканского строя в Турции несколько раз наблюдался некоторый всплеск пантюркизма. Причем всегда он был связан с ослаблением России. Во время Второй мировой турецкое руководство активно прощупывало возможность создания на территории СССР тюркского государства (поначалу казалось, что Советский Союз близок к краху), с помощью нацистов, естественно. Но когда выяснилось, что гибель Советов откладывается, все контакты с Берлином по этому вопросу были прекращены. Следующий относительно заметный всплеск случился после распада СССР и продолжался года три-четыре. За это время турки поняли, что в Средней Азии и Закавказье пантюркизм пока мало популярен. Поэтому и официальная риторика турецких руководителей поменялась, они уже почти не говорят о «едином тюркском мире». Тем не менее, такие механизмы «пантюркизма», как ТИКА (Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию) и «Тюрксой» (организация, занимающаяся развитием культурных связей тюркских народов), созданные как раз в начале 90-х, продолжают существовать. То есть пантюркистский элемент все же фактически стал частью турецкой внешней политики. При этом, если на Кавказе начнутся некие серьезные политические процессы, использующие националистические настроения тюркских народов, то найти здесь «руку Анкары» будет сложно – турки слишком дорожат своим имиджем в Европе, чтобы экономить в таких случаях на маскировке. А вот бизнес вполне себе может заняться пантюркистскими экспериментами в регионе (к примеру, Турецкий профсоюз металлистов финансирует деятельность информационно-аналитического центра «Тусам», известного как раз пантюркистскими симпатиями). (19) Вместе с тем пантюркизм встречает враждебность всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств, и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Большинство западных стран также испытывают тревогу из-за исторических предрассудков против тюрков. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм может развиваться лишь в постепенной манере. Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. На втором этапе приоритетной целью должна стать политическая консолидация, но эта консолидация должна ограничиваться только шестью независимыми тюркскими странами.(20) Примечание: 1)Примеры некоторых идеологий, созданных в 20 веке: Национализм - гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства. Консерватизм - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. Марксизм - основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая: Интернационализм - идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным наци Гуманизм - идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. 2)Младотурки (тур. Jöntürkler) — политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул-Хамида II (1908) и провести прозападные реформы. 3)Пантюркизм – национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство. Первоначально П., возникший на рубеже 19 и 20 вв., развивался как наслоение тюркизма — раннего тюркского буржуазного национализма, но после Младотурецкой революции 1908 (См. Младотурецкая революция 1908), по мере усиления реакционных тенденций в политике партии «Единение и прогресс», П. стал превалировать над тюркизмом, а накануне 1-й мировой войны 1914—18 полностью заслонил его. П. наряду с Панисламизмом служил младотуркам основным средством пропаганды в пользу вовлечения Турции в войну против России. Активная пропаганда П. велась также некоторыми буржуазными националистическими партиями и движениями Средней Азии и Закавказья (например, Джадидизм), стремившимися отвлечь трудящихся от революционной борьбы и отторгнуть от России её национальные окраины. После Октябрьской революции 1917 в России многие контрреволюционеры Закавказья и Средней Азии выступали против Советской власти под знаменем П., но не нашли поддержки в народных массах. Политика П. была отвергнута и руководителями Кемалистской революции (см. Кемалистская революция), которые, восприняв основы тюркизма, отделили его от П. и даже ввели вместо «тюркизма» термин «национализм», ограниченный пределами Турции. Однако после смерти Кемаля Ататюрка и особенно во время 2-й мировой войны 1939—45 турецкие пантюркисты активизировались, установили тесные связи с германскими фашистами, вели ожесточённую антисоветскую кампанию, призывали к захвату советских территорий и практически превратили П. в турецкую разновидность фашизма. После 2-й мировой войны П. используется реакционными кругами Турции как одно из главных средств политики антикоммунизма. (Д. Е. Еремеев. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.) 4)«Пантюркизм на Кавказе в условиях геополитической трансформации: философско-культурологический анализ – часть 2», http://www.pandia.ru/464634/ 5)Кемализм — идеология турецкого национализма, выдвинутая Кемалем. Поныне считается официальной идеологией Турецкой республики. 6)«Роль Азербайджана в кавказской политике», Георгий Векуа http://islam.ru/content/analitics/1533 7)«Институт геополитики и геоэкономики», «Региональная политика США и Великобритании» Игорь Мурадян http://geopolitica.ru/Articles/597 8)Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления: - о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности. 9)«Пантуранизм и пантюркизм», Г.А.Абдурагимов, профессор, http://www.lekia.ru/str59.html 10)Османизм (оттоманизм; тур. osmanlılık, osmanlıcılık) — политическая концепция государственного устройства, возникшая в среде «новых османов» в период, предшествовавший первой Конституции Османской империи (1886—1888). Появлению оттоманизма способствовали реформы Танзимата, в частности изданный в 1856 султанский рескрипт Хатт-и хюмаюн, в котором говорилось о полном равенстве подданных всех конфессий, а также Закон о национальностях 1869 года, вводивший общее османское гражданство вне зависимости от религиозной и этнической принадлежности. Османизм находился под сильным влиянием Монтескье и Руссо, а также идей Французской революции. Его сторонники декларировали равенство миллетов (конфессий) и равенство всех подданных империи перед законом. Cистема миллетов не нарушалась, однако увеличивалась роль светских организаций. Начальное образование, воинская повинность и подушный налог должны были касаться как мусульман, так и немусульман. Приверженцы османизма считали, что это поможет решить социальные проблемы, которые встали перед государством. Однако османизм был, отвергнут многими подданными империи. Мусульмане видели в нем ликвидацию собственного превосходящего положения, а немусульмане воспринимали его как шаг к отмене традиционных привилегий. Османизм пережил ренессанс во время младотурецкой революции 1908 года и в период Второй конституции (1908—1922). Пришедшие в власти младотурки провозгласили его официальной идеологией и первоначально говорили о достигнутом в результате революции равенстве всех народов империи и создании единой османской нации. Однако национальные восстания и войны (особенно Первая Балканская война 1912—1913 годов) привели к резкому уменьшению числа сторонников османизма. К началу Первой мировой войны концепция окончательно потеряла популярность и была вытеснена пантюркизмом и панисламизмом. 11)«Единство тюркских народов», http://ischoolfm.narod.ru/turkuts/panturkizm.html 12)«Пантюркизм и панисламизм в Российской истории», С. Червонная, http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=657 13)«Пантюркизм: утопия или угроза? Проект «Тюркское содружество», Ярослав Бутаков, http://bg-znanie.ru/article.php?nid=30152 14)« История пантюркизма», http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантюркизм 15) «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений: Политологический анализ». Автор: Мкртычян, А. Автореферат доктора политических наук, Москва 2003 16)«Современные проблемы Лезгинского народа и пути их решения. Пантюркизм и этнополитическая ситуация на Кавказе», от 15 Января 2008г., Автор: Председатель МО ЛНД "Садвал", профессор Г. Абдурагимов. 17) Пантюркизм – причина, почему Азербайджан ущемляет права своих этнических меньшинств, http://www.peoples-rights.info/2011/07/pantyurkizm-prichina-pochemu-azerbajdzhan-ushhemlyaet-prava-svoix-etnicheskix-menshinstv-schitayut-iranskie-smi/ 18) см. (13) 19) «Пантюркизм – новый вызов российскому Кавказу», Игорь БОКОВ http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=187&tek=8381&issue=224 20) см.(14) Автор: АЛИ АЛБАНВИ, ФОНД «ЛЕЗГИНЫ» http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=728&Itemid=0
|