Самые многочисленные, самые распространенные, самые могущественные из неизвестных древних лезгинских племен были очень знаменитые в истории Древнего Мира асы и сопровождавшие их почти повсюду ваны. Название последних еще в доисторические времена отражено в древнейшем лезгинском географическом названии Ширван, где шир означает «лев». Таким образом, Ширван – «Лев ван» - название исторической области Кавказской Албании, но намного старше ее, а также название древнейшего города на территории Кавказской Албании Ширван, располагавшийся южнее города Шабаран и являвшийся административным центром этой области в очень древние времена. Асы были везде и всюду – в Дагестане – асы, в Кавказской Албании – асы, на территории нынешней Армении – асы, Грузии – асы, в Передней Азии – асы, на Ближнем Востоке – асы, в Египте – асы, в Северной Африке – асы, на Пиренеях – асы, в Апеннинах – асы, на Балканах – асы, на Эгейских островах – асы, на Кипре – асы, в Малой Азии – асы, в Западном и Северном Причерноморье – асы, в низовьях Дона – асы, в Скандинавских странах – асы, в Европе – асы, в Азии – асы… Везде асы… Асы… асы… асы… Где их только не было?! Но кто такой ас? Или кто такие асы? Почему они такие многочисленные, такие могущественные, такие вездесущие так бесследно выпали из поля зрения историков? Кто виноват – асы или историки? Таких риторических вопросов можно поставить сколько угодно, но толку от них навряд ли будет. Лучше обратимся к наследию асов – многочисленным географическим названиям, чем они хотя бы, вопреки истории смогли увековечить свое имя. Но прежде, все таки посмотрим, что знает наука об асах. Асы – в скандинавской мифологии род богов, к которым принадлежали Один, Тор, Тир (Тюр) и другие (из Большой Советской Энциклопедии, 1972 г.). Асы – у древних скандинавов основная группа богов, возглавляемая Одином. Асы противостоят ванам, великанам, карликам и др. Живут в небесном селении Асгарде (Всемирная история. Энциклопедический словарь. М., 2000 г.). Асгард – в древнескандинавских мифах Крепость богов-асов. Пожалуй, вот и все, что можно было узнать в официальных источниках об асах. Как видим, комментарии тут излишни. Асов как племя, как народ, в нынешнем мире не знают. В этом мы ниже окончательно убедимся. Рассмотрим топонимы, образованные от имени асов на территории Дагестана. Название Ассаб (в Советской р-на) наверное, образовалось от ас и саб – имена древних лезгинских племен. Племя сабы (шабы) населяло Шабаран в Кавказской Албании. Название села Асали кент (в С. Стльском р-не) искаженный на тюркский лад изначальный лезгинский Асалидхуьр – «село Асали». Асали здесь собственное мужское имя. Это имя образовалось от имени племени ас и древнего лезгинского мужского имени Али (эли). Название Асан кент (в Хивском р-не) также искажено на тюркский лад. Изначальное лезгинское название этого села Асахуьр (или Асан хуьр) означает «село Аса». Название Асах (в Цунтийском р-не), изначально Асак, образовано от названия племени ас и суффикса местонахождения –ак. Название Аспаройкутан (в Ленинском р-не) образовано от этнонима ас и парой (не лезгинское слово). Название Асхабил-Кум (Гунзахский р-н), видимо, образовано от этнонима ас и от имени с основой Хаб (hаб) (выше рассматривали как древнейший антропоним) hабил, а также кум – «песок» (в смысле «песчаник», «песчаное поле»). На территории древней Кавказской Албании (нынешней Южный Дагестан и современный Северный и Центральный Азербайджан) также оставлены свои названия асами. Название Аскеран (в Нагорном Карабахе), изначально Аскаран, видимо, образовано от ас и кар – оба лезгинские племенные названия и –ан – лезгинский суффикс принадлежности. Название Аспаристы (в Кубинском р-не) образовано от ас и паристы (слово искажено, видимо, на татский лад, поэтому невозможно этимологизировать). Два названия Асрик (в Кельбаджарском и Таузском районах), наверное, образованы изначально от асар – форма множественного числа этнонима ас и суффикса местонахождения, и получилось Асрик. При таких сочетаниях, по правилам лезгинского языка, гласный «а» из окончания множественного числа –ар выпадает, поэтому получилось Асарик, что означает с лезгинского «к асам», «у асов», «ближе к асам», «среди асов». Два названия Астанлы (в Пушкинском и Сальянском р-нах) наверняка с изначальной формой Астан (-лы – азербайджанский суффикс – позднее добавление с целью хоть как-то придать древнейшему топониму тюркский вид), где ас – лезгинский этноним, тан – теоним-бог озер и рек у древних лезгин. Название Астара (город, райцентр), наверное, образовалось от ас – этноним и тар – теоним – бог у древних лезгин, конечная –а- нарост. Название Гангалаш (в Астаринском р-не), полагаю, что изначально имело форму Кангелас, которое содержит имена трех древних лезгинских племен –кан, гел и ас. Эта версия тем более правдоподобна, что данная территория в древности называлась Гелан, где гел – имя лезгинского племени, -ан – суффикс принадлежности. А нынешняя форма топонима Гангалаш ни на лезгинском, ни на азербайджанском ничего не означает. В исконных землях лезгин, где они живут до сих пор, в Хачмасском, Кубинском, Кусарском р-нах Азербайджана, есть два одноименных топонима – Гасанкала. Полагаю, что это название является искажением на тюркский лад исконных названий древних лезгинских крепостей Асанкала – «крепость аса», прибавив в начале Асан букву «Г», чтобы из него же получился Гасан (hэсен) – тюркское имя. Примерно таким же образом поступил армянский ученый Капанянц в своей книге «Хайаса – колыбель армян», перед широкоизвестным древнейшим названием в Передней Азии Асан кала он поставил «h» (почему-то захудалый) (h Асанкала), видимо, опасаясь «как бы чего не вышло». Сам Капанянц никаких пояснений к данному случаю не дал. Но зато Адонц – другой армянский ученый в своей книге «Армения в эпоху Юстиниана» привел Асан кала как есть, задолго до Капанянца и, скажу вам, все обошлось, «ничего такого не вышло». На территории нынешней Грузии среди других многочисленных лезгинских географических названий также сохранились древние лезгинские названия с основой ас. Это и не удивительно – ведь древние лезгинские племена наряду с территориями Кавказской Албании и нынешней Армении также населяли обширные территории в Грузии. Название Асанури (Сигнах), по-лезгински Асан ур (Асан уьр/вир), означает «аса озеро (река)», конечный «и» - явно грузинский нарост. Название Асанходжалы наверняка изначально имело форму просто Асан – «Аса». Слово «ходжалы» - тюркское слово – является поздним добавлением, которое наверняка совершили азербайджанцы, живущие в Грузии. При виде Асанходжалы мне невольно вспоминается лезгинский топоним на территории Азербайджана Тапкарагоюнлу – такая же несуразица, как и Асанходжалы. Название Аскана (Махарадзе) содержит в себе два этнонима –ас и кан, оба имена древнелезгинских племен, конечная –а - нарост. Аскилаури (Сагарадж), по-лезгински Аскилаур (Аскилан вир), видимо, содержит Аскил – собственное мужское имя, образованное от племенного названия ас, а также формант –ур (вир, уьр), конечные –и- нарост. Асмалари (Болнис), возможно, изначально было местом содержания домашних животных (например, ферма) у асов, потом перешедшие в название возникшего на том месте населенного пункта; -малар означает по-лезгински «домашние животные»; конечный –и- нарост. Названия Аспара и Аспиндза, наверное, образовались от основы ас, но не с помощью лезгинского языка. Название Асурети, возможно, изначально имело форму Асарат, где ас и рат – лезгинские этнонимы, средняя «а» в данном случае – связующая частица. Название Ашкала, наверное, изначально имело форму Аскала – «крепость аса», «асская крепость». Название Земо-Ашкала изначально, видимо, также было Аскала. В древнейшие времена многочисленная группа асов населяла территорию Ассирии со столицей Асур, часто приводимым в источниках ошибочно как Ашур или Ашшур. Этот город, изначально построенный асами на берегу реки Тигра и был их столицей и, наверное, потому носит их имя – Асур, что означает на лезгинском «Аса река (озеро). Название Ассирии также является лезгинским названием и означает «Асская Сирия или «Сири асов. Если посмотреть на карту Передней Азии, то видно, что Ассирия является продолжением Сирии на