На Заявления на имя Руководства Российской Федерации получены Ответы из Министерства регионального развития Российской Федерации за подписью Директора Департамента межнациональных отношений А.В. Журавского и из Правительства Республики Дагестан от 1 октября 2009 года. Ответ из Министерства Регионального развития дословно повторяет текст Правительства Дагестана. Давайте рассмотрим вопросы, приведенные в Ответе Руководства Дагестана, чтобы убедиться в полной фальсификации фактов и в нежелании решить острейших проблем лезгинских народов, возникшие по их же вине. Из Ответа Руководства Дагестана: «С целью изучения ситуации, складывающейся с этническими дагестанцами в Азербайджане, официальные дагестанские делегации регулярно посещают места их компактного проживания: Белоканский, Закатальский, Кусарский, Хачмасский, Кахский районы, а также города Евлах, Щеки, Баку. В Белоканском районе этнические дагестанцы представлены заместителем главы исполнительной власти и девятью из восемнадцати главами исполнительной власти. В таких крупных населенных пунктах со смешанным многонациональным составом, как Катех и Сарабулах, должность главы также занимают этнические дагестанцы. Депутатом Милли Меджлиса от Белоканского района избрана этническая дагестанка Рабият Асланова. Однако в руководстве правоохранительных органов названного района они не представлены. В Закатальском районе заместителем главы исполнительной власти района также является этническая дагестанка. Исполнительную власть села Сувегиль, в котором компактно проживает 5 тыс. цахурцев, возглавляет этнический дагестанец. В селе две просторные современные школы, два детсада, библиотека, больница на 50 коек, Дворец культуры на 400 мест, который оснащен музыкальным оборудованием по последнему слову техники. При Дворце культуры созданы фольклорный и хореографический коллективы. В средней школе преподается цахурский язык. По договоренности между Министерством образования и науки Республики Дагестан и Министерства образования Азербайджанской Республики выпускники азербайджанских школ из мест проживания этнических дагестанцев поступают в Дербентский педагогический колледж для получения специальности «учитель лезгинского языка», «учитель цахурского языка», в Буйнакский педагогический колледж - «учитель аварского языка». В Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров ведется переподготовка преподавателей из Азербайджана по родным языкам: лезгинскому, аварскому, цахурскому. В то же время имеются недостатки в организации доставки из Дагестана в школы Азербайджанской Республики[2], где учатся этнические дагестанцы, учебно-методического материала и наглядных пособий, над устранением которых в настоящее время ведется соответствующая работа». ОТВЕТ. Во всем документе в отношении лезгин и лезгинских народов в Азербайджане применяются необоснованные термины, в частности - «этнические дагестанцы». Давайте рассмотрим сперва этот вопрос. Термин «этнические дагестанцы», применяют для «размазывания» лезгинского народа и его проблем. Применением этого термина пытаются доказать, что не только лезгинский народ разделен между Азербайджаном и Дагестаном, но и другие дагестанские народы. Это совершенно неверный подход! Представители дагестанских народов - кумыков, лакцев, даргинцев - в Азербайджане суммарно присутствуют в пределах 2 тыс. человек, как в любом государстве присутствуют инородные представители других народов. Что касается аварцев, то их в массовом порядке также нет в Азербайджане. В Белоканском и Закатальском районах Азербайджана в боле 100 селах живут, лезгиноязычные цахурцы, рутульцы, «дидоевские народы Дагестана» и так называемые аварцы. Все они образовали сборный народ, в языке которого имеются до 40% слова коренных лезгиноязычных цахурцев, грамматический строй языка также основан на цахурском языке. Все так называемые «аварцы» Закатальского региона не владеют аварским языком. Об этом пишут сами аварцы, в частности аварец Т. Айтберовым в книге «Закатальские аварцы»[3]. Это было доказано и на международном Симпозиуме в Ереване (сентябрь 2007 г.), посвященном Кавказской Албании. Аварцы навязывают сборному народу, состоящему их лезгиноязычных народов (цахурцев, рутульцев) и дидоевскому народу, аварский язык! В этом же плане интересны сведения о населении Закатальского округа[4]. Перепись дана по дымам: лезгины[5] -м. 18 892, ж. 15 518; всего 34 410; грузины - м. 5 295, ж. 4 925; всего 10 220; татары - м. 6 530, ж. 5 642; всего 12 172. Итак, в Закатальском округе лезгины и лезгинские народы по численности значительно преобладали над грузинами и татарами (азербайджанцами) вместе взятых. Аварский язык навязан анди-дидоевскому народам и в Дагестане, несмотря на протесты общественности указанных народов. Представители анди-дидоевских народов по этому поводу подали иск даже в Европейский Суд, когда они прошли в России все инстанции, и не получили удовлетворения своих законных прав. Их до сих пор причисляют к аварцам! Таким образом, в Азербайджане живут только лезгинские народы и в небольшом количестве сборный цахуро-рутуло-дидойско-аврский народ в Закатальском регионе, поэтому применение термина «дагестанские народы» к лезгинским народам в Азербайджане - это от лукавого! Фальшивость, дезинформация и глобальность произвола в отношении лезгинских народов в Азербайджане в ответе Дагестана Федеральному министру явно следует при рассмотрении расселения лезгинских народов в Дагестане и Азербайджане. В процессе тридцатилетних полевых работ М. Меликмамедовым выявлено более 1700 лезгинских городов, поселков и сел в Азербайджане и Дагестане[6] (Перечень см. параграфе 5). Теперь сравните, количество руководителей и их заместителей, занимаемых лезгинами и лезгинскими народами в