Отрешенность Дагестана от политических процессов, проходящих в Закавказье, и как следствие, неспособность повлиять на принимаемые ведущими игроками региона решения, в конце концов привели к тому, что богатым историко-культурным наследием дагестанских народов, исходя из своих политико-коньюктурных целей, распоряжаются соседние государства. И здесь уже не важно, позиционирует ли себя Дагестан в качестве самостоятельного политического (исторического) игрока, будучи одним из субъектов России, по понятным причинам не имеющим возможности вести самостоятельную внешнюю политику. Важно другое – какое место в истории народов Кавказа соседними государствами отведено самим дагестанцам. Накануне стало известно о событии, важность которого с исторической точки зрения трудно переоценить. В азербайджанских СМИ было объявлено, что «с целью восстановления упраздненной царской Россией в 1836 году Албанской автокефальной церкви (ААЦ) в Азербайджане будет создана Азербайджанская Албанская церковь (Аз. АЦ)». В частности, об этом сообщил директор Института истории НАНА Ягуб Махмудов: «На данный момент в Азербайджане проводятся необходимые юридические и организационные мероприятия по восстановлению исторически существовавшей ААЦ». Председатель Албано-удинской христианской общины Азербайджана Роберт Мобили считает, что пока рано говорить о времени официального начала функционирования албанской церкви. По мнению Мобели, удины являются единственной сохранившейся албанской народностью, пояснив при этом, что остальные албанские народы были ассимилированы другими, более многочисленными народами в разные эпохи исторического развития. К возрождению Албанской церкви планируется привлечь также грузин-ингилойцев. Христианство удин Вместе с тем история удин насчитывает более 2,5 тыс. лет. Впервые об удинах упоминает отец истории Геродот, описывая Марафонское сражение, затем Страбон, Плиний и ряд римских, греческих и арабских авторов. Удины были одним из крупных лезгиноязычных (лезгинских) племен, которые наряду с другими албанскими племенами составляли население Кавказской Албании. Албанская церковь является одной из древнейших церквей не только на Кавказе, но и всего христианского мира и имеет апостольское происхождение. Первая христианская церковь была построена еще во втором веке н. э., в 314 году царь Албании Урнайр принял христианство в качестве государственной религии. После упразднения Кавказской Албании как государства в 705 году христианство и албанская культура пережили ренессанс в ХIII веке. Факторами, давшими основание на это, по мнению историков, были политическая самостоятельность государства, стремление властей, духовенства и народа к независимости как политической – от Персии и Византии, так и канонической – от Иерусалимской церкви. Удины-христиане считают своим просветителем и создателем Албанской церкви святого Елисея, ученика апостола Фаддея, прибывшего из Иерусалима и основавшего храмы на территории Кавказской Албании. Расцвет христианства в Албании приходится на время правления албанского царя Джеваншира (638–670 гг.), при котором было построено около 400 церквей на территории современного Азербайджана. С VI по ХIII вв. центр Албанской патриаршей церкви находился в Барде (а до того – в Чоле, Кабале), бывшей столице Албанского государства. С ХIII в. центр перемещается в Карабах, где была построена патриаршая церковь – Гандзасар, которая обслуживала в том числе албан-удин до 1836 года. После включения земель, ныне располагающихся в Северном Азербайджане, в ХIХв. в состав Российской империи в 1815 году сан албанского патриарха-каталикоса был упразднен царским указом (с этого времени предстоятель албанской церкви являлся митрополитом). В 1836 году был издан рескрипт императора Николая I, в котором говорилось, что Албанская апостольская автокефальная церковь упраздняется, и все ее имущество передается Эчмиадзинской (армянской) церкви, включая архивы и все документации. 11 Марта 1836 году. императором Николаем I было подписано особое «Положение» об армянской церкви. Согласно этому документу был упразднен албанский каталикосат, а на его месте образованы две епархии (в Шуше и Шемахе) в юрисдикции григорианского католикосата. После этого акта албаны-христианы, в том числе удины, должны были принять григорианство и исповедоваться в епархиях Эчмиадзинской церкви, что привело к культурно-идеологической ассимиляции части албан-христиан. Исторические параллели В церковной истории много примеров ликвидации существовавших церквей и появления новых. Можно привести некоторые из них: это и возрождение Английской церкви св. Августином Кентерберийским, и воссоздание Русской митрополии в 988 году, и возрождение Александрийской церкви после полного монофизитского разгрома. Первым реальным шагом в воссоздании Албанской церкви в Азербайджане считается регистрация 10 апреля 2003 года в Госкомитете по работе с религиозными образованиями (ГКРО) Албано-удинской христианской общины Азербайджана. На сегодняшний день с помощью Норвежской гуманитарной организации (NНЕ) Королевства Норвегии отреставрирована церковь апостола Елисея (мать церквей на Кавказе) в сел. Кише. Кульминационным моментом в духовной жизни удин было официальное открытие и освящение Русской православной церковью (РПЦ), отреставрированной при спонсорской поддержки NНЕ удинской церкви «Чотари» в сел. Нидж 19 мая 2006 года. Однако тогда не обошлось без международного