восток. Если мы границу Сирии отодвинем на восток в сторону города Киркук, так чтобы она вышла за Тигр, то получим древнюю картину единой страны Сирия - Ассирия. Это означает, что в древнейшие времена это была одна страна, где проживали лезгинские племена раты, хурриты (хорри или по-лезгински hуьруь (hуьри)), шубары (субары, правильнее было бы шабы или сабы), асы и др. Эту версию также подтверждают древнейшие города на этой территории с лезгинскими названиями, такие как Каркемиш (Каргамиш), Угарит (Уьгират), Хамат, Халпа, Халеб (Халап), Харан (Харран), Вашукан, Гузана, Шубат (Шабат), Ниневия, Нузи (Гасур), Аррапха, Тирка, Асур, Арбела (Арбел), а также названия стран: Канан (Канана), Ратан (Ретен), Митан (Митанни). Как известно, территория, где в древности населяли хурриты, называлась Сирия. А продолжение ее на восток тоже имело это же название Сирия, но поскольку на этом продолжении жили асы, оно называлось Ассирия. Значит на севере территория древней Месопотамии – эта же страна Сирия жили древние лезгинские племена хурриты, шабы (сабы), асы и др. Имя племени ас, название их столицы Асур и название страны Ассирии вполне законно подходят друг другу и логично вписываются в ход рассуждений, доказывающих, что Ассирия изначально была страной древнего. лезгинского племени ас, а столица ее Асур – древним лезгинским городом. Кроме того, название Сирия, полагаю, является лезгинским названием. Ученые-топонимисты (например, профессор Поспелов Е.М.) этимологизируют название Сирии и считает, что в древности это название имело форму Сири. Я со своей стороны допускаю, что название Сири образовалось от лезгинского слова Цири, то является названием растения, употребляемого в пищу лезгинами и другими дагестанскими и кавказскими народами (выше мы об этом говорили), иначе называемое черемша. Это тем более правдоподобно, что в древней Кавказкой Албании на берегу реки Аракс был город Цири (Цри, Три – некоторые авторы ошибочно так писали это название). Есть еще одно название Сирии – Шам, которое отражено в названии Шамхор (по-лезгински Шамхуьр – «шама село») в Кавказской Албании. Кроме него есть древнейшее название города – Шемаха (по-лезгински Шамах) - столица древнейшей области – Ширвана в Кавказской Албании. Древний Шамах был одним из красивейших городов Востока. Помните Шемаханскую царицу из русских народных сказок? Другой город с названием Шамах в Малой Азии, тоже древнелезгинским. Другим важным доказательством того, что Ассирию изначально населяли древние лезгины, а конкретно племя ас, являются свидетельства археологов. Как известно, ядром Ассирии являлся город Асур. Древнейшие археологические слои этого города относятся к IV тыс. до н.э. По мнению археологов, древнейшее население Асура состояло из субарейцев или хурритов (работы немецкого ассиролога А.Унгнада, американского ассиролога Спайзера). Конечно, эти ученые тоже не исключение – никто не знал о племени асов. Поскольку и те и другие были суть древние лезгины, можно было их отнести к субарейцам, к хурритам или к ратам, карам, касам, тапам и кому-то еще, тем более, что в поздние века шубаров (субаров) отождествляли с хурритами. А между тем тихий, но безудержный натиск семитов (амореев) на север Месопотамии не прекращался, а наоборот усиливался. Уже к 2000 г. до н.э. основную массу жителей Асура составляли семиты-аккадцы. Заселение Ассирии семитскими племенами было облегчено еще и тем, что на рубеже IV и III тыс. до н.э., или в начальные века III тыс. до н.э. большая группа хурритов и асов из Ассирии снялась со своих насиженных мест и направилась на Восток – в Афганистан, Индию и Юго-Восточную Азию и, по свидетельствам ученых, там создали очаги своей культуры. Академик Меликишвили утверждает, что в Индии в различных местах есть отдельные очаги, где и поныне проживают люди, похожие на людей кавказского типа. Со своей стороны я свидетельствую о том, что на территории всех указанных стран имеются многочисленные лезгинские географические названия, в которых отражены почти все лезгинские родоплеменные названия, имена богов у древних лезгин и многое другое. Есть предположение, что Хараппскую культуру в Индии в долине реки Инд создали хурриты, асы и другие древние лезгинские племена, находившиеся в их составе, когда они покидали Ассирию и направлялись в Индию. Хараппская культура к середине III тыс. до н.э. достигла вершины своего совершенства и это была тогда одна из величайших цивилизаций мира, если не самая величайшая. Хараппская цивилизация охватывала огромную территорию как в долине реки Инд, так и за ее пределами, простираясь с запада на восток на 1600 км, с севера на юг на 1100 км. Города Хараппа, Калибанган, Мохенджо-Даро, Чанхо-Дару, Сункаген-Дар, Амри, Лотхад, Рангпур охватывали территории Хараппской цивилизации. Города имели все необходимое для централизованного государства, включая склады, зернохранилища. Археологи исследовали руины двух больших городов – Хараппы и Мохенджо-Даро, каждый из которых населяли до 40 000 человек. Над каждым городом возвышалась цитадель, где находились городские власти, население же проживало в нижнем городе. Однажды, почти внезапно, Хараппская цивилизация таинственным образом исчезла, как и почему это случилось пока точно не известно. Ученые пока не смогли расшифровать существующую здесь письменность, она, возможно, помогла бы нам раскрыть тайну гибели Хараппской цивилизации. Из истории Древнего Мира известно, что в XIV-XIII веках до н.э. многие народы в мире пришли в движение с целью переселиться на новые места жительства. Тогда же на земли Передней Азии хлынули индоарийские племена, которые осели там и в последующем получили название мидяне, персы. Возможно, часть этих индоарийцев из Передней Азии двинулась дальше на Восток до самой долины Инда и стала теми индоарийцами, которые, по предположению ученых, уничтожили там Хараппскую цивилизацию. Почти одновременно с индоарийскими народами пришли в движение «народы моря», под натиском которых пала Хеттская империя. Возможно хетты, лувийцы, неситы и другие близкородственные им индоарийцы, спасаясь бегством из Малой Азии от ударов «народов моря», двинулись дальше на Восток и, попав туда, узнали там создателей Хараппской цивилизации – древних лезгинских племен, близкородственных «народам моря». И тут хетты весь свой гнев внезапно обрушили на них. Застигнутые врасплох создатели хараппской цивилизации ничего не смогли противостоять этой лавине; возможно, что озлобленные хетты сумели объединиться с индоарийцами, которые не задержались в Передней Азии и двинулись дальше на Восток. Таковы три варианта одной версии об исчезновении хараппской культуры: 1. ее уничтожили индоарийцы, которые пришли в Переднюю Азию вместе с мидянами и персами, но не задержались, а двинулись дальше на Восток в Индию; 2. Хараппскую культуру уничтожили хетты, убегавшие из Малой Азии от ударов «народов моря» и дошедшие до Индии; 3. Хараппскую культуру совместно уничтожили хетты и индоарийцы. И было это примерно 1200 лет до н.э. На территории распространения Хараппской культуры обнаружено одно название города – Хету, возможно, оно указывает на тех самых хеттов, о ком только шла речь, но возможно и нет, т.к. это название, несколько искаженное с индийских языков могло образоваться от имени древнелезгинского племени хатты. На указанной территории имеются топонимы, напоминающие название стран, откуда пришли древние лезгинские племена в Индию. Например, Матанни напоминает страну хурритов – Митанни (Митания, Маитены). Кроме этого, ученые приводят другое название страны хурритов – Ханигальбат или Халигальбат. А в Индии отмечен город с названием Калибанган. В лингвистике известны переходы к-х, об этом мы говорили. Известно, что у древних индейцев была богиня Кали, имя которой взял себе как псевдоним, как прозвище известный древний индийский поэт Калидаса (перевод псевдонима из санскрита означает «раб Кали»). Также известно, что древние индоарийцы изменяли непонятные им чужие названия путем перестановки в них букв, слогов, заменой одних букв другими, чтобы таким образом подчинить чужое название правилам своего языка. Так поступали хетты в Малой Азии, греки – на Балканах и в Эгейском море, латины – в Италии. Думаю, что индийцы в этом плане не являются исключением. С таким же успехом они могли изменить изначальный хурритский (лезгинский) топоним Канигалбат (полагаю, что изначально название звучало именно так, а Ханигальбат или Халигальбат – искажение со времени). Название города Сринагар, видимо, сначала было Сиринагар и оно было дано в память о стране Сирия, откуда пришли сюда – в далекую Индию хурриты, асы, раты и другие лезгинские племена. Другой топоним Сирса, предположительно изначальный Сирас или Сириас, также напоминает Сирию, а также имя племени ас. Топонимы Симария (Самария) – название области и Назарет (Назарат) – название города, перенесенные переселенцами из лезгинских племен на индийскую землю из Палестины, т.