Удины (самоназвание уди, ути) — один из древнейших народов Восточного Кавказа . Историческое место проживания — территория современного Азербайджана. В настоящее время живут также в России, Грузии, Армении, Казахстане, на Украине и во многих других странах. Общая численность — около 10 000 человек. Удины являются прямыми потомками кавказских албан. Удины говорят на удинском языке. Распространены также азербайджанский, русский, грузинский и армянский языки. Вероисповедание — христианство.Содержание Удины испокон веков известны под названием «уди» (ути). Удины являются одним из племен Кавказской Албании и являются прямыми продолжателями лингвистической традиции Кавказской Албании. Уди́нский язы́к — относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы языков (восточно-кавказской) семье языков, делится на два диалекта — ниджский и огузский (варташенский)Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский, в России русский, в Армении армянский, в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т. д. Большинство удин двуязычны, нередко трёхъязычны. Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространённых языков Кавказской Албании, на основе которого в V веке Месроп Маштоц создал албанскую письменность , заложив основы литературного языка удин. Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октомберийский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. Существует версия, что эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовавшими разным группам удин из Таузского района, села Кырзан и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Га-санкала), переселившихся в Нидж и Огуз . В составе варташенского диалекта выделяются 2 говора — собственно варташенский и октомберийский. Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нём велась церковная служба[источник не указан 699 дней]. Однако впоследствии, в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла. Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г .до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (1 в. до н. э.). Некоторые сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов. Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники. Более обширные сведения имеются в «Истории страны Алуанк»Мовсеса Каганкатваци. Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании и являлись одним из главенствующих албанских племен. Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Ути. После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Согласно мнению известного лингвиста и исследователя удинского языка В. Шульце, западные удины для противодействия арменизации были вынуждены покинуть Нагорный Карабах и поселились в селе Нидж. И в XIX веке часть удин, принимая армяно-григорианскую веру и будучи двуязычна (т.е. владея и армянским языком), со временем переходила на армянский язык и осознавала себя армянами. В настоящее время единственным местом компактного проживания является сёла Нидж и Огуз (Варташен) в Азербайджане, и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами. Начиная с эпохи христинизации Албании, удины принадлежали Албанской церкви, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви поставлялся армянским католикосом. Как и ААЦ, Албанская церковь не признала Халкидонского собора, исповедуя дохалкидонское (миафизитское) богословие. В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось, почему Албанская церковь была в семье нехалкидонских Древневосточных православных церквей. В 704—705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, национально-церковным собором Албанской церкви было решено вернуться под начало Армянской церкви, и с тех пор Албанская церковь вошла в состав Армянской как автономный католикосат, а албанский католикос всегда поставлялся армянским католикосом[19]. С исламизацией Албании Кавказской, большая часть албанцев-христиан ассимилировалась с армянами. Из всех христианских албанских племен, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины, по-прежнему вместе с армянами составляя единую паству Албанского католикосата. Армянский язык был языком богослужения и письменным языком удин. С XI века., в период относительного политического могущества Грузии, среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, в результате чего некоторая часть удин перешла в ГПЦ, соответственно приняв греческую форму Православия[11]. С вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи, автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселенном [20] Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар) просуществовал до конца XIX в. и по требованию имперских властей был преобразован в митрополию ААЦ. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские были подчинены Арцахской и Адербейджанской епархиям ААЦ. Сегодня, удины проживающие на канонической территории Армянской церкви (в Армении и Нагорном Карабахе), являются верующими ААЦ. После присоединения царскими властями Албанской Церкви к Армянскому Католикосату в первой половине 19 века, удины совершили демарш и отказались от любой церковной юрисдикции и перешли на положение общины без духовенства. Крестили детей мирским чином, таинства не совершали. В современном Азербайджане удины перешли под начало Русской православной церкви, имеющей в Азербайджане свою епархию. После принятия христианства удины, как и другие христианские народы, сохранили некоторые свои прежние ритуалы, обычаи и традиции и сочетали их с новой религией. Например, сохранился обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь, что говорит о пережитках зороастризма. Свои молитвы удины-христиане нередко обращают к Луне[11]. Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен Удины ведут оседлый образ жизни, занимаясь многоотраслевым культурным земледелием, ремеслом и отгонным скотоводством, добычей полезных ископаемых. Ещё в XIX веке они были известны своим хлебопашеством, шелководством, садоводством, огородничеством. В далеком прошлом для них была характерна большая семья, члены которой состояли между собой в близком родстве, жили компактно, по «семейным» кварталам. Но уже в XIX веке среди удин стали преобладать малые семьи. Кухня удин разнообразна и имеет много общего с кухней других народов Кавказа, включая мучные, молочные, мясные, овощные блюда. Традиционными удинскими блюдами являются долма из листьев винограда и долма из грецкого ореха, суп с фасолью, лыкырти, чоротори, чилов, догадж, ыянкъ, хашил, яхни, сийох, хуп. Необходимо отметить харису — разваренную до кашеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Из мяса в пищу употребляли телятину, баранину, свинину, а также домашнюю птицу, особенно индейку. Напитки — настои из ягод, сушеных фруктов, трав и из сердцевины грецкого ореха; водка из алычи, кизила, сливы, тута, остатков винной браги «чеча». Стоит отметить большой ассортимент вин как из местных (шалаб, фигомбал, меренди, мацитул и др.), так и из привозных сортов (мушкет, молдованка) винограда. Традиционная одежда удин сходна с одеждой народов Кавказа. У мужчин это чоха с газырями и широким вырезом на груди, под ней более короткий архалук, наглухо застёгнутый, нательная рубаха со стоячим воротником («гурат»), штаны («къолъох»). Архалук подвязывали ременным поясом с серебряными бляшками и кинжалом. На ногах — вязаные носки и обувь из сыромятной кожи (чарыхи), а также из более мягкой кожи (чусты и торокалы). Головной убор — конусообразная овчиная папаха. . Женская верхняя одежда состояла из широких длинных штанов, очень широкой юбки, поверх которой носили архалук до колен, со сборками в талии, с длинными разрезными по всей длине рукавами. Архалук подпоясывался широким серебряным поясом с крупной пряжкой, а у менее состоятельных — матерчатым поясом (куштук). . На ногах — вязаные носки и чарыхи, у состоятельных удинок — коши (кожаная обувь на каблуке без задника). Женский головной убор — дагта, сложное сооружение из нескольких элементов. Вначале на голову надевали круглую шапочку-тюбетейку катар, поверх повязывали челебенд — два матерчатых треугольника, соединённые тесьмой, концы которой завязывали под подбородком. Это и был собственно дагта, а сверху налагали белый треугольный платок йалыгат, затем — небольшой платок тепелик, концы которого завязывали под подбородком. Поверх всего была динайа — большой чёрный платок. Замужние удинки закрывали нижнюю часть лица платком (яшмаг). У удин были распространены различные поверья, гадания, магические действия. Большое влияние имели знахари, лечившие от сглаза и болезней. Были распространены культ предков, традиция поклонения «оджахам»(очагам) — святым местам за пределами села, которые стали увязываться с христианством (священная роща при церкви св. Елисея, «оджах» св. Георгия, «Кемрат оджах», «Чотари оджах», «Яловлитяпин оджах», «Булун оджах»; их связь с огнем, кроме этимологии названия, проявляется в форме — груда камней со свечой). Удины пользуются юлианским календарем в качестве церковного. Наиболее достоверные ранние сведения о численности удин относятся к последней четверти 20 в.: в 1880 г. — 10 тыс. В конце 19 столетия — 8 тыс. В 1910 г. было около 5900 удин. В 1897 г. удин насчитывалась около 4 тыс.; перепись 1926 г. зафиксировала 2500, а перепись 1959 г. — 3700 , в 1979 г. 7000 удин. В 1989 г. удин было в мире 8652. По переписи 2002 года 1999 года в Азербайджане 4152 житель идентифицировал себя как удин. По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин).[21] Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области[22]. Известные удины Силиков Мовсес — генерал русской армии в царской России, позже — генерал армянской армии (Первой Республики Армения). Гукасян, Ворошил Левонович — советский лингвист, историк, кавказовед, специалист по удинскому языку. Коасари Гайк — удинский поэт, драматург, просветитель начала XX века. Кечаари, Георгий Аветисович — удинский и азербайджанский писатель, просветитель, общественный деятель и ученый. Kушманян Патвакан Арутюнович — Заслуженный учитель АрмССР, создатель армяно-удинского словаря, лингвист. Пачиков Степан Александрович — основатель и совладелец Evernote. http://ru.wikipedia.org/wiki/Удины
|