скандала, в ходе которого норвежская сторона отказалась от дальнейшего финансирования и реставрации храма и выразила протест по поводу снятия древней таблички с надписью на армянском языке. На сегодня в удинском селе Нидж проживает около 4,5 тысячи удин. Интерес в Европе к удинскому языку, как к языку одного из малочисленных народов, достаточно высок. За последнее десятилетие было проведено несколько исследований удинского языка, выпущен десяток монографий по культуре, языку и фольклору удинского народа. За заявлениями о привлечении к возрождению Албанской церкви грузин-ингилойцев просматривается желание официального Баку вывести грузин-христиан, проживающих в приграничных районах, из-под влияния Грузинской православной церкви (ГПЦ). При этом попутно «подтвердив» свое право на Давидо-Гареджийский монастырский комплекс, который представляет собой высеченные в скалах 20 монастырей и охватывает территории в том числе и трех районов Грузии. В связи с тем, что часть монастырского комплекса находится и на территории Азербайджана, он является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года. Некорректное название Эксперты в первую очередь обращают внимание на некорректное с исторической точки зрения название возрождаемой церкви. С учетом того, что на сегодня на территории современного Азербайджана нет одноименного (Албанского) района, либо же автономии, равно как и этноса с одноименным самоназванием. Ранее по этому вопросу уже высказывался Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, отвечая на вопрос о возможности возрождения Албанской церкви в интервью научно-публицистическому альманаху The history of Caucasus. По его мнению, в мире все православные церкви формируются по территориальному принципу, если есть государство, то и в нем, в принципе, может существовать православная церковь. По мнению епископа Александра, если на территории Азербайджана и возникнет автономная или автокефальная (самостоятельная) православная церковь, то она должна называться Азербайджанской. Албанской она может называться, на его взгляд, только в том случае, если в Азербайджане будет образована Албанская автономная республика. В чем епископ сильно сомневается. «При всей любви к Албанской церкви власти Азербайджана вряд ли пойдут на образование Албанской автономии», – отменил он. Определенные усилия в воссоздании Аз. АЦ прилагает и РПЦ во главе с патриархом Кириллом. Ранее РПЦ приняла участие в освящении одного из восстановленных удинских храмов, следует упомянуть также и о научном исследовании, проведенном в 2004 году на кафедре истории древней церкви Московской духовной академии. Нюгдинский приход Как известно, на территории Южного Дагестана располагались северные провинции Кавказской Албании. Однако вследствие арабской экспансии здесь практически не сохранились христианские культовые сооружения (В предыдущем номере «НВ» была ошибочно помещена фотография Эчмиадзинской церкви – ред.). Исключением является единственный уцелевший албанский храм Св. Григориса (357 г.), в сел. Нюгди, Дербентского района, который вследствие невнятной позиции дагестанских властей под предлогом реставрации был передан армянской общине Дербента. В советский период часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия царило запустение. Руководитель общины заверил, что «армянская общественность Дербента будет содействовать в восстановлении и сохранении исторического памятника» республиканского значения, находящегося в полуразрушенном состоянии. Последние несколько лет в нем велись восстановительные работы. Ежегодно 22 августа в сел. Нюгди, армянская община Дербента проводит религиозное празднество в честь св. Григориса. По мнению одного из участников не так давно прошедшего III Конгресса азербайджанцев мира этнического удина Романа Гукасари (брат выдающегося ученого и исследователя удинского языка Ворошила Гукасяна (1932–1986)), церковь в Нюгди не может быть армянской, поскольку, по его мнению, в этом селении «издревле живут азербайджанцы и евреи». «Кто на новенького…» По факту сложилась парадоксальная ситуация. Если в соседней республике (не без помощи «ручных» организаций, «представляющих» интересы национальных меньшинств), официальными «носителями» религиозного наследия Албании объявили себя этнические тюрки-азербайджанцы, первое упоминание о которых в исторических летописях зафиксировано лишь в 12–13 веках, то на территории Дагестана таковыми «являются» армяне. Какое промежуточное место занимают непосредственно представители дагестанских народов на сегодняшний день, российские историки умалчивают. В целом дагестанское научное сообщество не выработало единого своего отношения (пусть и в контексте российских границ) к обсуждаемому вопросу, демонстрируя полную апатию, своего рода духовную амнезию ко всему происходящему. На этом фоне не исключен вариант, когда к историческим дебатам присоединится еще одно соседнее государство – Грузия, на части современной территории которого в разные периоды истории также располагалось Албанское государство, конечно, с учетом того, какое значение сегодня придают официальные власти Грузии «кавказскому направлению» в своей внешней политике. Алихан АМРАХОВ http://kavkaz.ge/2011/09/02/udinskij-vopros-vozmozhno-li-vossozdanie-albanskoj-avtokefalnoj-cerkvi-bez-samoj-albanii/ http://kavkaz.ge/2011/09/02/udinskij-vopros-vozmozhno-li-vossozdanie-albanskoj-avtokefalnoj-cerkvi-bez-samoj-albanii/
|