е. из Канана. То же самое можно сказать о топониме Ратия, наверняка названного так в честь страны в Передней Азии – Ратан (Ретен). О самих же ратах напоминают здесь названия в Индии: Рата, Кхуджрата, Гуджрат, Ретра, Рети, Реоти, Ратлам, Сурат (Сурратов), Ратедаук, Ратх, Ратнапура (на Цейлоне); последнее, возможно, изначально имело форму Ратанпура, где Ратан – «Рата», а пур – возможно, индийский «город». В топониме Ратендаук индийское добавление – даук мне не известно. А топоним Ратлам, возможно, образовался из Рат и лам – «осел» по-лезгински. Такое вполне возможно, так как древние лезгины, да наверняка не только они, не вкладывали в название этого животного (притом неутомимого животного – настоящего труженика) ничего оскорбительного, не бранились «ослом», наоборот наделяли осла некоторыми чертами священности. Наверное, поэтому на Балканах, где издревле были расселены лезгинские племена, а так же в других местах встречаются топонимы Лам, Лем или на этих основах - Ламия, Лемнос. Лам называется на кубинском диалекте, лем - на других диалектах лезгинского языка. Точно такое же благожелательное было, наверное, отношение у древних лезгин к птице тIиб - «сова» (типIер во множ. числе), к мудрой птице, считающейся ныне повсеместно, особенно на Востоке, символом развалин. Древние лезгины относились к сове не только нормально, но и благосклонно. Об этом свидетельствуют многие лезгинские названия на основе тиб почти на всех территориях, куда вступала их нога: Тибур, Тибр, Тиберия, Тибарена, Тибет, Тибиа (у Капанянца), встречается также этнос тIибар (типIер) или просто тIиб. Очень возможно, что в составе переселенцев из Передней Азии в Индию был такой этнос - тIиб возможно именно они открыли себе Тибет и так, своим именем назвали его. Тибет на лезгинском означает «страна тIиба», конечный -ет— суффикс топонимообразующий от этнонимов, теонимов, имен собственных. Кстати в одном топониме в рассматриваемой территории -Тибба основа Т1иб звучит как собственное мужское имя со значением «сова», конечная –ба- лезгинское уменьшительно-ласкательное от слова буба—«отец, дедушка», следовательно значение Тибба на лезгинском - «дед тиб». Есть еще одно название - Типтур со значением на лезгинском «Тиба сабля», явно происходившее от этнонима тиб—как родоплеменное название. Это еще одно доказательство тому, что среди переселенцев были также племя или племенная подгруппа тибы. Названия соседних стран с Тибетом - Непал и Бутан также имеют смысловое значение на лезгинском. Название Непал возможно изначально имело форму Набал, где Наб имя бога, а также этноса—набы в Кавказской Албании от имени этого бога - Наба, -ал--лезгинский суффикс местонахождения (направленности). Бутан возможно образовался от имени лезгинского этноса бут (Бутахуьр - «Бута село» в Дагестане; кроме того названия на основе бут имеются повсеместно) и -ан—лезгинского суффикса принадлежности. По свидетельству одного ученого из Грозного (простите, не помню его имени) хурритские племена в III тыс. до н.э. создали в Юго-Восточной Азии центр хурритской цивилизации. Поиск следов этой цивилизации ввел меня в Таиланд, где больше всего (относительно соседних стран) отмечены лезгинские географические названия. Полагаю, что имя древних таиландцев тай исходит от лезгинского языка. Тай означает «равный» (себе), «пара» (себе). Предположительно хурриты нашли местное население в древнем Таиланде равным себе и поэтому дали им такое название -тай. Среди переселенцев из Передней Азии в Индию наверняка преобладало племя асов, т.к. от их имени остались много названии как на ареале Хараппской цивилизации, так и на территории самой Индии. Название Асарин (=Ас+ар+ин) с лезгинского переводится как «асов», ас - имя племени, -ар - окончание множ. числа, -ин—суффикс принадлежности. Возможно топонимы Асни, Сирса, Манса изначально имели соответственно такие формы Асин (или Асан), Сирас (или Сириас; выше рассматривали) Манас, где Асин (Асан) означает «аса», -ин (-ан)-суффикс принадлежности, Сирии—«Сирия», Ман-бог у древних лезгин, - ас—название племени. Название Сахасван, очень возможно, изначально Сакасван - Секасван содержит имена древних лезгинских племен сек, ас и ван. Название Хатрас. Возможно изначально Хатхуьрас, или Хатарас, где хат и ас - древние лезгинские племена, хуьр по-лезгински - «село». В названии Хатарас, возможно, хатар указывает на образованность этих асов и означает грамотные асы. Название Паласи возможно от первоначального Белас, искаженное по схеме : Белас~Пеласг Палас-Паласи. Здесь Бел-бог у древних лезгин, пел «холм, возвышенность» по-лезгински, ас - имя племени. Ассам - известный штат Индии, название, возможно, содержит лезгинские этнонимы ас и сам. Два топонима Манас- город и река, наверняка содержит Ман-теоним и ас- этноним. Название Модаса, видимо содержит этнонимы Мод (Мад) и ас. Конечная -а- нарост. Название Сувасра, изначально, наверное, Сувасар, где сув у лезгин название местности (сенокосов, пастбищ), а также имеет значение «гора», асар означает «асы», т.е. ас во множ. числе. Общее значение топонима наверняка «Сувские асы». Названия двух рек Банас, где Бан возможно собственное мужское имя. Название Нивас, видимо образовано от Нив и ас, где Нив, возможно древний антропоним. Название Багасра, изначально, видимо Багасар, где Баг «сад», асар— «асы». Топоним Астамба (гора высотой 1325 м), видимо изначально Астам (=Ас+там), где Ас - имя племени, там - «лес» по-лезгински. Конечная -ба (видимо позднее добавление) уменьшительно-ласкательное от буба—«дедушка, отец». Пример для сравнения: в Южном Азербайджане в Иране азербайджанский топоним Гайдар Баба (hэigэр баба) переводится как «Дедушка Гайдар». Выдающийся южноазербайджанский поэт Шехрияр сочинил про эти горы замечательную поэму «Гайдар Баба». Другой пример: в Северном Лезгистане гору Шалбуз в древности наверняка называли Аранба. Ныне находящееся там святилище называется Аранбадпир, что переводится как «Пир деда Арана». Название Асмаули наверное, образовалось от имени ас, но искажено до неузнаваемости на индийский лад, поэтому невозможно этимологизировать. Название Аснахра, возможно с изначальной формой Аснахар (=Ас+нах+ар), наверное образовались от этнонимов ас и наха] («нойцы» т.е. «приверженцы ноя»). На бассейне Джамна отмечены названия двух рек-Асан со значением «аса» т.е. принадлежащее асу. Название Асандх содержит лезгинское племенное имя ас и суффикс принадлежности -анд. Конечное -х- нарост. В названии Асансол, видимо -сол изначально был -сал- «огород, сад». Тогда значение названия будет «Аса сад» или «Сад аса», «Огород аса». Кроме вышеприведенных, на территории Индии имеются многочисленные лезгинские географические названия, свидетельствующие о том, что в далеком прошлом древние лезгины пребывали в этой сказочной стране неоднократно. Ниже мы рассмотрим некоторые из них. Название Пешавар (известный город ныне в Пакистане) состоит видимо из Пеша (такое название мы встречали в северной Рейн-Вестфалии в Германии, где были в долине Рейна сосредоточены многие лезгинские названия на местах расселения древних лезгинских племен рат и др. Древний город Пеша также отмечен в Италии) и -вар- окончание множественного числа у древних; лезгин, когда основа оканчивается на гласный звук. На современном лезгинском языке это же окончание звучит как -йар. Топоним Тарбеле скорее всего содержит двух лезгинских теонимов Тар и Бел, конечная а- нарост. Название Черат наверное содержит основу Чер в смысле «вод» и топонимообразующий суффикс -ат. В этом случае название на; лезгинском имеет значение «Город вод» или «Водный город». Возможно, что изначально название имело форму с двумя «р». В этом случае топоним, наверное состоит из Черрат (=Чер+рат), где Чер означает «вод», рат- имя древнего лезгинского племени. Похожее название Черкасс (Черкасск) будем рассматривать ниже, когда мы дойдем до Украины, до низовьев Дона в Ростовской области. Название Хатиян наверняка образовалось от имени древнего лезгинского племени хат (хати) при помощи древней формы суффикса принадлежности –йаниг, который прибавляется к основе когда она заканчивается на гласный звук. Современный равнозначный суффикс на лезгинском языке -дин. Название Гилмарг наверное содержит имя лезгинского этноса гил (выше был рассмотрен) и марк или маргъ (оба термина связаны с сенокосом). Марк означает «скирда». Маргъ- так называется по-лезгински ряд, где ложится скошенное сено для сушки «валок». Во множ. числе маргъар «валки». Название Ури от лезгинского слов вир или уър, означающие «озеро, река». Топоним Паттан в такой форме (т.