Азербайджане, приведенных в Ответе, с этим списком населенных пунктов лезгинских народов! Здесь мы видим полный произвол, лезгинские народы полностью отлучены от руководства в собственном доме в Азербайджане! Что касается о подготовке кадров для преподавания родного языка в Азербайджане, пусть покажут, где они готовятся! Таких учебных учреждений нет в Азербайджане! Более миллионный лезгинский народ оставлен без высших и средних учебных заведений на родном языке. В азербайджанской академии наук также нет отдела по изучению языков и культуру коренных народов Кавказской Албании. Фактически и в Дагестанских учебных заведениях также уже не готовят специалистов для лезгинских народов. Если случайно кто-то поступят из Азербайджана, то они не возвращаются в Азербайджан, поскольку для них нет работы! Боле того, в коммерческих вузах Дагестана с представителей лезгинских народов Азербайджана берут двойную сумму, как с жителей иностранного государства! Таким образом, и в этом вопросе руководство министерства Регионального развития Российской Федерации введено в заблуждение Дагестаном! Газета «Голос народа» (май, 2007): «30 апреля этого года М. Алиев во главе большой делегации побывал в соседней республике с официальным визитом. Визит этот широко освещался в СМИ Дагестана. Состав делегации был немалочисленный: кроме самого М. Алиева, был председатель народного собрания РД М. Сулейманов, председатель правительства РД Ш. Зайналов, член Совета Федерации федерального собрания РФ И. Умаханов, государственный секретарь РД Т. Махмудова, первый заместитель председателя правительства РД Г. Гаджимагомедов, министр по национальной политике, информации и внешним связям Э. Уразаев, управляющий делами президента РД Р. Алиев, глава муниципального образования «Дербентский район» К. Курбанов, представитель РД в АР М. Курбанов. Гостей из Дагестана, как можно узнать из отчета, встретили тепло. В формате «один на один», состоялась встреча президента АР И. Алиева с президентом РД М. Алиевым. После встреча продолжилась в расширенном формате и в ней приняли участие официальные лица Азербайджана и члены делегации РД. В своем приветственном слове И. Алиев заявил, что в ходе беседы с президентом М.Г. Алиевым состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов двустороннего сотрудничества Азербайджана и Дагестана, имеющего глубокие исторические корни. Он отметил, что сегодня, на нынешнем этапе развития народов обеих республик, это сотрудничество необходимо – в экономической сфере, вопросах укрепления безопасности, гуманитарной области». Словом, как пишут в таких случаях, визит был плодотворный и конструктивный. Но это только на словах. Если же посмотреть глубже, то приходится констатировать: это был антилезгинский визит, который глубоко обеспокоил лезгинскую общественно-политическую элиту. Известно, что лезгинский этнос связывают с соседним азербайджанским народом разнообразные исторические, экономические, культурные нити… Лезгинские кадры не были допущены ни к переговорам, ни к подготовке к ним. Президент М. Алиев не соизволил даже включить в состав делегации ни одного лезгина! В составе делегации мы увидели трех аварцев, трех даргинцев, трех кумыков и двух представителей курбановского клана. Все это есть не что иное, как откровенное проявление антилезгинских настроений в правящей верхушке Дагестана… Муху Алиев, не включив его представителей в состав государственной делегации, посетившей Азербайджан с целью переговоров, оскорбил национальные чувства лезгин, продемонстрировал антилезгинский характер своей политики. И поступает так уже не в первый раз… Лезгины проживают в 27 районах и основных городах АР. Следовательно, он больше всех других был заинтересован в участии в переговорах с официальными лицами Азербайджана. Лезгинский народ больше, чем все другие народы РД имеет вопросы к руководству АР, так как он больше всех подвергся угнетению с его стороны, претерпел оскорбления и унижения. Ни для кого не секрет, что в АР полным ходом идет ассимиляция лезгин, этнические чистки в лезгинских районах стали там будничным явлением. Называя вещи своими именами, можно сказать, что в АР на государственном уровне осуществляется геноцид лезгин. В алиевских тюрьмах, в ужаснейших условиях, содержатся несколько десятков политзаключенных лезгин. Разве не оскорбительно для тех, кто знает про все это, Ваше, господин Муху Алиев, безразличие к их судьбе и положению? Вам следует внимательно изучить опыт других, прогрессивных руководителей, хотя бы В.В. Путина, который с твердостью отстаивает права и интересы россиян за рубежом – в Прибалтике, в Грузии, на Украине, в Казахстане и других странах… Переговоры, проведенные в Баку без участия лезгин, является заговором против лезгинского народа, антилезгинской сделкой за его спиной. Они показали еще раз антилезгинское нутро правителей Дагестана, их недальновидность и националистический угар… Усилиями правящих кругов Дагестана и Азербайджана практически парализована хозяйственно-экономическая жизнь лезгинского народа. Народно-хозяйственный комплекс Лезгистана, формировавшийся в течение веков, разрушен жесткой государственной границей. Среди лезгинского населения, как в РД, так и в АР, рекордная безработица… Лезгинский народ и его общественные силы гневно осуждают такую политику руководителя РД и выражают ему политическое недоверие». Из Ответа Руководства Дагестана: «Село Храх-Уба Магарамкетского района Республики Дагестан образовано в 1920 году, но территориально расположено в Хачмасском районе Азербайджанской Республики в 60-ти километрах от российско-азербайджанской государственной границы. Земли под село площадью 142 га были выделены Магарамкентскому району для нужд прикутанного хозяйства согласно декрету «О