Обряд захоронения в кувшинах охватывает более, чем тысячелетний период истории Азер- байджана, начинаясь с Ахеменидского периода и заканчиваясь ранним средневековьем. В этот период в связи с дальнейшим развитием общества появляется и усиливается первое устойчивое государственное образование на территории Северного Азербайджана – Кавказская Албания. В Албании сформировалась своеобразная культура, которая, хотя и испытывала на себе влияние со- седних стран, тем не менее, опиралась на местные корни и традиции. Бурные события эллинисти- ческой эпохи оставили в истории Кавказской Албании глубокий след, в том числе, и в сознании албанцев, что привело к некоторым изменениям в их мировоззрении и повлияло на культуру и традиции албанцев. В это время перемены происходят и в погребальных обрядах, являющихся одной из состав- ных частей этих традиций. Некоторые погребальные обряды выходят из употребления и уступают место новым обрядам. Но на фоне всех перемен население Албании продолжает хоронить своих покойников в кувшинных погребениях. Обряд погребения в кувшинах, развиваясь, охватывает почти всю территорию страны и, достигнув самого высокого уровня своего развития во II в. до н.э. – II в. н.э., становится одним из основных погребальных обрядов среди населения. Но и в сле- дующие периоды албанцы, придерживающиеся языческих верований, наряду с другими старыми обычаями, также исполняли обряд погребения в кувшинах. Этот обряд прекратился лишь после вхождения Албании в состав теократического государства – Арабского халифата и принятия боль- шинством албанцев исламской религии. Население, хоронившее покойников в кувшинных погребениях, изначально обитало в реч- ных долинах, после этого данный обряд постепенно стал распространяться от Мильской степи и Мингечаура, вдоль Куры, на северо-запад и северо-восток страны. Неслучайно, все кувшинные погребения, находящиеся к северу от Куры, как правило, более поздние (1:20-25). Несмотря на ряд локальных особенностей погребального обряда в кувшинах в разных регио- нах страны, в его исполнении прослеживается наличие некоторой закономерности. Это ы_=CF__Cуказывает на то, что население, хоронившее своих покойников в кувшинах, было носителем общей культу- ры. В обряде погребения в кувшинах прослеживаются нижеследующие закономерности: 1. Все погребальные кувшины были уложены на боку в разных направлениях в могильных ямах квадратного, прямоугольного, овального или круглого плана. Но иногда встречаются также глиняные погребальные кувшины, поставленные вертикально (2:156; 3:45; 4). Наряду с кувшина- ми, уложенными в могильные камеры, встречаются кувшины, размещенные в катакомбных моги- лах, а также впускные кувшинные погребения (5). Кувшинные погребения встречаются иногда в могильниках, относящихся к предыдущим периодам. В ряде случаев кувшинные погребения рас- положены в одном некрополе с другими типами погребений. 2. Покойников, как правило, хоронили в кувшинах, использованных в хозяйстве и пришед- ших в негодность. Часто встречались кувшины покрытые белой известью или сероватой цемен- топодобной массой, которые, вероятно, использовались для хранения пищи. Но известны случаи погребения в кувшинах, специально изготовленных для погребального обряда. Погребальные кув- шины обычно обладали широким и большим венчиком, шарообразным или грушевидным кор- пусом, относительно узким и плоским поддоном. Погребальные кувшины, как правило, имели качественный красный обжиг, на их поверхность наносились разнообразные орнаменты из на- черченных или лепных украшений. Детей хоронили кроме относительно малых кувшинов, также в сосудах других типов и даже в черепках керамической посуды. 3. Покойников, как правило, размещали в погребальных кувшинах в скорченном положе- нии, на правом или левом боку, головой к устью, а иногда и к поддону. Были случаи погребения на спине (1:20). Покойников хоронили в одежде, с предметами украшения, иногда под голову клали 52 камень. Если венчик кувшина не позволял размещать труп в кувшине, то разламывали венчик или поддон кувшина, а после размещения трупа эти места прикрывались частью другого сосуда. В некоторых случаях сосуд заменялся каменной плитой, кирпичом, большим булыжником и др. материалами. Иногда для полного размещения трупа в кувшин пользовались бревнами (6:31). В большинстве случаев выше поддонов погребальных кувшинов открывались маленькие дырки для выхода души или в каких-то других ритуальных целях (7). 