е. с двумя «т») содержат Пат и Тан. Здесь Тан теоним - имя бога озер и рек у древних лезгин, а Пат (может быть пад) наверное означает- «сторона». В таком случае топоним может означать «Сторона Тана», или «Тана сторона». Не исключено, что топоним изначально имел форму Патан (с одним «т»). В этом случае он может означат «стороны», «окраинный», «посторонний». Топоним Курам содержит наверное название реки в Закавказье Кура, по-лезгински Куьре. Имеется другой Курам - название реки. Название Мари - древний город в Передней Азии, перенесено на индийскую землю как есть, без изменения. Также без изменения перенесено в Индию название древнего города Кавказской Албании Кахи являющееся прозвищем рода или семьи. Ках (по-лезгински Къах) имеет на лезгинском смысловое значение, означает «сушеное мясо». Прозвищем у древних лезгин могло быть что угодно (да у нынешних лезгин тоже). Топоним Мандури содержит в себе имя бога Ман и –УР – формант означающий вир, уьр- «озеро, река». Мандури - это тот случай, когда в лезгинских словах суффикс прибавляется к основе посредством д-само по себе не имеющее никого значения, способ архаичный, ныне изредка употребляется в просторечии. Конечные -и- нарост. Топоним Касран содержит двух древних лезгинских этнонимов -кас и ран. Топонимы с основой Кас- много: а вот с основой ран хоть и редко, но встречаются. Например, название реки Рейн в Германии, исконное название этой реки скорее всего было Ран, со временем изменившееся примерно по такой схеме: Ран-Рен-Ренус-Рейн. Эта версия тем более правдоподобна, что образующиеся в низовьях этой реки рукавы также носят лезгинские названия: Лек, Маас, Ваал- рукавы Рейна - здесь Лек, Маас (лезгинский Маз, французский Мёз)- имена древних лезгинских племен. Ваал- имя бога финикийцев, с которыми древние лезгины были в самих дружественных отношениях и тесно сотрудничали во всех областях жизнедеятельности тогдашнего мира. Поэтому не удивительно, что древние лезгины также почитали бога дружественного им финикийцев Ваала и дали его имя рукаву Рейна. Название Тамман содержит лезгинское Там- «лес» и имя бога Ман, общее значение топонима, наверное звучит так: «Мана лес». Название Карсал образовалось, видимо из Кар- имени древнего лезгинского племени Кары и сал- «сад, огород» по-лезгински. Таким образом, Карсал звучит как «сад кара» или «огород кара». В топониме Бахтар отражено, видимо слово «счастье» во множ. числе. Бахт- «счастье» -ар -окончание множественного числа. В названии Тангар отражено, видимо имя бога Тан и гар-«ветер» по-лезгински, если гар не означает на индийских языках что-то другое. Кроме того тангар на лезгинском означает широкое пояса для обметания колыбели с ребенком, чтобы он не упал и не смог шевелиться во время сна. В топониме Мано, наверное, отражено имя бога Мана. Название реки Анкур, наверняка содержит имя бога АН и название реки Кура в Закавказье и может означать «Кура Ана». Название Нурар нур, означающий на лезгинском, а также на многих восточных языках «свет», «блеск», «излучение» и -ар- окончание множ. числа лезгинского язык. Топоним Лакки, наверное образован от имени лезгинского племени лег (лек), означающий «орел». Название Харанпур (=Хар+ан+пур), видимо образовано от имени бога Хара и -ан- суффикса принадлежности, пур- наверное поездное индийское добавление в значении «город». Название Хатхала, изначально наверное Хатхал, образовано из имени древнего лезгинского племени Хат и хал- «родника» с общим названием «Хата родинка» или «Хатская родинка». Наверное город изначально был очень красивым, раз изначально его нарекли поэтическим названием. Лирики считают хал- «родинка» последней точкой красоты. Название Митхалак, видимо содержит собственное мужское имя хурритов Митхал и суффикс местонахождения (направленности) лезгинского языка -ак. Имя Мит, видимо У хурритов было распространено: название их страны также образовалось от имени Мит и суффикса принадлежности лезгинского языка -ан. Полагаю, что Митан был изначальным названием страны, а Митани, Митанни, Матиены поздние семитские, хеттские или египетские искажения. Название Митхативана можно было предположить образованным от имени Мит и названий племени хат и ван. Однако учитывая от обстоятельства, что до сих пор у лезгин встречается это древнее мужское собственное имя Митхат (по лезгински -Митhэт) можно предположит, что в данном топониме отражено это имя Митхат и имя древнего лезгинского племени ван. Название Вандкурай, наверное также содержит имя племени ван и посредством -д, название реки Кура. Название Касур образовалось от имени племени кас и форманта -ур-«озеро, река». Топоним Манди видимо образовался от имени бога Ман. Конечное -ди наверное позднее индийское добавление, также как и конечное - да в топониме Танда, где Тан имя бога у древних лезгин. В названии Куттар-Прадеш слово Куттар, возможно изначально Кутар, наверное имя древнего лезгинского племени кути (гутии). Топоним Нангал содержит, видимо имя бога Нан и имя племени гел. На территории Индии на местах с топонимами на основе ас отмечены два топонима Уна. Предположительно это имя богини асов Уна или Уни, позже установленной у этрусков в Италии как богиня Уни с многочисленными функциями и еще с другим именем -Эйлифией, а у римлян - Юноной. Название Панчат содержит имя бога древних лезгин Пана, позже принятый греками как свой бог, чат, по-лезгински чIатI- означает хлеб, и не обычный хлеб, а специальный из кукурузной или пшенной муки, иногда с луком, иногда пекутся на масле, лепешки непрочные, ломкие, легко разрушаемые, видимо из-за недостатка или отсутствия в муке клейковины. Это версия тем более правдоподобна, что аналогичные лезгинские топонимы с формантами фу-«хлеб», фар-«хлеба» имеются на Балканах, в Малой Азии, в Египте. Название Картарпур, наверное содержит имя древнего лезгинского племени Кар и имя бога у древних лезгин Тар, пур наверное позднее местное добавление в значении- «город». Название Манандвала содержит имя Мана, лезгинский суффикс принадлежности -анд. Название Чухаркана видимо переводится двояко: 1) если рассматривать кан как имя древнего лезгинского племени, то для слова Чухар подходящую этимологию невозможно подобрать; 2) Если рассматривать слово кан не как этноним, а как слово со значением кIан- «дно», «подножье» т.е. то место, где заканчивается уклон, склон, скат, гора, скала и т.д. то основу Чухар можно рассматривать как название местности, образованное от лезгинского прозвища чIухар- так называют лезгины тех, которые в игре допускает нечестность, жигалят, жульничают, мухлюют, скандалят. Название Нанканасахиб, видимо состоит из Нан-имя бога, кан-имя племени и слова сахиб (по-лезгински саhиб), распространенное на Востоке в значении «хозяин», «владетель», «обладатель». Топоним Хатукас, видимо образован от имен двух древне лезгинских племен хат и кас. Название Мултан содержит имя бога Тана. Основа мул с лезгинского не этимологизируется, если это было Милтан (искажения с заменой «е» на «и», а также «и» на «у» часто происходят), то можно было связать с названием Мил-Мильской равнины в Кавказской Албании. Топоним Валлар (=Вал+лар), видимо содержит известную (в Кавказской Албании, Передней и Малой Азии, на Балканах, Апеннинах и в др. местах) топооснову Лар-имя бога у древних лезгин. Вал на лезгинском означает «куст». Название Пирангаиб содержит основу пиран, где пир-могила святого (выше об этом говорили), -ан суффикс принадлежности, Гаиб возможно, собственное имя мужчины; аналогичное имя в форме Гайиб у лезгин сохранилось до сих пор. Топоним Джакхар содержит лезгинский этноним джак и теоним Хар-имя бога у древних лезгин. В названиях Химачал Прадеш и Лакхимпур, видимо содержится основа хим, созвучный с лезгинским hим?