земле» Азербайджанской АССР от 5 мая 1920 года. В 1984 году Совет министров Азербайджанской АССР продлил действие этого документа еще на 20 лет. Однако по истечении указанного срока, решение о статусе данных земель на правительственном уровне Российской Федерации и Азербайджанской Республики принято не было. В результате, после распада СССР и образования независимых государств село Храх-Уба оказалось территориально отделенным от Дагестана российско-азербайджанской госграницей, фактически превратившись в российский анклав на территории Азербайджана, где проживает 550 этнических дагестанцев-граждан Российской Федерации (Эти ложные данные после митинга урахубинцев в Махачкале в феврале 2011 году будут использованы всеми структурами власти России и Дагестана, чтобы отфутболить проблемы лезгин в Азербайджане). Информация о ситуации, складывающейся вокруг данного населенного пункта, направлялась в Комиссию по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. В ходе проведения заседаний комиссий России и Азербайджана по делимитации государственной границы была достигнута договоренность, что стороны доложат проблему с. Храх-Уба руководителям своих государств и примут приемлемое для обеих сторон решение. Однако для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, связи с административным центром жителям этого села очень часто приходится пересекать российско-азербайджанскую госграницу с соблюдением множества формальностей, делая каждый раз отметки в загранпаспортах, что требует их частого обновления, сопряженного с материальными затратами. Аналогичная ситуация с Уръян-Уба. Земельные угодья колхоза «Мухтадира» Ахтынского района Республики Дагестан расположены на территории Хачмасского района Азербайджанской Республики. На данных землях в настоящее время прописаны 64 человека. В июне 2008 г. информация о ситуации вокруг населенных пунктов Храх-Уба и Урьян-Уба с предложениями Правительства Республики Дагестан были направлены в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В. Путина. Однако ответ Республика Дагестан по данному вопросу не получила. Следует отметить, что в последнее время участились случаи, когда представители органов власти и управления Азербайджанской Республики посещают данные населенные пункты и склоняют жителей принять азербайджанское гражданство, либо переехать в Дагестан. По данному вопросу 17 сентября 2009 г. в Хачмасский район Азербайджанской Республики выезжала дагестанская делегация во главе с первым заместителем министра по национальной политике, информации и внешним связям РД 3.3. Ильясовым. Состоялись встречи с исполнительной властью Хачмасского района, которое было проинформировано о позиции руководства Республики Дагестан Российской Федерации не ущемлять права российских граждан, проживающих в ее. Храх-Уба и Урьян-Уба, и не чинить им препятствия до окончательного решения данной проблемы на межгосударственном уровне. ОТВЕТ. Как показано выше, в начале в конце ХVIII - начале ХIХ вв. все лезгинские ханства и вольные общества вошли в состав России на договорных началах, в которых указывались, что Россия оградит их от внешних завоевателей. Таким образом, все лезгины и лезгинские народы до сих пор являются гражданами Российской Федерации! Абсурдность вышеприведенных рассуждений следует из списка лезгинских городов, поселков и сел в Азербайджане, приведенных выше. Ведь таких отселков в Азербайджане огромное количество. Например, есть несколько селений Куруш, Ихир и т.д., как в Азербайджане, так и Дагестане, которые образовались разрастанием населенных пунктов. Когда народ живет на огромной территории, со временем возникают новые населенные пункты, сообразные для рационального ведения хозяйства. Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности не только жителям указанных сел, но всему лезгинскому народу (поскольку он несправедливо поделен между Россией и Азербайджаном) приходится пересекать российско-азербайджанскую госграницу с соблюдением множества мытарств, сопряженных с большими материальными затратами… Давайте посмотрим, кто ездил в Азербайджан по указанному выше вопросу - это первый заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям РД, аварец 3.3. Ильясов, которому до лампочки проблемы лезгинского народа. Так что же он добился: он «просил» «не ущемлять права российских граждан (?!), проживающих в Храх-Уба и Урьян-Уба, и не чинить им препятствия до окончательного решения данной проблемы на межгосударственном уровне». А как же быть с другим миллионным лезгинским населением, над которым постоянно издеваются в Азербайджане?! Из Ответа Руководства Дагестана: «В целях установления и развития более тесных экономических, культурных и информационно-коммуникативных связей с соотечественниками за рубежом (???), в том числе в Азербайджане, сохранения и развития их языкового и культурного наследия принято Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2008 г. № 376 «О мерах по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом», которым утверждены Основные направления работы по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2008-2011 годы». Следует отметить, что с созданием безвизового пограничного режима дагестанская общественность стала с большим пониманием относиться к статусу государственной границы, однако периодически появляются жалобы на дополнительные административные барьеры и очереди при пересечении государственной границы». ОТВЕТ. Приводимое выше Постановление Правительства Дагестана с самого начала сформулирована неправильно - «О мерах по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом». Лезгинские народы в Азербайджане не являются «соотечественниками в Азербайджане», а являются коренными государствообразующими народами, которые живут там тысячелетиями. Тюркские народы являются в Азербайджане пришлыми, которые при советской власти, узурпировав власть в бывшей Кавказкой Албании, терроризируют коренные народы. Посыл о том, что «проблемы лезгинских народов будут решаться указанном выше Постановлением Правительства Дагестана, полный обман! Можно подумать, что Постановление Дагестана будет выполняться в Азербайджане?! Разве до этого эти проблемы не решались на бумаге и ранее, посредством заключения договоров и Соглашений между Россией и Азербайджаном, Дагестаном и Азербайджаном?! Давайте еще раз перечислим некоторые из их: 1. «Декларация о дружбе и сотрудничестве между Республикой Дагестан и Азербайджанской Республикой (Совершено и подписано в г. Баку «5» марта 1996 года). 