Статья посвящена изучению биографии средневекового южнодагестанского ученого с агульскими корнями Мухаммад-Амина ар-Ручи (ум. 1714), известного как специалиста в естественных науках и астрономии. Предметом исследования стали происхождение и основные вехи жизни ученого, его учителя, ученики и сфера научных интересов. За основу взята работа дагестанского исследователя Ш. М. Хапизова.
Мухаммад-Амин ар-Ручи — один из выдающихся учёных средневекового Дагестана. Известный исследователь биографий средневековых дагестанских учёных М. А. Мусаев считает, что Мухаммад-Амин и его ученик Дамадан аль-Мухи (ум. ок. 1718) создали «своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками». У него учились некоторые известные учёные ХVII–ХVIII вв., в частности Дамадан аль-Мухи (из сел. Мегеб Андалалского союза сельских общин; ныне Гунибский район Дагестана). Этот факт подтверждается записью в колофоне сочинения по математике «Шарх ал-мулаххас» Кади-заде ар-Руми (ум. 1437), где Дамадан своей рукой написал: «мною переписано в мадраса моего учителя Мухаммад-Амина в 1110 г.х.» (1698 г.).
Также стоит отметить, что известный исследователь арабоязычного письменного наследия Дагестана Али Каяев (1878-1943) в своём сочинении, посвящённом биографиям дагестанских учёных, указывает, что он был учителем естественных наук и «устазом» Дамадана. В другом сочинении, посвящённом биографиям дагестанских учёных, указывается, что Дамадан «обучился шариатским знаниям, также постигал первоосновы рациональных (естественных) наук у учёных Дагестана, в том числе у одного из выдающихся устазов — Мухаммада-Амина, известного по прозвищу Казакилав».
Известно, что Мухаммад-Амин поддерживал тесные научные связи (был его наставником) с ведущим средневековым дагестанским учёным Мухаммадом б. Мусой аль-Кудуки (ум. 1717) из села Кудутль (ныне Гергебильский район РД). Сохранилась памятная запись, согласно которой в 1126 г. х. (1714 г.) между Мухаммад-Амином и Мухаммадом аль-Кудуки состоялся научный спор, в ходе которого кудутлинец настоял на своём, а арчибец не стал продолжать спор.
Через несколько месяцев Мухаммад-Амин умер, а Мухаммад б. Муса, поняв неправильность своей позиции, «совершил хиджру» в село Нукуш и посетил его могилу. Али Каяев также пишет, что Мухаммад-Амин «является первым из учёных, которые известны тем, что преподавали» естественные науки, уточняя, что «его учителя, а также место, где он сам учился, нам неизвестны». К сожалению, нам неизвестны многие детали его биографии, к примеру, дата его рождения. Известна только дата смерти. Об этом пишет и А. Каяев:
«Надписи на его могиле непонятны для прочтения, и поэтому там неясна дата смерти. Но по записям, имеющимся в рукописях, где указаны даты кончины дагестанских учёных, видно, что он умер в 1126 году» (1714 г.).
Посетив сел. Нукуш Чародинского района, исследователь Ш. М. Хапизов (род. 1979) обнаружил надмогильную плиту Мухаммад-Амина, которая, как оказывается, была обновлена в 1346 г. х. (1927 г.). На ней не имеется даты его рождения или смерти. Однако аналогичную дату смерти приводят и две памятные записи, опубликованные Т. М. Айтберовым (род. 1947).
В сборной рукописи ХХ в., хранящейся в мечети сел. Телетль, имеется запись о том, что «учёный Казакилав умер в 1126 (1714) году». Такая же запись имеется в сборнике различных сочинений на арабском языке, составленном во второй половине ХIХ в. В некоторых памятных записях имеются и другие даты его смерти, однако основной массив памятных записей, а также известные исследователи биографий учёных твёрдо указывают на 1714 год.
Али Каяев считает, что «хотя имя его от рождения было Мухаммад-Амин, но, тем не менее, в Дагестане он известен под именем Казакилав». Это слово происходит от названия расположенной на правом берегу р. Алазани грузинской исторической области Кизики (авар. Хъизихъ), откуда происходило наибольшее количество пленных. Исходя из этого можно предположить, пишет М. Ш. Хапизов что и учёный Мухаммад-Амин происходил из семьи, предки которого были из Грузии.