4. Можно сказать, что во всех погребениях в погребальные кувшины и вокруг них ставил- ся инвентарь. В отличие от кувшинных погребений Грузии и Армении, укладка больших камней вокруг погребений в Азербайджане до сих пор не встречалась. В то время, когда рядом с погре- бальным кувшином размещались сравнительно большие сосуды, внутрь обычно клались сосуды меньшего размера. Кроме керамической посуды, в кувшинных погребениях иногда встречаются металлические и стеклянные сосуды. Внутри погребальных кувшинов обнаруживались также ору- дия труда, оружие, разные предметы украшения, монеты, образцы глиптики, глиняные фигуры и множество других предметов. Несмотря на то, что в самых ранних кувшинных погребениях Азер- байджана инвентарь скудный, с развитием этого обряда мы становимся свидетелями повышения количества и разнообразия инвентаря. А в кувшинных погребениях позднего периода вновь на- блюдается его уменьшение. Со временем большие хозяйственные сосуды, размещенные рядом с погребальным кувшином, заменяются сравнительно меньшими сосудами. Исчезают ножные брас- леты, а количество ручных браслетов уменьшается. Появляются монеты. Обнаруженные стеклян- ные изделия и оружие также относятся к позднему периоду развития кувшинных погребений. 5. В кувшинных погребениях были обнаружены керамические сосуды разных размеров и форм, изготовленные вручную, а иногда и на гончарном круге. Большинство из этих сосудов были изящно изготовлены и хорошо обожжены, но были также сосуды грубого изготовления и неста- бильного обжига. У этих керамических сосудов разного назначения, красной, розовой, бурой, чер- ной и др. окраски поверхность украшена прочерченными и лепными украшениями. В кувшинных погребениях встречались также сосуды, поверхность которых была полностью крашена, или же на их поверхность краской были нанесены разные геометрические, растительные узоры, изображе- ния птиц. Наряду с глиняными сосудами, использованными в хозяйстве и в быту, в кувшинных по- гребениях встречались также сосуды, не ゚ヨ__獰_X濱носящие практического значения, но использовавшиеся при исполнении религиозных ритуалов. Во многих случаях обнаруженные в могильных камерах очажные следы также, предположительно, относились к кострам, разожженным в ритуальных це- лях (8). Исследования кувшинных погребений, несомненно, играют важную роль в изучении исто- рии Кавказской Албании. Можно надеяться, что будущие археологические раскопки в этой обла- сти приведут к ряду продвижений в разрешении многих проблем в изучении кувшинных погребе- ний, а это, в свою очередь, послужит умножению базы данных в исследований истории Кавказской Албании. Литература: Голубкина Т.1. И. Археологические обследования и раскопки кувшинных погребений в Азер- байджане, Изв. АН Аз. ССР (сер. общественных наук) № 1,1959 2. Реслер Э.А. Раскопки в Шушинском уезде, ОАК за 1897 г., СПБ, 1900 3. Гуммель Я.И. Кувшинные погребения возле Степанакерта, НАИИ АН Азерб. ССР. 4. Сысоев В.М. Лачин, Изв. Азкомстарис, вып. 3,1927. 5. Гошгарлы Г., Мусеибли Н.,Ашуров С. Борсулинский курган, Баку,2 003 (на аз. яз.) 6. Алекперов А.К. Культура кувшинных погребений Азербайджана, Исследования по архео- логии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960 7. Халилов Дж.А. Материальная культура Кавказкой Албании (IV в. до н.э.- III в. н.э.), «Элм», Баку. 8. Казыев.С.М. Два кувшинных и два катакомбных погребения, МКА, III выпуск, Баку,1953 (на. аз. яз.)__ Асадов В. Международная научная конференция «АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ, ФОЛЬКЛОРИСТИКА КАВКАЗА» Сборник кратких содержаний докладов Тбилиси, 25-27 июня 2009 года gamomcemloba `meridiani~ Издательство «Меридиани» Tbilisi 2010 Тбилиси
|