- «кто?». Возможно, в те далекие времена основа hим являлся собственным именем hим тем более что на лезгинском имеется другое вопросительное «кто?»- «вуж?». В топониме Химачал-Прадеш чал (или чел) на лезгинском означает «у воды», «близко к воде», «за водой», и т.д. и в целом первая часть названия Химачал может означать «У воды hима». А название Лакхимпур может означать «город лека hима» или просто «лек hима», с тем, что формант пур добавлен позже индийцами. Лезгинское имя hима может транскрибироваться на индийских языках не только как Хим, но и как Гим. Значит, название знаменитых гор Гималайи тоже может иметь смысловое значение с лезгинского. Слово алай на лезгинском означает «находящийся, находившийся». По мнению некоторых ученых - топонимистов на индийских языках данное слово означает тоже самое. Кроме того, слово гим они переводят как «снег» и этимологизируют Гималаи как «Снег находящийся». Казалось бы по логике вещей все правильно. Но все же... Может быть этот самый hим, который оставил свое имя в двух топонимах, или какой-нибудь другой hим, может быть более знаменитый, стоял на какой-то высокой горе и увидевшие его там люди назвали эту гору hималай, а потом оно распространилось на все нынешние Гималайи. Какой-нибудь скептик может сказать здесь, что примитивно наивные рассуждения. Что же может быть, но не более того чем «снег находящийся». На свете сотни горы со снежными вершинами и каждый имеет свое название, не связанное с находящимся на ней снегом. Гималайи больше похож на лезгинское название чем на индийское. Это предположение становится еще веским с учетом названия другой знаменитой горы Гиндукуш (hиндукуш по-лезгински, возможно изначально hиндакуш), также имеет смысловое значение «Индийский куш», где куш у лезгин местное название. Так обычно называют лезгины горные, предгорные, гористые, пересеченные местности издревле (см. Микротопонимию селения Хулуг). В долине Нила пересеченная местность от 1-го порога до 6-го тоже называется Куш и это название наверняка дано древними лезгинскими племенами. На территории Кавказской Албании (нынешний Азербайджан) сохранились древние названия гористых пересеченных местностей -Куш, многие из них азербайджанцами переделаны на свой лад с добавлением тюрского суффикса -чу, дабы из Куш сотворить кушчу, похожее на азербайджанское слово гущчу-«птицевод» Гуш на азербайджанском (на лезгинском тоже) означает «птица». Но вернемся к рассмотрению названий индийских городов, имеющих смысловое значение на лезгинском языке. Название Каманд (=Кам+анд) содержит основу кам-«ущелье, долина» и -анд- суффикс принадлежности лезгинского языка. Название Манди-Буревала наверное содержит Ман-имя бога у древних лезгин. Бурев- возможно собственное мужское имя у древних лезгин, -ал- лезгинский суффикс местонахождения (направленности), конечная -а - нарост. Название Камир содержит основу Кам-«ущелье, долина» и формант -ир-«озеро, река». Название Руканпура может означать в целом «город Лесной». Рук-«лес» на кубинском диалекте лезгинского языка, -ан-суффикс принадлежности лезгинского языка, пур, наверное «город» из индийских языков. Название Митру может быть подвергнутый метатезе изначальных Митур со значением на лезгинском «Мита озеро (река)». В названиях Лакх и Лакхасар содержатся основы лек (лак) и ас-имена лезгинских племен и -ар-окончание множ. числа. Звук «х» скорее всего поздное индийское добавление. Название Расувала видимо образовалось от Расув-возможно, собственное мужское имя или видимо местности (холма, горы и т.д.), вблизи которого построили данный город, -ал -суффикс местонахождения (направленности). Название Нахар возможно содержит имя пророка Ноя почитавшего древними лезгинами -ар -окончание множ. числа, в целом название означает «Нойи», «Нойцы» видимо в смысле семья, почитатели, последователи Ноя. Название Накур состоит видимо из основы нак, возможно это лезгинский дифтонг ноакь-«земля, грунт», а также форманта -ур-«река, озера». В целом топоним может иметь смысл «Земляная река» или «Земляное озеро». Возможно, это название перенесли из Ратана в Индию раты, переселившиеся в месте с хурритами. Там, в нынешнем Палестине тоже есть река с таким названием -Накур. Название Панипат возможно собственное женское имя у древних лезгин в форме Панифат. Возможно, оно произошло от имени бога Пана как вариант женского имени, а возможно она и богиня. Похожие имена женские у лезгин есть до сих пор, например, Насифат, Санифат, Марифат, Зарифат. Название Ларкана наверное образовалось от двух топооснов -Лар и кан. Лар- название местностей (микротопоним), а также является именем бога (выше рассматривали), кан-имя древнего лезгинского племени, конечная -а-нарост. Название Харранд, видимо изначально Харанд образовалось от имени бога Хара у древних лезгин и суффикса принадлежности -анд. Название Картани образовалось от имени племени кар и имени бога Тан. Топоним Хапур, изначально видимо Хабур, перенесенное название рек из Передней Азии - притоков Евфрата и Тигра, о названиях которых мы говорили выше: Хаб -древнейшее лезгинское собственное мужское имя hаб, сохранившийся до сих пор. Название Пиранпур от лезгинского Пиран, где Пир-могила святого (мы об этом выше говорили), -ан— суффикс принадлежности. Два названия Танда, изначально, возможно Танат, подвергнутый метатезе и искажению: Танат-Танта-Танда. В таком случае топоним Танат образовался от имени бога Тан и лезгинского топонимообразующего от этнонимов суффикса -ат. Названия Пипар, Пипар-Род и Пипария содержат одну и ту же основу пип. Так называются на лезгинском трехгранные орешки бука, -ар-окончание множ. числа. Род наверное изначально Рат искаженный при попытке переосмыслить его из индоевропейских языков. Топоним Каранпур может быть образовался от этнонима Кар-имя древнелезгинского племени, -ан-суффикс принадлежности и пур -наверное «город» на индийских языках - поздное добавление. Название Мадхура состоит из Мад-лезгинское родоплеменное название и хур, по-лезгински хуър-«село». Название реки Сарда -это имя бога урартийцев -древних лезгин, Сарди также перенесено сардами как название, на остров Сардинию. Там археологи раскопали святилище отца Сарди. Топоним Калпи напоминает древнее лезгинское название Гибралтарского пролива Кальпе (по-лезгински—КIелпIе), известное еще древним грекам. Это название также отражено в названии города Кальпе на восточном берегу Испании. КIелпIе по-лезгински означает «суженное место», «горлышко». Название Сиван напоминает название известного озера Севан, где Сев имя у древних лезгин и родоплеменное название (или прозвище). В другом значении сев означает на лезгинском «медведь», -ан—суффикс принадлежности лезгинского языка. А если рассматривать топоним так, как он приведен, т.е. как Сиван (=Сив+ан), где Сив означает: 1. «рот»; 2. «вход (в долину, ущелье)»; 3. «выход»; 4. «Перед (чего-то)», «передний план»; 5. «начало (чего-то)»; 6. «ближняя сторона» и т.д., -ан-суффикс принадлежности, то название Сиван может означать «находящийся у входа», «стоящий у входа», «расположенный впереди», «лежащий на ближней стороне» и т.д. Ситамархи хоть оно не лезгинское, но по моей разгадке означает на восточных языках: «канал (или канава) горечи (горя, скорби)». Возможно, на том канале произошло большое трагическое событие, отчего, может быть, он получил такое грустное название. Топоним Мангалдаи, возможно, содержит теоним Ман и имя лезгинского племени гел. Город с похожим названием Мангалия находится на Черноморском побережье Румынии. Название Танэла содержит видимо, имена двух богов у древних лезгин -Тан и Эл. Конечная -а-нарост. Названия Бихар (город), Бихар (местность) и Бхилаи (город) по-моему содержит собственное мужское имя у древних лезгин Бих, отмеченное в Урарту, в Малой Азии, например у касов-древнего лезгинского племени. Бихар (=Бих+ар), где -ар - окончание множ.