Однако в выписках Али Каяева, сделанных им из разных источников и находящихся в архиве его внука Ильяса Каяева (род. 1961), содержатся интересные сведения о происхождении Мухаммад-Амина. Али Каяев пишет, что обнаружил в библиотеке некоего Ахмад-дибира книгу «Шарх ал-акаид», переписанную известным учёным Дамаданом аль-Мухи во время учёбы в медресе Мухаммад-Амина в селении Рисиб (ныне известно как Дусрах и находится на территории Чародинского района, недалеко от сел. Арчиб) в месяце зу-л-каада 1099 г.х. (1688 г.).
На полях книги Дамадан пишет, что «родовое начало» его учителя Мухаммад-Амина находится в «округе Къушан, в селении ХIудугъ». Община Кушан состояла из шести селений, расположенных ныне на востоке Агульского района (Южный Дагестан): Буршаг, Арсуг, Яркуг, Цирхе, Кураг и Худиг. В самом селении Худиг живут ныне около 100 семей, и оно расположено в центре долины Кушан-дере в составе Курагского сельсовета. Таким образом, предки Мухаммад-Амина происходили из агульского селения Худиг (ХIудугъ) и, вероятно, в начале ХVI в. переселились в селение арчинцев Арчиб, где на правах переселенцев не имели высокого социального статуса, чем, возможно, и обусловлено его второе имя — Хазахилав.
О биографии ученого, как мы уже указали выше, сохранилось немного сведений. Он родился и прожил большую часть жизни в селении Арчиб (авар. Рочиб). Получив начальный курс знаний по исламу и арабскому языку, он, видимо, продолжил образование за пределами Дагестана. По данным исследователя локальной истории ислама К. Мухамадова, Мухаммад-Амин знал наизусть Коран и 500 хадисов, а также основательно изучил «Сирру ар-Рабан» («Божественные сокровеннее»).
Известно, что ученик Мухаммад-Амина Дамадан аль-Мухи владел наукой магии чисел (более известной среди дагестанцев как «наука о свойствах цифр»), которую он изучил по вышеназванной книге. Он использовал ее «для познавания тайного, предсказывая людям то, что должно было случиться». Мухаммад-Амин, согласно данным, собранным в 1960-х гг. известным этнографом Г. А. Сергеевой, «отличался познаниями в медицине, астрономии и математике, долго путешествовал по арабским странам. О Мухаммад-Амине существует много легенд; рассказывают, что он будто умел гипнотизировать. По его плану в старой части сел. Арчиб была построена мечеть. Похоронен Мухаммад-Амин в аварском селении Нукуш».
По устной традиции, в старом селении Арчиб сохранились развалины старой мечети, инициатором строительства которой выступал сам Мухаммад-Амин. Помимо этих данных, имеются также сведения о том, что Мухаммад-Амин являлся дибиром (дагестанский термин, обозначающий предстоятеля, т. е. имама мечети) и кади (шариатский судья) этой общины. В библиотеке кабинета истории ДГПУ хранится книга «ал-Фаваид ад-дийаийа», переписанная жителем сел. Муги (ныне Акушинский район РД) Мухаммадом в 1111 г.х. (1699 г.), во время учёбы у «известного своими знаниями и деяниями посетителя обеих святынь Казакилава — имама селения Ручи».
Известно, что сам Мухаммад-Амин проживал на арчибском хуторе Алчуниб, где имел дом и хозяйство, и там же проживают ныне его потомки. Уже в начале ХVIII в. Мухаммад-Амин переселился в селение Нукуш, которое находится в соседнем с Арчибом ущелье Тленсерух (ныне территория Чародинского района). По преданиям, сохранившимся в селениях Тленсеруха, в своё время Мухаммад-Амин обучался в мадраса некоего алима из Нукуша по имени Хаджи. Скорее всего, это дагестанский учёный XVII в., сын (?) которого Давуд-Хаджи являлся учеником Мухаммада б. Муса аль-Кудуки. Кстати, Мухаммад-Амин и его учитель Хаджи из Нукуша упомянуты вместе в стихотворном произведении шайха Шуайба аль-Багини (1856–1912): «Чрезвычайно одарённый памятью — Мухаммад-Амин из Арчиба, [Одарённый] подходящими наукой и нравом — Хаджи нукушец».
