В горных аулах нашей республики и по сей день рассказывают легенду о всаднике, который раздавал народам мира языки. Их было множество, но в труднодоступных горах Дагестана споткнулся его конь, и мешок всадника зацепился за острый выступ скалы - посыпались языки по горным уступам. С тех пор стал зваться Дагестан "горой языков", а каждая из более чем тридцати народностей владеть своим, особым. В высокогорном селе Хнов Ахтынского района таким языком стал лезгинский. На нем говорят уроженцы этого древнего поселения. Хнов расположен у истоков реки Ахты-чай. Ну а так как жители аула свято чтут традиции предков, в первую очередь гостеприимство, перед прибывшими в аул и обязательно приглашенными в дом на обеденном столе прежде всего поставят лезгинский чай. Потому как чай из воды горной речки Ахтычай - самый лучший. А разнообразные яства будут потом. Чай-первое блюдо на обеденном столе в лезгинских селах. Вот и в Хнове ни один мальчишка не пойдет в школу, не выпив стакан - другой этого ароматного напитка вприкуску с хлебом, сыром. А школа в селе хорошая. Преподают в ней люди, преданные своему делу, передающие знания, традиции горного края юному поколению родного села. Лезгинским селам, расположенным высоко в горах, характерны постройки каменных домов башенного типа с глухим фасадом и несколькими ступенями у входных дверей. Ну а уж деревянные детали в постройках обязательно покрыты резьбой: спираль, зигзаг, плетенка. Таков и Хнов. Жители села ведут общественное хозяйство в колхозе "Правда", который в основном ориентирован на животноводство. Но и свои подворья хновцы не забывают. Каждая семья содержит домашних животных. А для них нужен корм - зима здесь долгая. Накопить к ней сена в горах трудно, но хновцам к этому не привыкать. И к нынешней зиме они впрок припасли кормов для скота на своем подворье. А еще в Хнове одна из самых древних в Юждаге мельниц. Работает сейчас на ней Зияудин Мамедов. Возят сюда сельчане с трудом выращенное зерно, вывозят из-под рук умелого мельника муку разных сортов, тач (толокно), отходы на корм скоту. В горах потерь от вложенного в труд не любят. Здесь на учете даже клочок овечьей шерсти. Потому что, когда таких клочков побольше, из них можно изготовить много полезных в быт и красивых вещей. Таких, которые делает, к примеру, 80-летняя Юрипери Челебиева, - многоцветные ковры, паласы, покрывала. Если вы решились побывать в Хнове, знайте, что древнего Дербента не миновать, а дальше по шоссе, которое все еще идет по равнине, и только когда полоса асфальта захватит частицу холмистой территории Азербайджана и вы проедете Цухульский мост, - тогда вы поверите, что впереди будут горы. Они будут вырастать и с каждым поворотом становиться все выше. Проедете дорогу, которая уходит к Шалбуздагу, где у ее снегов находятся пиры - священные места. В Хнове тоже есть такие. На одном из них зиярат шейха Магомеда ибн-Асада ибн-Мугал. Его могильную плиту считают самым ранним памятником мусульманской культуры на Кавказе, датируемым 75 годом нашей эры. Но и от Ахтов, который лезгины неспроста называют городом, до Хнова еще 45 километров крутой горной дороги. Устав от трудного пути, вы утешитесь гостеприимством аульчан, душистым чаем из воды бурного Ахтычая, встречами с доброжелательными сельчанами, красотами природы.
|