Взгляд сопредседателя Всемирного Конгресса на дагестанскую этнополитику Беглер ЭМИРОВ, наш земляк, бизнесмен (занимается ювелирным делом и оптовой реализацией автозапчастей. Ему 37 лет, с 1993 года проживает в Ярославской области). Активно занимается общественной работой. Председатель Ярославской лезгинской национально-культурной автономии (ЛНКА), сопредседатель Всемирного конгресса лезгинских народов (ВКЛН). - Какие цели и задачи стоят перед Конгрессом? - Основной задачей является отстаивание прав лезгин в местах компактного и не компактного их проживания. Кроме того, мы глубоко убеждены, что нужно объединять народ, необходимо консолидировать интеллигенцию. При этом мы планируем объединиться со всеми здоровыми силами вне зависимости от этнической или конфессиональной принадлежности. Личное мое мнение: каждый народ должен иметь свою национальную квартиру в государстве. Не следует также забывать, что в состав Российской империи мы как народ входили целостно, и никак не отдельно. Положение, когда один из крупных кавказских этносов разделен между двумя государствами и не имеет никакой возможности для этно-культурных и социальных контактов, признайте, является ненормальным. Учредительный съезд Конгресса состоялся в декабре прошлого года, и возглавляет его Магомед Атлуханов — юрист, (руководитель Коллегии адвокатов), который проживает в Екатеринбурге. Сейчас идет процесс объединения отдельных активистов, ячеек, культурных автономий. Возможно, в Конгресс войдут те лезгинские национально-культурные автономии, которые существуют в стране. Сегодня в конгрессе представлены представители более 50 российских городов и некоторых зарубежных государств: США, Германия, Австрия, Турция, Норвегия и др. В настоящее время мы анализируем обстановку, проводим мониторинг ситуации, а также дорабатываем программу, и до конца сентября она будет готова. Также мы обновляем базу данных о реальной численности лезгин на территории Азербайджанской Республики. Для решения проблем лезгинских народов мы мобилизуем участие молодежи в трех направлениях — это спорт, духовность, культура. - Для этого нужно быть в Ярославле? - Нет, там я оказался в силу ряда обстоятельств. Но, находясь там и наблюдая за развитием собственного народа, я понял, что на сегодня картина очень неприглядная. Так что же мы все-таки имеем? Мы имеем в активе народ, который находится в глубоком духовном, политическом, национально-культурном и экономическом кризисе. Народ без духовного стрежня, такой народ будет прозябать в неудачах. - Как тебе общественно-политическая ситуация в Дагестане, в частности в южной его части? - Скажу прямо: в Южном Дагестане разрушена вся инфраструктура, уничтожена промышленность. Но сегодня в России проживает очень много бизнесменов, наших земляков, которые готовы вкладывать в родную республику, и я в том числе. Однако под гарантии местной власти никто не придет. Нам нужны надежные гарантии, поскольку мы пристально наблюдаем за тем, что происходит в Дагестане и, увы, пока говорить о безопасном капиталовложении сюда не приходится. Какие проблемы я вижу? Обострение ситуации в Юждаге: провокации в Дербенте (вспомните резню в Джума-мечети и последующее обвинение мэра города в пособничестве ваххабитам) и Сулейман-Стальском районе, думаю, возникают неспроста. Определенные политические круги пытаются дестабилизировать ситуацию в местах проживания лезгин. Для чего это делается, думаю понятно в свете положения нашего народа и нежелания этих сил иметь в республике достойных политических конкурентов. - Что удалось тебе в сфере консолидации народа на сегодняшний день? - На сегодняшний день удалось объединить почти всех лезгин Ярославской области. Мы впервые провели национальный концерт. 28 сентября мы будем отмечать День единства лезгинского народа. В Ярославле проходят концерты, вечера поэзии, выступления канатоходцев, демы (национальные дискотеки), что, впрочем, делают и московские лезгины. Мы поддерживаем представителей национальной культуры. К сожалению, в Дагестане не слушают творчество лезгин, проживающих на территории Азербайджана. Например, Рашад Ибрагимов, один из них, который мог бы поспорить и с Николаем Басковым. К концу сентября мы также презентуем русское издание великого лезгинского эпоса «Шарвили». Лезгины, один из редких народов на Кавказе, который имеет собственный героический эпос — «Шарвили». - Как тебе Дагестан из Ярославля? - Ужас! У-жас!!! - Тихий?! - Нет, громкий…как спецоперации, которые проводят