числа лезгинского языка, означает «бихи». В названии Бхилаи, в исходной форме наверное Бихалай (=Бих+алай), Бих тот же самый антропоним, -алай - с лезгинского означает «находящийся», в этом смысле названия Бихалай и Гималаи (смотрите) образовались одним и тем же путем. Название Куштия (=Кушт+ия) наверное, произошло от лезгинского местного названия куш (выше о куш мы говорили) с поздним наростом -т-, и еще поздним индоевропейским добавлением -ия. Топоним Буракек (=Бур+а+кек), где Бур-наверное древный лезгинский антропоним, -а-усеченная форма от суффикса принадлежности -ан, кек- лезгинское название местности (выше мы об этом говорили). Названия городов Ара и Бела скорее всего образованы от имени богов у древних лезгин, соответственно Ара и Бела с исходной формой Ар и Бел, конечная –а- нарост. Карви чистое лезгинское название города без каких-либо добавок и искажений, со значением «человек из Кара», «житель Кара», где в данном случае Кар-название местожительства -села или города (но изначально кар-имя древнего лезгинского племени), -ви- суффикс место--жительства лезгинского языка. Лакхери, как название города, возможно, изначально имело форму Лакхур (по лезгински Лекхуьр- «село леков»). Топоним Гуна, по-лезгински Гуьне означает склон, скат на солнечной стороне горы, хребта, холма. Противовес ему «къуза»- не солнечная сторона. Название Тарана (=Тар+ан+а), изначально наверняка Таран, где Тар -имя бога, -ан -суффикс принадлежности лезгинского языка, в целом название означает «Тара», -а конечная - нарост. Топоним Харда скорее всего образовался от имени бога Хара у древних лезгин. Название Идар (по-лезгински означает «иды»), наверняка отражает имя древних жителей Трои, Зелии и других городов вокруг горы Ида на западе Малой Азии, перенесенное переселенцами в Индию. Название Ванканер (=Ван+кан+ер) содержит в себе имена двух древних лезгинских племен ван и кан во множественном числе (-ер -окончание множ.числа). Карчина как название города с изначальной формой Карчин имеет смысловое значение на лезгинском «Кара воды» или «Карской воды». Топоним Мандви точно такой же как Карви, только здесь значение его - человек из поселения с названием Манд. Название Митхапур содержит в себе уже знакомые нам топоосновы Мит и Хап (Хаб) (hаб по-лезгински), древние лезгинские антропонимы, образующие одно двойное имя Мит hаб; -ур-формант означающий «река, озеро». Название Кутияна образовалось наверное от имени древнего лезгинского племени кути (гутии) и суффикса принадлежности -ан (но в данном случае -йан -древняя форма этого суффикса). Эллара, как название города образовалось наверное, от имен богов Эла и Лара у древних лезгин, конечная -а-нарост. В названиях Аран и Аранг отражено лезгинское название Аран в Кавказской Албании и в других местах расселения древних лезгинских племен. Кроме того, что Аран является названием местностей, аран у лезгин географической термин, несущий в себе противовес летним пастбищам в горной местности. Название Куруд с лезгинского Къуруд переводится как «сухой». Названия Латхор и Питхора содержит видимо, лезгинский формант хуър-«село». Основа лат означает на лезгинском «водозабор», обычно устраиваемый на конечной пункте водопровода в лезгинских селах. Пит возможно собственное мужское имя, название этноса у древних лезгин. В Малой Азии и в других местах расселения древности лезгинских племен отмечены топонимии на основе Пит - Питалакса, Питура, Питана (Кус- по-лезгински- «кусок», кус- наверняка в древности «остров» у Гомера), Питекуссы (о-в Искья) у западного побережья Италии. Название Ангул переводится с лезгинского Анкъул как «очаг Ана», где АН бог у древних лезгинских племен. Анандпур, как топоним, так же связан в именем бога Ана, -анд -суффикс принадлежности лезгинского языка, -пур -позднее индийское добавление в значении «город». Географические названия в Южной Индии Мангаон (возможно изначально Мангелан (=Ман+гел+ан)), Харнаи (возможно изначально Харноаг- «Хара земля»), Ман (река), Пхалтан (=Пхал+тан), Пандхарпур (=Панд+хар+пур), Мангалведха (=Ман+гал+ведха), Аланд (=Ал+анд), Тандур (=Танд+ур), Элуру (=Эл+ур+у), Алур (=Ал+ур), Алмангал (=Ал+ман+гал), Дантан (=Дан+тан), Мангалуру (=Ман+гал+ур+у), Тируппаттур (Тир+у+ппатг+ур), Тируваннамалай (=Тир+у+ван+нам+алай), Тируккайилур (=Тир+у+ккайил+ур), Манандотти (=Ман+анд+отти), Байиттири (=Байит+тир+и), Танур (=Тан+ур), Тригур (изначально видимо, Тиригур (=Тир+иг+ур), Тирувадур (=Тир+у+вад+ур), Арантанги (=Аран+тан+ги), Мананпарай (^Ман+ан+парай), Маттанчери (=Мат+тан+чер+и), Тирувалла (=Тир+ув+ал+ла), Тиримангалам (=Тир+и+ман+гал+ам), Манамадурей (=Ман+а+мад+ур+ей), Тенкаси (изначально видимо, Танкас (Тан+кас), Тирунелвели (=Тир+ун+ел+вели), Тиручендур (=Тир+уч+енд+ур), а также в Цейлоне (ныне Шри Ланка) Талайманар (Талай+ман+ар), Манар (=Ман+ар), остров Манар (=Ман+ар), Парантан (=Пар+ан+тан), Тирикунамалая (=Тир+и+кун+ам+алая), Манкулам (=Ман+кул+ам), Калутара (^Кал+у+тар+а), Анурадхапура (=Ан+ур+ад+хап+ур+а), все образовались от имен богов у древних лезгинских племен Ман, Хар, Тан, Ал, Эл, Тир, Тар, Ан; от имен древних лезгинских племен гел (гал), ван, кас, мат (мад); древних антпопонимов и суффиксов лезгинского языка, с поздним добавлением местных индийских формантов, суффиксов, окончаний и наростов. Название Вайкам (=Вай+кам) образовалось наверняка от древнейшего лезгинского названия одноименного ущелья в поздней Армении, где исконно жили лезгинские племена до появления там армян в VI в до н.э. Это название перенесено в Индию лезгинскими переселенцами. На территории древней Кавказской Албании сохранились некоторые названия на основе вай: Вай-вай в Шекинском районе, Вайхыр в Нахичивани, Вайхыр в Норашени. Название этрусского города Вейи в Этрурии, разрушеннего римлянами, так же образовалось от Вай. Значение слова Вайкам: кам, мы уже знаем, означает «ущелье, долина». Вай! Восклицание в ответ на какое-нибудь неприятное, горестное, трагическое событие, сообщение. Восклицание вай! в том же значении есть не только у лезгин, но и у всех восточных народов. Хурриты и другие лезгинские племена перенесли в Индию и Юго-Восточную Азию имя самого почитаемого ими Урартского главного бога Халди. Названия реки Халда (приток реки Карнапхули), Халдибари, Халдаур, Халдвани, Халди, Халдия и другие образовались от имени бога Халди. Одним из самых замечательных лезгинских географических названий, оставленных на далекой окраине Азии группой древних лезгинских переселенцев хурриты-асы является название моря Арафур между островом Новой Гвинеи и Австралийским континентом. Топооснова Ара в названии Арафур может быть истолкована двояко-она может исходить от имени бога Ара как Аран фур, где Ар- имя бога, -ан-суффикс принадлежности, фур-«море» (в древности). При слитном произношении из суффикса -ан звук «н» выпадает и получается Арафур в точном соответствии правилам лезгинского языка. С другой стороны слово ара на лезгинском означает «промежуток» между двумя, тремя чего-то, например между двумя стенами, между домами и так далее. А в данном случае между двумя противостоящими берегами острова и континента. И в этом случае образуемый Арафур вполне подходит названию моря без каких-либо нарушений орфографических правил лезгинского языка. Значит теперь нам известно, что основа Ара в топониме Арафур могла получиться от имени бога Ара, а так же от слова ара, означающий промежуток. Как уже сказано, формант этого топонима -фур означали в древности «море». На современном лезгинском языке «море» называется гьуьл. Но в то время это название могло и не быть и заменяло его слово фур. На современном лезгинском языке слово фур означает «яма», т.