В близлежащих к Нукушу селениях Ириб и Рулдаб сохранились предания о Мухаммад-Амине. Так, в Рулдабе рассказывают о том, что им было придумано устройство для определения времени совершения намаза. Его солнечные часы состояли из двух расположенных рядом каменных колонн, сложенных на горе перед селением. Таких колонн было две пары, одна, выше по склону, для летнего времени и другая — для зимнего. Проходя через эти колонны, солнечные лучи попадали на одну из линий, начерченных на стене мечети. Каждая черта означала время совершения одного из намазов — обеденного и послеобеденного. В Ирибе также помнят, что он преподавал в мадраса сел. Ириб, сделал подобное устройство для определения времени совершения намаза и т. д.
Известно, что в середине XVII в. в соседнем сел. Ириб функционировало мадраса, которым руководил местный учёный-правовед Талхат-кади. В нем, скорее всего, и преподавал Мухаммад-Амин. Помимо прочего Мухаммад-Амин увлекался и поэзией, составляя в просветительских целях стихи религиозно-назидательного характера. В рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (г. Махачкала) Ш. Исаевым был обнаружен образец подобного творчества Мухаммад-Амина, переписанный рукой его современника — известного ученого Мухаммада аль-Убри (1683–1733).Ниже мы приводим его содержание (в переводе):
Зажжённый огонь пожирает жизнь.
Ох, уходит моя жизнь,
Без отрезвления моего.
Приближается моя могила,
Без очищения моих грехов.
Ох, уходит моя жизнь,
Подобно скачущему коню,
Приближается моя смерть,
Подобно полёту стрелы из лука.
Давайте обратимся к покаянию,
Дабы вступить очищенными в могилу,
Давайте оставим этот мир,
Дабы увидеть счастливым конец.
Название «Зажжённый огонь пожирает жизнь» во многом отражает душевные страдания Мухаммад-Амина, который напоминает о бренности бытия и призывает одуматься, обратиться к ценности «загробной жизни». Во время учёбы, будучи уже начитанным молодым человеком с пытливым умом, Мухаммад-Амин не согласился с учителем по поводу толкования одного из аятов Корана. По прошествии нескольких лет Мухаммад-Амин, осмыслив свою позицию по этому вопросу и поняв правоту учителя, решил проведать его, но к тому времени тот уже умер. Мухаммад-Амину оставалось только посетить могилу учителя. В дальнейшем Мухаммад-Амин, возможно, не поладив в чем-то со своими сельчанами, переехал в Тленсерух и осел в Нукуше. По преданию, во время следующего своего визита в Нукуш Мухаммад-Амин тяжело заболел и почувствовал, что учитель «не отпускает его».
Мухаммад-Амин поселился в Нукуше и занялся преподавательской деятельностью. Али Каяев также указывает, что, «будучи преподавателем в медресе аула Нукуш Тленсерского участка, он умер и похоронен там же». На самом деле, перед смертью Мухаммад-Амин завещал похоронить себя в Нукуше, где прошли последние годы его жизни, что и было сделано сельчанами. Узнав о смерти ученого, родственники и сельчане Мухаммад-Амина пришли через перевал, чтобы забрать тело своего ученого для захоронения в Арчибе. Однако нукушцы, сославшись на завещание Мухаммад-Амина, уже похоронили ученого, и в результате переговоров было решено оставить тело на нукушском кладбище.
При посещении Нукуша в 2013 г. исследователям удалось найти могилу Мухаммад-Амина. Правда, надмогильная плита оказалась обновлённой в 1920-х годах. Эпитафия, написанная на арабском языке, гласит: «Это усыпальница (маркъад) благородного шайха, святого человека (вали), известного в народе ученого Мухаммад-Амина, прозванного (ал-мулакъаб) Мухаммад-Амин (Къазакъилав), родившегося в Арчибе (Ручи), умершего в Нукуше. Обновлена эта могила общиной (къабила) Нукуша в 1346 году (1927 г.)».
Али АЛБАНВИ
https://www.proza.ru/2017/01/30/2134
|