Несколько лет назад в селение Гурик Табасаранского района, что располагается в Южном Дагестане, дагестанскими учёными была обнаружена коллекция Восточных рукописей, связанная с именами известных представителей мусульманской интеллигенции Дагестана, шайхов накшбандийского братства – Сейида Ахмад Хамди Хусамудина ар-Рукали (1848–1925), его духовного наследника – Зия-уд-Дина Йусуфа-Хаджжи аль-Курихи (1860–1932) и внука Ахмада Хусамудина аль-Курихи (ум 2002).
Коллекция Зия-уд-Дина Йусуфа-Хаджи аль-Курихи, считавшаяся одной из богатейших в Южном Дагестане, ныне включает 121 рукопись и старопечатную книгу (всего около 200 единиц описания), большое число документов и памятников эпистолярного жанра. Дагестанский исследователи в первую очередь отмечают ее тематическое разнообразие: суфизм, мусульманское право, грамматика арабского языка, логика, поэтические тексты, хронологические и актовые записи по истории Дагестана, семейные хроники.
Характерная особенность собрания – наличие большого числа неизвестных ранее рукописных текстов дагестанских авторов XVII – начала XX в. В их числе – новые списки известных трактатов, акты купли-продажи, перечни-фихристы ряда частных коллекций, владельческие записи, сведения о работе медресе по размножению арабских рукописей, тексты на дагестанских языках. Среди наиболее ценных рукописей:
1. Комментарий на популярное грамматическое сочинение «Изхар аль-асрар» («Выявление тайн (грамматики)») Мухаммада аль-Биркали (ум. 1570). Это старая копия, она выполнена в 1086 г.х./1675–76 г. шайхом Мустафой в Дагестане.
2. Знаменитый юридический трактат «Джам аль-джавами» – сочинение шафиитского законоведа Абдал-Ваххаба Тадж ад-Дина ас-Субки (ум. 1370). Рукопись переписана в 1110/1703 г. «у устада нашего Мухаммада, сына Мусы аль-Кудуки», то есть в медресе известного дагестанского ученого Мухаммада из Кудутля (1652–1717).
3. Комментарий к третьей части книги ас-Саккаки (ум. 1229) по риторике под названием «Мифтах аль-улум» («Ключ [к классификации] наук»). Дата переписки 1192/1778 г., переписчик – Мухаммад, сын Кади аль-Хабиши «у глубоко ученого устада Исмаила из Ницовкра».
4. Сочинение по мусульманскому праву Мухаммада аль-Аличи аль-Калхани. Оно переписано «учащимся Малла Абдалхалимом, сыном Малла Абдаллаха ар-Ругуджи (из с. Ругудж, ныне Табасаранский район) для его устада Зия-уд-Дина Йусуфа, сына Рамалдана, сына Мухаммада – эфендиев Курихских. XIX в». Подобного рода записи встречаются часто, они показывают пути формирования изучаемой коллекции. Одна из записей, сделанная на титульном листе толкового словаря, изданного в Турции в типографии «Дар саадат», весьма информативна:
«Эту книгу подарил накшбандийский ма’зун Рамадан-эфенди аль-Хиви (из сел. Хив) своему устаду по науке и тарикату Зия-уд-Дину аль-Хаджж Йусуфу ан-Накшбанди аль-Халиди… Раби ас-сани 1334/ февраль 1916 г.».
Среди рукописей дагестанского происхождения:
1. Знаменитая историческая хроника «Дербенд-наме» Мухаммада Аваби Акташи, повествующая о событиях в Дагестане в V–X вв.
2. Трактат о метафорах («Истиара») дагестанского ученого Манилава Мухаммада, сына Араба, сына Хаджи, сына Араба (II пол. XVII – I пол. XVIII в.), в копии 1902 г.
3. «аль-Бурхан аль-Кати фи асбат ас-сани» крупного дагестанского ученого Абусуфьяна Акаева (ум. 1931). Автограф.
4. Коллекция сохранила ценные материалы, связанные с творчеством крупного дагестанского ученого Гасана-Эфенди аль-Алкадари (1834–1910) – вопросы Хаджи-Али Акушинского Гасану аль-Алкадари по проблемам мусульманского права, этики, морали, истории и ответы на них. Среди этих материалов: переписка в рамках жанра «вопросы – ответы» (автографы). Почти треть коллекции составляют литографии и печатные книги, изданные в арабских странах, в Турции, в Дагестане. Тематика их обширная (но, главным образом, – право, грамматика, суфизм, теория стихосложения). Важное место занимают труды виднейших представителей средневековой науки (Ибн аль-Хаджиб, ан-Навави, ас-Субки, аль-Махалли, аш-Шарани и др.). Из дагестанских авторов среди печатных книг представлены Гасан аль-Алкадари (ум. 1910) и Абусуфьян Акаев Казанищенский (ум. 1931).
Али АЛБАНВИ
Примечание:
1. Мазун — шайх, т. е. человек (духовный преемник), который получил разрешение (иджаза) на наставничество.
2. Шихсаидов А. Р., Наврузов А. Р. Рукописная культура Дагестана: новые открытия // Вестник Дагестанского научного центра. 2014. №53. С. 65–84.
3. Акушинский, Али-Хаджи (1847–1930) — мусульманский богослов, общественно-политический деятель и духовный лидер Дагестана начала ХХ века.
4. Устад — является одним из самых высоких почётных званий для человека, используемого в Ближнем Востоке, Южной Азии и Юго-Восточной Азии и на Кавказе.
5. Акаев, Абусуфьян Акай-Кадиевич (1872–1931) — учёный богослов, поэт, издатель и один из основателей первой исламской типографии в Темир-хан-Шуре.
6. Аль-Алкадари, Хасан ибн ‘Абд Аллах (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед.
7. Акушинский, Али-Хаджи (1847–1930) — мусульманский богослов, общественно-политический деятель и духовный лидер Дагестана начала ХХ века.
8. Философ, суфий, поэт (Абусуфьян из Казанище (1872-1931) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://islamdag.ru/lichnosti/26602, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 08.01.2017). — Яз. рус.
https://www.proza.ru/2017/01/08/1828
|