е. любая яма с водой или без воды, большой или малый, небольшие озерки, пруды, а так же погреб для хранения силоса, картофеля, зерна, вина и других продуктов и овощей. Имеются древние названия с основой фур, например название пролива Босфор - это наверняка греческое искажение исконного лезгинского названия этого пролива Буцфур, образованное от Бицифур, «маленькое море», который может означать «узкое море», также Геллеспонт, изначально лезгинское Геласфур (=Гел+ас+фур)- древнее название Дарданеллы. Название города Фурии - Афинская колония в Италии (помните споры ученых об «отце истории» Геродот Галикарнасец или Геродот Фуриец?), современная Асфурия - пригород Бейрута, изначальный Асфур (=Ас+фур)- «море аса», мифические фурии -морские красавицы в отличие от гьуьруь (или гьуьри)- самоназвание хурритов -хури (хорри) - земные красавицы в отличие от пери - небесных красавиц. У Адонца находим названия Аспурак и Аспуракан - изначальные лезгинские Асфурак и Асфуракан. Возможно, было время, когда современное Ванское озеро именовалось Асфур, что потом перешло в приведенные названия городов: Асфурак на лезгинском означает «у Асфура», «к Асфуру», «ближе к Асфуру», «за Асфуром». Напоминаю, -ак- лезгинский суффикс местонахождения (приближенности). И так мы убедились, что слово фур у древних лезгин означало «море» и в том, что Арафур, как название, означает «Ара море» или «море Ара», если оно произошло от имени бога Ара. А если это название произошло от лезгинского слова ара- «промежуток», то Арафур можно перевести как «Промежуточное море», «Серединное море», «Внутреннее море». На некоторых картах по древней истории мира всем известное Средиземное море названо Внутренним морем. Так оно, видимо, и называлось издревле всеми народами, живущими на берегах этого моря - внутреннее море, что значит на лезгинском Ара фур. Древние лезгинские переселенцы в Индию и Юго-Восточную Азию раты, хурриты, асы и другие видимо, хорошо знали Средиземное море, во всяком случае должны были знать - они населяли его берега возможно, что эти переселенцы не придумали новое название на далеких берегах Азии, а перенесли его туда из Средиземного моря как родное, близкое и знакомое название Арафур и назвали этим названием понравившееся им море. Но это только версия. Возможно, ученые со своими исследованиями опишут доказательства. Будем надеяться. Итак, мы сделали маленькую экскурсию по следам древних лезгин - переселенцев из Передней Азии в Индию и Юго-Восточную Азию, построивших там многочисленные города, а самое главное, создавших великую Хараппскую цивилизацию на земле Древней Индии. Это тоже версия. Но у этой версии много зацепок, чтобы ученые могли довести дело до ума. В свое время чешский ученый-историк профессор Б. Грозный высказал мнение о том, что создателями Харраппской цивилизации могли быть хурритские племена. Это было в 1939-40гг. Спустя 18 лет вот что писал по этому поводу Переднеазиатский этнографический сборник I М. изд. АНСССР 1958г.: «Попытка чешского ученого Грозного расшифровать протоиндийские иероглифы при помощи хурритского языка и далеко идущие выводы, делаемые им относительно распространения хурритов на восток не представляются убедительными. У нас нет достоверных данных о распространении хурритов к востоку от гор Загроса (Западный Иран и Южный Азербайджан)». Но теперь такие данные есть - это многочисленные лезгинские географические названия на территории Индии, в которых отражении асы, ваны, шубы, леки (леги), гелы, тапы, набы, буты, раты, касы, кары, каны, гуты (кути, гутии), хурриты, джаки, алы, элы- почти весь спектр лезгинских родоплеменных названий, а так же имена их главных богов -Ана, Ара, Мана, Хара, Нана, Лара, Тана, Пана, Ала, Эла, Сарда, Бела, Халди, Тира, Тара не говоря еще о древних собственных именах, переживших тысячелетия и сохранившихся до сих пор. Имеется еще одна удивительная версия, связанная с пребыванием, древних лезгинских племен в Индии и на востоке от нее, где они оставили еще один замечательный след. Это- название Китая на китайском, а так же на языках многих других народов -Чин. Многие ученые убеждены, что Чин как название, произошло от имени китайской династии Цин. Тут невольно возникает вопрос: если это так, то, что мешало китайцам сохранить это название как есть, т.е. как Цин не исказив его в Чин? По-моему ничего не мешало. Ведь название самой династии дошло до нас без изменения. Полагаю, что самоназвание Китая -Чин имеет лезгинское происхождение. Я понимаю, этому трудно верить. Но имеющиеся факты, хоть они и немногочисленны, говорят в пользу этой версии. Во первых вспомним географическое положение Китая относительно Индии и Гималаев. Китай находится от Индии на востоке за горами Гималаи. А древние лезгины прошли индийскую сторону Гималаев вдоль и поперек, основали там много городов, дали названия Тибету, Непалу, Бутану. Из Тибета древние лезгины без труда могли попасть в Китай и назвать его Чином. Чин на лезгинском означает «лицо». Любое лицо - человека или животного, лицевая сторона одежды, поверхностная сторона одеяла (стюганного), матраца, наволочку для подушки, поверхность стола и других предметов называются чином. Привожу несколько примеров: инсандин чин -«лицо человека», гьаивандин чин-«лицо животного», пекин чин- «лицо одежды». На слово чин у лезгин есть поговорки: чин хъуьтуьл кас-«человек с мягким лицом», - так говорят о застенчивых; чин кIеви кас -«человек с твердым лицом»- так говорят о беззастенчивых; кицIин чин алай -«с собачьим лицом» - так говорят о тех, кто нагло, беззастенчиво и упорно домогает чего-то ему не положное. Кроме сказанного для лезгин чином является солнечная сторона любой возвышенности - скалы, холма, хребта, горы и гор (горной системы). Например: дагъдин чин - «лицо горы», пелен чин-«лицо холма», синтин чин- «лицо хребта» и т.д. Если ориентироваться на Китай из Индии, то Китай является чином Гималайских гор, т.е. солнечной стороной Гималаев. Полагаю, что именно это понятие «солнечная сторона» - чин стал названием Китая. Выше я говорил, что древние лезгины без труда могли попасть в Китай через территорию Тибета. Кроме того древние лезгинские племена могли обогнуть Китай как с юга, так и севера. С юга они могли попасть в Китай в III тыс. до н.э. проходя территории Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Вьетнама и Лаоса, когда они создавали центры хурритской цивилизации в Юго-Восточной Азии. А с севера древние лезгины могли обогнуть Китай в I тыс. до н.э. Где-то в VIII веке до н.э. древние лезгинские племена касы, тухи (тохары древних источников), асы, гуты, кути, (гутии) и другие из Малой и Передней Азии пришли в движение и направились на восток - в Среднюю Азию, Афганистан, Северную Индию и далее до верховьев Иртыша. Здесь они разделились на две части. Одна часть по берегам Иртыша направились на северо-запад, оседая на своем пути на разных местах. Создавая города и культурные центры по-пути следования, они дошли до нынешней Пермской области и основали там много городов. Другая часть древних лезгин продолжила свой путь прямо на восток. А до этого с начала они осели на среднем течении Яксарта (правильнее Яксарат), нынешней Сыр Дарьи, а также Тарима, основали там города, создали исторические области Кашгарию и Джунгарию, позже двинулись дальше на восток, образовали исторические области Даурию и Манджурию, построили города, а еще позже дошли до границ набирающей тогда с каждым днем силы Хунской империи, а также Китайской имеприи Хань. В китайских исторических сочинениях того времени древние лезгинские племена названы юечжи, причем есть также малые юечжи (наверно имеется в виду тухи (тохары) другие племена) и большие юечжи (наверное имеются в виду асы, считавшиеся у тухов царским племенем). Таким образом сношения древнего Китая с древними лезгинскими племенами были неизбежны. В поздние века I тыс. до н.э. руководители империи Хань посылали посольство с богатыми дарами к древним лезгинам в Тохарьтстан и в Кушанское царство с целью найти союзников против безудержно усиливающейся тогда Хунской империи на Дальнем Востоке. Кроме всего сказанного на сегодняшний день в исторической науке существует Сино-Кавказская проблема, как мне кажется, она никак не могла возникнуть на пустом месте. Пологаю, что если конкретизировать данную проблему как Сино-лезгинскую, то ученые-историки сравнительно легко смогут решить ее. Все вышесказанное говорит в пользу того, что самоназвание Китая - Чин имеет лезгинское происхождение. И получил он это название благодаря своему географическому положению относительно Индии и великих гор мира Гималаев, солнечным лицом которых является Великий Чин. Однако, вернемся в Переднюю Азию, в исконную страну асов- в Ассирию. После заметного уменьшения там численности асов резко возросло присутствие семитов - амореев, иначе называемых аккадцами, и постепенно это место превратилось в Ассирию, которую знаем из истории, со временем ставшей грозной силой в Передней Азии, как страна, где война с целью грабежа стала главной целью жизни всей страны, национальной идеей, возведенной в ранг государственной политики. При семитах древняя столица асов Асур стал называться Ашшур- на семитский лад. Как известно из истории у города Ашшура имелись колонии в различных местах Малий Азии (работы немецкого ассиролога Б. Ландсбергера), на основании чего другой немецкий ассиролог Ю.