2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве (Баку, 6 июня 1995). Кроме того, между Россией и Азербайджаном подписаны: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности (03.08.97 г), Консульская конвенция (06.06.95 г), Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22.12.92 г.), Соглашение о безвизовых поездках граждан (03.07.97 г.), Договор о передаче осуждённых для отбывания наказания (26.05.94 г.), Соглашение об обмене правовой информацией (22.06.94 г.) и Соглашение о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (03.07.97 г.)». Все эти Договора и Соглашения не работают в отношении лезгинских народов! Договора заключенные между Российской Федерацией и Азербайджаном не выполняются, поскольку в них не указаны механизмы их выполнения, и ответственность сторон за их не выполнения! Такие Постановления пишутся и договора заключаются с Азербайджаном для отвода глаз, для порабощения лезгинских народов и в Дагестане, и в Азербайджане. Это и показано в наших Заявлениях к Руководителям России и Дагестана. Из Ответа Руководства Дагестана: «В обращении приводится перечень нормативно-правовых актов 1992-1998 годов, которые заявители предлагают реализовать. Однако данные правовые акты, принятые федеральными и республиканскими органами власти, в той или иной мере уже реализованы и позволили улучшить социально-экономическое положение в Южном Дагестане. «В целях установления и развития более тесных экономических, культурных и информационно-коммуникативных связей с соотечественниками за рубежом, в том числе в Азербайджане, сохранения и развития их языкового и культурного наследия принято Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2008 г. № 376 «О мерах по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом», которым утверждены Основные направления работы по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (?!), на 2008-2011 годы». ОТВЕТ. В этой части Ответа показана полную несостоятельность в рассуждениях о коренных лезгинских народах в Дагестане и Азербайджане. Это с каких пор лезгинские народы (более миллиона человек, живущие на своих исконных землях в Азербайджане в более 450 городах, поселках и селах), стали соотечественниками, проживающими за рубежом? Они разве выехали в Азербайджан для житья?! Азербайджан является родиной лезгинских народов, там они живут тысячелетиями, являются коренными государствообразующими народами. В наших Заявлениях на имя Руководства Российской Федерации как раз показано, что «перечень нормативно правовые акты, принятые федеральными и республиканскими органами власти» и они не были выполнены. И нынешний фальсифицированный Ответ Руководства Дагестана руководству Министерства регионального развития показала явное нежелание решить проблемы лезгинских вопросов и в Азербайджане, и в Дагестане. Из Ответа Руководства Дагестана: «В статье 10 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 года закреплены договоренности о гарантиях прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом, свободно выражать, сохранять, развивать свою этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность, поддерживать и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле и др. ОТВЕТ. Интересно знать, к каким национальным меньшинствам относятся лезгинские народы в Азербайджане: они, что часть аварцев, даргинцев или другого народа, который имеет свою государственность, и переселись в Азербайджан из других государств? В Дагестане не только не готовят специалистов для лезгинских народов в Азербайджане, но и лезгинских народов, проживающих в Дагестане! Поскольку народ обнищал до невозможности, а высшие и среднее образование стало практически коммерческими, за последнее 15 лет резко сократилось поступление на государственные высшие и средние учебные заведения выходцев из Южного Дагестана. Процент их составляет порядка 5-7 %, когда общая численность населения Южного Дагестана в составе Дагестана составляет более 35 %. Зато в Дербенте, столице южно-дагестанских народов, филиалов Махачкалинских государственных и коммерческих вузов предостаточно — около 40, занимающихся исключительно вымогательством и поборами денег с родителей «обучающихся» у них детей. В основном этими заведениями руководят и проводят занятия те, которых в нормальном обществе даже близко не подпустили бы к преподавательской деятельности. Тем самым у молодежи в Южном Дагестане отнимается самое ценное - готовить себя к профессиональной деятельности. Кому нужны безграмотный специалист с дипломом высшего образования! Это и есть, согласно Ответа Руководства Дагестана, исполнение «10-й статьи Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 года! Из Ответа Руководства Дагестана: «Готовится к подписанию проект Соглашения между Правительством Республики Дагестан Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве. В настоящее время проводятся процедуры его согласования». ОТВЕТ. Какой был толк от принятых ранее Договоров, Планов и всяких Соглашений по решению проблем лезгинских