на улицах городов. Отмечу две основные проблемы современного Дагестана — это непрофессиональная власть и кособокая конфессиональная политика. Непрофессионализм, неадекватность власти заключается в неумении распутать клубок проблем, решение которых практически на поверхности. Неужели нельзя реализовать ряд недорогих проектов, которые могли бы укрепить экономику, создать рабочие места. Да десятки методов существуют! Не надо изобретать велосипед и колесо: возьмите и перенесите на Дагестан то, что уже есть в мировой практике… Вот в Индии, где проживают сотни разных народностей, практически нет межнациональных конфликтов. Почему, да потому что они реализовывают проекты по созданию предпринимательского сектора, который в настоящее время уже насчитывает пять миллионов человек. Они и обеспечивают работой 500 миллионов индийцев и они же укрепляют, цементируют экономику страны. А общество, которое обеспечено работой и имеет неплохие перспективы, не будет представлять опасности для государства. Там вменяемое правительство, которое понимает, что в таком полиэтничном государстве нужны именно такие меры. Я много общался с Валентиной Вениаминовной Черновской, ученой женщиной, автором трудов по Индии, кстати, по проблемам ислама (египетских «Братьев-мусульман»), которая досконально исследовала проблемы этой второй по численности страны мира. Она уверена, что мы могли бы индийский опыт адаптировать к Дагестану. В Дагестане есть большой спрос на экологически чистую продукцию, так давайте займемся ею. Сейчас вкладывать в туризм — значит выбрасывать деньги на ветер. Вначале нужно решить ряд социально-экономических проблем. Использовать ресурсы Каспия: открыть десятки и сотни рыборазводных заводов. - На чем? Ведь рыбы практически не осталось: она пиратски выловлена и уничтожена… - Она ушла в Казахстан, то есть на том прибрежье ее полно. Можно научно-практическим путем решить и эту проблему, если остановить бессистемный и варварский отлов рыбы. Другой потенциал Дагестана — гидроэнергетика. Почему бы не расширить гидроузлы и не развивать ее на реке Самур? - Но там, вблизи Ахтов, есть электростанция?.. - Да (улыбается). Но это же маломощная станция, которая едва обеспечивает Ахты и ряд близлежащих аулов. Почему бы не построить сеть таких ГЭС. По части растениеводства окультурить дикую оливу, масло которой очень ценится на европейском рынке. В Дагестане ведь очень много умных голов, которые могут развивать современнейшие технологии, к примеру, нанотехнологии. Но вездесущая коррупция не дает развернуться Дагестану. Если в России чиновник придумывает сложные схемы отъема бюджетных денег, у нас просто и грубо воруют. Как поступают в Финляндии — если чиновника хоть однажды уличили в коррупции, ему навсегда закрывается доступ к государственным должностям. - Это в Дагестане-то… (смеется). Они же больше ничего не умеют делать. Ты представляешь, сколько бедолаг окажется за кормой?.. А если они уйдут в лес?.. - Вторая серьезная проблема Дагестана. В республике нет нормального понимания ислама, есть искусственное деление ислама на течения. Никто еще не созвал богословов (а это проблема именно богословская) и не посадил за «круглый стол», и не попытался их объединить. В Татарстане Минтимер Шаймиев именно таким образом решил проблему так называемого ваххабизма. Просто исламом в Дагестане занимаются неадекватные люди. Государство делает ошибку, работая с одной группировкой в исламе, думаю, что тем самым облегчает себе работу. Отнюдь, наоборот, оно усложняет себе работу! Потому что теряет баланс сил. В других регионах России и в мире есть ислам, есть разные течения ислама, и никто никого не вынуждает уходить в горы, никто никого не уничтожает за убеждения. Да, если он преступник, бандит, нужно его отлавливать, но не сносить из-за одного-двух боевиков целые кварталы. Со всеми остальными, которые там по убеждениям, надо разговаривать! Разрушительные спецоперации выглядят, как плохо скрываемое желание выбить деньги из Москвы. В Юждаге вообще родители боятся отправлять своих детей в мечеть, поскольку их тут же обвинят в ваххабизме. Тогда как лезгины не приемлют крайностей, далеки от мистики и ближе к рациональному интеллектуальному исламу. P. S. Всемирный конгресс лезгинских народов (ВКЛН) готов отправить 250 своих обученных добровольцев для помощи российским миротворцам в зоне грузино-осетинского конфликта. 1000 представителей ВКЛН уже сдали кровь для помощи пострадавшим в этом конфликте. Автор: Ханжан Курбанов
|