Леви выдвинул мнение о существовании в тот период обширной ассирийской империи, которое ныне отвергнута. Так вот этот город Канес (правильнее было бы Канас (=Кан+ас), где кан и ас - имена древних лезгинских племен), изначально был городом канов и асов и поэтому выполняло функции колонии в Малой Азии, асовской Ассирии, возможно со своего основания. А когда Ассирия стала семитски-аккадским, город Канас так и остался в ее подчинении в качестве колонии. В древние времена на территориях Передней и Малый Азии были многочисленные географические названия с топоносновой ас. Город Канас был одним из них. Кроме него армянские и грузинские ученые приводят другие названия. Адонц приводит («Армения в эпоху Юстиниана») следующее названия: Асан-бадрпк, Асан-кала, Асан-Челеби, Аспакуни, Аспараган, Аспен(уни), Аспуракан - по-моему искажение от лезгинского Асфуракан, Аспурак -то же искажение от Асфурак, Гирасур, где видимо, Гир древний антропонии, Друас, Мегалас, где Дру и Мег так же может быть древними антропонимами, Севастия, Себастия, где сев и себ древнелезгинские этнонимы. У Капанянца («Хайаса-колыбель армян») приведены следующие названия на основе ас: Алашия (Аласия -древнее название Кипра) Амасия, Ардаса (=Ард+ас+а), где Ард имя Урартского бога, Арманас (=Ар+ман+ас) где Ар и Ман -боги у древних лезгин, ас - имя древне лезгинского племени, Асанкала (=Ас+ан+кала) где Ас-имя племени, -ан-суффикс принадлежности, кала -«крепость», Карасу-искажение (тюрское) от древнего Карас (=Кар+ас), где кар и ас имена племен, Геласори- искажение отдревнего Геласур (=Гел+ас+ур), где гел, ас-имена племени, -ур - формант означающий -уьр или вир -«озеро, река», Керасунд, изначально, наверное, Карасунд где Кар, ас- имена древ не лезгинских племен, -унд-суффикс принадлежности, Келасура изначально, наверное, Келасур, где Кел-«буйвол-самец», ас-имя племени, -ур - формант - «река, озеро». Имя Келас дано, видимо, показать силу, мощь этих асов, что они сильны как самцы буйволов. Буйвол единственное домашнее животное, которое своей силой может противостоять волкам и другим хищникам и при этом остаться невредимыми. Мусасир -урартский город бога Халди (точное место нахождение еще не установлено). Предположительно, изначально название этого города было не Мусасир, а Мушасир, где муш и ас-имена древних лезгинских племен, -ир-«река, озеро». Хайаса, изначально Хайас, где хай-это тоже самое hай, означающий ответ на зов, например, вы сидите дома, а со двора или с улицы вас зовет сосед или знакомый. Чтобы дать понять ему, что он услышан, вы тут же отвечаете hай! Вот этот hай!- ответ на зов, присущие и лезгинам, и многим другид народам, транскрибируемый на русский и другие индоевропейские языки как Хай, вошел в название страны (области, княжества, царства) асов, находившейся восточнее Урарту-Хайас, что может означать «отзывчивый ас». Недалеко от хайас находилась страна с названием Аззи, искаженное от изначального Ас. И еще одно интересное название - Сивас от сив и ас. Слово сив на лезгинском имеет несколько значений: 1) Сив-«рот»; 2) Сив-«в^ход-выход», салун сив-«вход в огород» (он же выход из огорода), коалин сив-«порог дома», варар сив -«у ворот». 3) Сив -открывая сторона мешка, сумки, кармана и т.д.; 4) Сив -рубеж, край чего-то, например, Регин сив (куьчед сив)-«у дороги, на краю дороги, улицы», сивеллай хуьр-«село, находящееся у входа (на ближнем рубеже, краю) определенной территории». Наш город Сивас, возможно был городом, находящимся у входа (на ближнем рубеже) страны асов-Ассув (в источниках Ассува, где конечная -а- нарост). Ассувом назывался обширная западная часть Малой Азии от Черного моря до Средиземного моря, охватывающая все побережья на Босфоре, Мраморном море, Дарданеллы и Эгейского моря. В страну Ассув входили такие страны (области, княжество, царства): две Ликии -северная и южная, Кария, Мизия (Мазия было бы правильнее), Троя, Лидия, Геллеспонт и другие. В территорию Ассув входили горы Или и Ида с окружающими их территориями. Две Ликии принадлежали легам (лекам), Кария-карам, Мизия-мазам, Лидия (это название образовалось наверняка от лезгинского прозвища лит со значением «кошма, войлок». Изначально название могла звучать как Литан или Литар, позже переделанное индоевропейцами в Лидию) литам, а Троя с прилегающими территориями принадлежали асам. Название Троя предложительно образовалось от имени бога Тира у древних лезгин. Название Троя наверное образовалось непосредственно от изначального названия Тиран (=Тир+ан), Геллеспонт (изначально наверное, Геласфур) принадлежал гелам и асам. Асы тогда наверняка были многочисленны вся страна называлась их именем -Ассув- «Сув асов», где сув распространенное название. Оно распространено (скорее сохранилось) ныне на территориях, где живут лезгины - на юге Дагестана и на севере Азербайджана (см. выше «микротопоиимия села Хулуг»). В древности это название Сув было распространено везьде, где проживали древние лезгинские племена. Другой армянский ученый Хачатрян («Восточные провинции Хеттаской империи») так же приводит древние названия на основе ас, и на основе сув на территории Малой Азии: Аласия (=Ал+ас+ия) древнее название Кипра, у Капанянца Алашия - искожение ; Асува (скорее всегс имеется ввиду уже названное Ассув); Асхарпа- изначально наверное, Асхарпад, где Хар- имя бога у древних лезгин, пад-«сторона» на лезгинском; Гапаисув; Ипасана; Исува; Цунцараста-изначально, наверное, Цунцарас, Каласма- изначально видимо Калас со значением «равнина асов», «асская равнина»; Карасува, изначально Карасув (=Кар+а(н) сув)-«Сув Кара»; Манацийара, изначально, наверное, Манасийар (=Ман+ас+и+йар), где Ман - имя бога, ас-племя, -и-связующая частица, -йар- окончание множ. числа, значение топонима-«Мана асы», «Манские асы»; Марасан (=Мар+ас+ан); Марасантийа (=Мар+ас+ан+тий+а), где тий на лезгинском «являющийся», в общем топоним может иметь смысловое значения «являющийся Мараса»; Мараш, изначально, наверное, Марас (=Мар+ас); Суванцана (=Сув+ан+цан+а), где цан-«пашня», Суванцувана (=Сув+ан+цув+ан+а), где цув переводится с современного лезгинского цIув как «у огня», но оно не удовлетворительно. Имеется еще одно непонятное, но похожее н сув слово -кув (например топониме Танкув). Этимологию этих слов кув и цув предстоит еще выяснить. Суватар (=Сув+ат+ар) имеет смысловое значение «жители сува»; Тагаста, изначально, возможно, Тагас (=Тас+ас), где Таг возможно, древний антропоним. Так же Тагом звали сына Гения, выкопанного из борозды близи г. Тарквиния родоначальника религиозного учения у этрусков, который, согласно мифу, сразу же стал петь свое учение в стихах. Топоним Тарса, изначально, наверное, звучал как Тарас (=Тар+ас) где Тар- имя бога у древних лезгин, ас-племя. Топоним Урса также полагаю, подвергнут метатезе, исходная форма наверное, была Урас (=Ур+ас)- знакомые нам основа и формат. Название Хатарса с исконной формой Хатарас подверглось такой же участи как названия Тарас и Урас. Слово хатар, возможно, указывает на грамотность данных асов, оно можно перевести с лезгинского как письма, почерки, надписи, но возможно, слово хатар указывает на древнее лезгинское племя хаты. Название Хайаса с изначальной формой Хайас (=Хай+ас) в значений как «отзывчивый ас» выше рассматривали. У грузинского ученого Гиоргадзе («К вопросу о локализации и языковой структуре каскских этнических и географических названий») приведены следующие древние лезгинские географические названия река Марасанта (изначально Мара). http://www.daginfo.com/news/view/1157.html
|