народов?! Никакой! Нас все кормят баснями, как в лезгинской народном изречении: «Не помирай коза, скоро наступит весна и вырастит трава!» Из Ответа Руководства Дагестана: «Ссылаясь на проведенный в декабре 2006 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации круглый стол «Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана», авторы обращения рекомендуют принять ряд законопроектов в отношении лезгинских народов: «О правовом статусе разделенных народов», «О приграничном сотрудничестве». ОТВЕТ. Ни один пункт Рекомендаций «Круглого стола» Комитета по делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации не выполнен. Не выполнено также и Постановление Госдумы 1997 года, где требовалось о заключении Международного Договора о статусе Лезгинского народа. Правительство Дагестана вводит в заблуждение Руководство Министерства регионального развития, высказывая, будто горные лезгинские села находятся не в худшем положении, чем в других регионах Дагестана. Прочтите Преамбулу к Постановлению Правительства Дагестана «О Программе социально-экономического развития Южного Дагестана на 1994-1996 годы, где открытым текстом написано, что в социально-экономическом развитии регион Южный Дагестан отстает от других регионов Дагестана в 2-3 раза. Это было в 90-е годы прошлого века, а теперь положение простоя является катастрофическим! Мы действительно рекомендовали принять ГОСДУМЕ РФ Постановлений «О правовом статусе разделенных народов», «О приграничном сотрудничестве». Это - законные требования. Однако воз и ныне там! Из Ответа Руководства Дагестана: «На одиннадцатом заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, которое состоялось 13 декабря 2007 г. в г. Москве, было принято решение о создании совместной рабочей группы для проведения оценки технического состояния моста через реку Самур в районе пунктов пропуска через российско-азербайджанскую государственную границу «Яраг-Казмаляр (Россия) - Самур» (Азербайджан). В мае 2008 г. рабочая группа с выездом на место провела обследование технического состояния моста на реке Самур. Для выработки согласованных решений дагестанская делегация во главе с заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан Р. Газимагомедовым побывала в г. Баку. Вопрос рационального использования и охраны водных ресурсов реки Самур имеет большое значение для улучшения социально-экономического положения Южного Дагестана и сохранения экологического равновесия в бассейне реки Самур и является предметом обсуждения между Правительствами Российской Федерации и Азербайджанской Республики начиная с 1996 года. Российской стороной был подготовлен и направлен азербайджанской стороне проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов реки Самур. В настоящее время Российско-Азербайджанская комиссия по вопросам распределения водных ресурсов реки Самур, в деятельности которой участвует представитель Западно-Каспийского бассейнового водного управления, продолжает работу над его согласованием. По инициативе Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева данный вопрос обсуждался с азербайджанской стороной в ходе визита делегации Российской Федерации в Азербайджанскую Республику во главе с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в конце июня 2009 г. По итогам переговоров президенты России и Азербайджана выступили с совместным заявлением, в котором отмечалось, что определены параметры компромисса по основным принципам завершения делимитации госграницы и распределения водных ресурсов реки Самур, на основе которых возможны взаимоприемлемые решения этих вопросов». ОТВЕТ. Какое отношение Азербайджан имеет к мосту на реке Самур? Ведь этот мост построен на территории Дагестана (РФ). Из книги «Присамурье», написанной не лезгинами (Присамурье: водохозяйственные проблемы и перспективы //Отв. Ред И. М. Сайпулаев, Э. М. Эльдаров. - Махачкала, 2003): «В 1952 г. по ходатайству Азербайджанской ССР СМ ДАССР своим распоряжением № Р-125 от 11.03.52 выделил для строительства Самурского гидроузла участок площадью 158,9 га. территории Магарамкентского района Дагестана. В 1956 г. строительство гидроузла было завершено. И хотя такое строительство осуществлялось на средства бывшего Союза ССР, Самурский гидроузел оказался, (по вине первого секретаря ОБКОМа Дагестана Даниялова - Г.А.), на балансе эксплуатационных организаций Азербайджанской Республики. На гидроузле осуществляется водозабор в главную оросительную систему Южного Дагестана - Самур-Дербентский канал (СДК) и Самур-Апшерокский канал (САК) Азербайджанской Республики. Размеры использования вод из реки в створе Самурского гидроузла регламентируются протоколом 1967 г., утвержденным бывшим Минводхозом СССР. Протоколом предусмотрено подекадное деление стока р. Самур. Из стока реки в год 75% обеспеченности, равного 1,749 км3, Республике Дагестан выделялось 0,300 км3 (16,7%), для Республики Азербайджан - 0,889 км3 (49,6%), на попуск в нижний бьеф оставлялось 0,560 км3 (33,7%). До распада СССР Азербайджан вел активное водохозяйственное строительство а зоне САК. В результате среднегодовой фактический водозабор в голове канала из реки Самур за период с 1976 по 1990 г. возрос в 1,5 раза. Из САК осуществляется подпитка ряда малых рек Республики Азербайджан для обеспечения необходимого санитарного стока. Сток же таких рек, как Шабранчай, Дивичичай, Тугчай и Вельвеличай не используется и пропускается транзитом в море». Как это не назвать грабежом среди белого дня водных богатств лезгинского народа?! Это следует из следующих данных. Река Самур полностью является внутренней рекой лезгинского народа. Она набирает воду в горах Лезгистана со стороны Дагестана на 96%. Длина соприкосновения реки с Азербайджаном составляет порядка 38 км. Следует указать и на то, что и по указанной длине соприкосновения со стороны Азербайджана живут лезгины! Таким образом, река Самур является полностью внутренней рекой лезгинского народа! На каком основании разделение поливной и питьевой воды между Дагестаном и Азербайджаном осуществлено в вышеуказанных пропорциях?! Далее из вышеназванной книги: «По данным Минмелиоводхоза РД, в целом из-за дефицита воды в Самур-Дербентском канале, к которому в той или иной степени причастны орошаемые земли 7 районов Дагестана, кратность поливов с/х культур ныне не превышает 50% от нормы. Из-за дефицита воды в весенне-летний период почти ежегодно остаются неполитыми 4,5 тыс. га орошаемых земель, а 7,3 тыс. га не получают влагозарядковые поливы. Снижаются доходы хозяйств и населения. Согласно данным Госкомстата РД, из-за недополивов в среднем ежегодно недополучено: винограда - 40, овощей - 12 и зерновых - 19 тыс. тонн, а также значительное количество плодов и многолетних трав. Вследствие дефицита воды, из общего ирригационного фонда в 155,7 тыс. га освоено около 62 тыс. га земель». За все это следует предъявить иск к Азербайджанской стороне, потребовать от нее восполнения убытков на миллиарды рублей, так необходимых для развития Лезгистана! Из Ответа Руководства Дагестана: «Проблема загрязнения экологии окружающей среды в приграничных территориях действительно имеет место и по ней необходимо принятие решений на федеральном и международном уровнях, поскольку связано это с использованием природных ресурсов двух государств. В этой связи по настоянию Правительства Республики Дагестан на двенадцатом заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, состоявшемся в сентябре 2008 г. в г. Москве, были обсуждены вопросы: о рассмотрении возможности создания в приграничной зоне совместных предприятий Дагестана и Азербайджана по разведению рыб ценных пород в дельте реки Самур, переработке рыбной продукции; о сотрудничестве Республики Дагестан и Азербайджанской Республики по экологическому восстановлению лесных запасов на приграничных территориях Сторон, по созданию единого природного парка на базе Самурского лесхоза Республики Дагестан и Яламинского лесхоза Азербайджанской Республики. ОТВЕТ. Основное отравление реки Самур происходит в Дагестане! В течение более 40 лет идет мощнейшее отравление жителей Самурской долины ионами тяжелых металлов, выносимыми из не законсервированных штолен Хнов-Борчинского рудника, содержащие 10-12 тысяч тон ионов металлов. Вследствие этого у жителей Самурской долины в десятки раз выросли болезни раком, лейкемией, диабетом, рахитом, циррозом печени, болезни почек, желудочно-кишечными заболеваниями; специалистами доказано, что разработка указанного рудника приведет к экологической катастрофе не только Самурской долины, но всего региона, однако, при посредстве бывшего президента М.Алиева, рудник продан ООО «РосИнвест» с уставным капиталом в 10000 рублей, с нарушением всех законов по экологии и недрапользования; Сливы из штолен разрушают здоровье не только людей, непосредственно употребляющих воду из реки Самур. Вода непригодна и для орошения сельскохозяйственных культур, и снабжения питьевой водой сельскохозяйственных животных. Сверхнормативное содержание этих металлов негативно сказывается и на ихтиофауне водоемов Каспийского моря. В последние десятилетия по этому вопросу множество раз обращались во все инстанции властных структур Дагестана и РФ, включая первых лиц - председателя Госсовета, президента Дагестана и Президента России. Президент РФ поручил природоохранными органам РФ разобраться и принять меры…. Препятствует решение вопроса, в первую очередь, руководство Дагестана, вводя общественность и Президента России в заблуждение, будто никакой проблемы нет! Бывший президент Дагестана М. Алиев нашел оригинальное решение этой архиважной проблемы для народов Южного Дагестана и Азербайджана - отдать разработку медно-колчеданного сырья в Кизил-Дере в частные руки, чтобы за это получить крохи инвестиций, и сбросить с себя проблему консервации этого мощнейшего отравителя людей и загрязнителя Самурской долины тяжелыми металлами. Для последнего важно было не здоровье людей, а свой имидж великого руководителя Дагестана, при котором в Дагестан пришли инвестиции… А лезгинский народ пусть помрет от болезней, освободится новое пространство для других народов! Что касается заповедника для Самурского леса, то он не создается по вине руководства Дагестана. Именно националистическое руководство ведет бесконечные разговоры о «сотрудничестве Республики Дагестан и Азербайджанской Республики по экологическому восстановлению лесных запасов на приграничных территориях Сторон, по созданию единого природного парка на базе Самурского лесхоза Республики Дагестан и Яламинского лесхоза Азербайджанской Республики, восстановлению рыбных запасов, по разведению рыб ценных пород в дельте реки Самур, переработке рыбной продукции», а фактически ничего не делает! Из Ответа Руководства Дагестана: «Относительно возвращения лезгин из других регионов бывшего СССР и строительства в Дербентском, Магарамкентском, С.-Стальском районах достаточного количества жилья для заселения беженцев из других республик бывшего СССР сообщаем, что динамика возвращения населения из стран СНГ и Балтии в Дагестан (2000 г. - 842 чел., 2003 г. - 129 чел., 2004 г. - 93 чел., 2005 г. - 66 чел., 2006 г. - 88 чел.) свидетельствует о незначительном количестве возвращающихся представителей лезгинского населения. Тем не менее, в республике реализуются программы по решению жилищных проблем». ОТВЕТ. Опять идет полный обман. В Южный Дагестан нахлынули, в основном, беженцы из Казахстана и Азербайджана после развала СССР. Из-за бесчинств в Казахстане в Дагестан прибыло более 20 тыс. беженцев в 1991-92 гг. В Махачкале их на автобусах отправляли в Южный Дагестан на попечение глав администраций районов. А что они могли сделать без помощи государства? Большинство из них ютились у родственников и знакомых. Выделенные государством средство оказались в карманах высших чиновников Дагестана. Из регионов России также вернулись более 50 тыс. человек в Южный Дагестан из-за развала СССР и бытового ущемления. Из Азербайджана в Дагестан перебрались в 1992-95 гг. более 100 тыс. человек, в основном молодые люди, которые ушли оттуда из-за необоснованных репрессий против международной общественно-политической организации «Садвал». Организовав сами взрыв в Бакинском метро, взвалили это злодеяние на «Садвал». Доказательство о том, что в Южный Дагестан вернулось более 150 тыс. лезгинских народов, имеется в всероссийской переписи 2002 (смотрите материалы переписи!) Из Ответа Руководства Дагестана: «В погранвойсках, расположенных на территории Южного Дагестана, на контрактную службу принимаются молодые люди, проживающие в районах Южного Дагестана, - это представители лезгинского, цахурского, табасаранского, рутульского, народов, изъявившие желание посвятить себя защите Отечества. Что касается заявления авторов обращения «о вымогательстве» при принятии на контрактную службу, то таких фактов в Дагестане не отмечено, а в обращении не приводятся конкретные данные». ОТВЕТ. Мы еще раз утверждаем, что в погранвойсках служат мизерное количество молодых людей из Южного Дагестана. И они устраиваются за мзду. Мы готовы привести десятки людей, которые вынуждены были дать взятку, чтобы устроиться в погранвойсках на службу и на работу. Фамилии не приводим здесь, чтобы их не подвергать опасности! Из Ответа Руководства Дагестана: «В органы государственной власти Республики Дагестан обращаются представители лезгинской интеллигенции из числа ученых, которые, опираясь на данные института «Ленгидропроект», проводившего свои изыскания в Дагестане в 60-70 годах, считают, что величина гидроэнергетического потенциала р. Самур, его притоков составляет 19,2 млрд. кВтч, а технический определен в размере 3,4 млрд. кВтч. В этой связи, а также учитывая большой гидроэнергетический потенциал р. Самур, ими делаются предположения о возможности строительства каскада из четырех ГЭС: Ахтынской, Ахтычайской, Усухчайской и Гарахской с мощностью 500 МВт и выработке электроэнергии 2,3 млрд. кВтч. В настоящее время в республике ведется работа по привлечению инвестиций в строительство ряда малых и средних ГЭС в Южном Дагестане, эти вопросы отражены в проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года». ОТВЕТ. О строительстве электростанций на р. Самур мы бьемся более 50 лет, а воз и ныне там. Зато в аварских районах уже эксплуатируются 7 электростанций, 2 строятся и еще 7 проектируются! Действующие электростанции были построены, в основном, за счет государственных средств. А строительство электростанций на р.Самур хотят отдать в аварские руки в лице Дагэнерго, чтобы отнять и это достояние у лезгинского народа! Из Ответа Руководства Руководства Дагестана: «На территории Южного Дагестана имеются заводы, перерабатывающие местную сельскохозяйственную продукцию. Это Дербентский коньячный комбинат, Дербентский завод игристых вин, Белиджинский консервный комбинат, Магарамкентский, Тагиркентский, Касумкентский консервные заводы и т.д. Руководством республики ведется работа по повышению эффективности деятельности консервных предприятий». ОТВЕТ. После развала СССР Дербентский коньячный комбинат, Дербентский завод игристых вин криминальным способом захвачены даргинцами и аварцами. Все доходы от них поступают в их карманы, а сырьевики для этих заводов, получают крохи. Что касается вышеуказанных консервных заводов, то они развалены и не дают продукции. Их никаким образом не поддерживают! Шумайсат Омарова. Юждаг ждет кредитов («Голос народа», №9, сентябрь 2007 г.): «Обеспеченность сельского хозяйства Юждага основными видами сельскохозяйственной техникой не превышает 35-40 % (фактически еще хуже - Г.А.). Решить проблему можно с помощью банковских кредитов… Хозяева личных подсобных хозяйств нескольких районов Северного Дагестана (Цунтинский, Ботлихский, Цумадинский) получили у филиала «Россельхозбанка» по 100-миллионому кредиту, а ЛПХ, фермерские хозяйства 7 районов Южного Дагестана, вместе взятые, не получили и 30 млн. В прошлом году из Магарамкентского района направили более 120 заявок на получение кредитов, однако из них помощь получили 5 % ЛПХ и фермеры. В районе действуют 3 консервных завода, и ни один не смог получить кредит. Хотели открыть потребкооперативы, но не смогли, потому что филиал дал от ворот поворот. Такое же положение и в других районах Юждага. Люди – садоводы, животноводы, виноградари, овощеводы – стремятся в Дербент и Махачкалу, сдают документы, а их возвращают обратно»… Из Ответа Руководства Дагестана: «Поднимаемый авторами вопрос о создании в структуре Республики Дагестан «в рамках Южного Дагестана Южнодагестанской федеральной области» противоречит действующему федеральному и республиканскому законодательству, а также итогам референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, когда избиратели проголосовали за единство Республики Дагестан». Обозначенные тезисы озвучивались авторами еще в начале 90-х годов в рамках Лезгинского народного движения «Садвал», конечной целью которого было создание единого лезгинского государства - Лезгистан, объединяющего разделенные государственной границей этнически родственные народы Дагестана. В этой связи они выступали в поддержку идеи федерализации Республики Дагестан, которую дагестанские народы отвергли. Во главе данного движения, которое в настоящее время практически прекратило свое существование, стояли авторы обращения – Г. Абдурагимов, М. Кахриманов». ОТВЕТ. Да, мы требуем автономию в рамках Дагестана, поскольку никакие вопросы Южного Дагестана, как показано выше, руководством Дагестана не решаются! Из Ответа Руководства Дагестана: «Говоря о взаимоотношениях между этническими дагестанцами и азербайджанцами, следует отметить, что они отличаются толерантностью, между этими народами никогда не было массовых столкновений на религиозной или этнической почве, как на территории Азербайджана, так и на территории Республики Дагестан, как пытаются это представить авторы обращения. Необходимо также учитывать, что по этнополитическим и экономическим соображениям многие этнические дагестанцы, проживающие в Азербайджанской Республике, ориентированы на дружественные взаимоотношения с Республикой Дагестан. Связано это, в том числе, с ограниченным использованием русского языка в Азербайджане. Представители дагестанской диаспоры выражают беспокойство по поводу того, что с утерей русского языка они могут полностью потерять связь со своей исторической родиной - Дагестаном и Россией. По данному поводу они все чаще обращаются в органы государственной власти Республики Дагестан. ОТВЕТ. Дагестанские азербайджанцы - сборный народ, который складывался из местных лезгинских народов (лезгин, рутульцев, агулов, табасаранцев), лезгино-албанов, переселенных из Ширвана и Кубы в Дербентский район, татов (горских евреев), персов и терекмейцев, переселенных из Ирана (См. Научный сборник: «Историко-культурные и экономические связи народов Дагестана и Азербайджана. Махачкала, 2007 г.) Согласно научным данным, поскольку пришлый сегмент в среде местного населения не составляют боле 10-15 %, то сборный азербайджанский народ является генетический родственным лезгинским народам, поэтому между ними нет антагонизма. Разногласия насаждаются сверху для осуществления принципа: «Разделяй и властвуй!». Из Ответа Руководства Дагестана: «Относительно включения в переговорные процессы «о статусе лезгинских народов» с Азербайджанской Республикой «как полноправной стороны Лезгинского Национального Совета» следует сказать, что мононациональные политизированные образования в Дагестане, в том числе движение «Садвал», Национальный совет лезгинского народа, Совет старейшин лезгинского народа продолжительное время не функционируют. Остались лишь отдельные деятели, идентифицирующие себя с этими образованиями, которые своими радикальными оценками пытаются привлечь внимание к себе. В то время как в составе Народного Собрания Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан есть авторитетные представители лезгинского и других народов Южного Дагестана, вовлеченные в обсуждаемую тематику». ОТВЕТ. Мы видели, как работают «народные избранники» во время избрания нового Президента Дагестана М. Магомедова в так называемом Народном Собрании. Мы тоже приветствуем нового Президента, желаем ему успехов. Из тех, кто присутствовал в Народном Собрании, очень многие ненавидят нового Президента, поэтому бывшему президенту Дагестана М.Алиеву легко удалось убрать Магомедсалама Магомедова с поста спикера Народного Собрания Дагестана. Теперь эти же люди единогласно избрали Его Президентом Дагестана. Вот их нутро! Да никто в Народном Собрании не имеет своего голоса! Все депутаты Народного Собрания Дагестана служат и выполняют волю Президента, иначе не только не изберут в следующий срок, но и получат пулю в лоб, как случилось с лезгином Хидировым. Слава богу он остался жив! Поэтому мы считаем, что во всех переговорах с Азербайджаном не только должны участвовать Совет лезгинских народов, который избран на общенациональном Съезде лезгинских народов, но иметь исключительный важный голос в решении всех вопросов, касающихся лезгинских народов и в Азербайджане, и в Дагестане. О том, что Совет лезгинских народов и «Садвал» длительное время не действуют, просто навет. Так кто же организовали и провели на высоком уровне «Круглые столы» в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук (март 2006 г.) и в ГОСДУМЕ РФ (декабрь 2006 г.) по проблемам лезгинских народов, Международный Симпозиум по Кавказской Албании в Москве (2008 г.)? Да, мы временно приостановили деятельность общественно-политической организации лезгинских народов «Садвал» («Единство»), поскольку против этой организации были осуществлены необоснованные репрессии на государственном уровне и в Азербайджане, и в Дагестане: сотни членов которого безвинно оказались в тюрьмах Азербайджана и Дагестана, а тысячи подверглись гонениям. Так мы попытались сохранить нашу молодежь, поскольку они в первую очередь подверглись необоснованным репрессиям. Мы еще раз заявляем, что никакие Договора, Соглашения с другими государствами, без компетентного согласия Совета лезгинских народов не действительны, поскольку это нарушает Конституцию Российской Федерации, Международные Законы и Декларации ООН по коренным народам. Что касается руководителей Совета лезгинских народов, Совета Старейшин, то они никак «радикальными оценками пытаются привлечь внимание к себе», а пытаются помочь народу, который попал в беду благодаря националистической политике руководства Дагестана, Азербайджана. Руководители Совета лезгинских народов и указанных общественных организаций и так известные люди не только в Дагестане, России, но и на международной арене. Об этом говорят и проведенные «Круглые столы», Международные Симпозиумы по проблемам лезгинских народов. Это говорит об их силе, о приверженности их мирными путями решить острейших проблем лезгинских народов. Никакие наветы к ним не пристанут! «Незаконная граница внутри лезгинского народа и несправедливое деление воды реки Самур» (отрывок). Махачкала 2011г. Автор: Гаджи Асланович Абдурагимов, профессор
|