В данном материале, на примере биографии отдельно взятого политического и государственного деятеля — выходца из Южного Дагестана — Ибрагим-бека Гайдарова, мы попытаемся устранить существующие пробелы в исследовании кавказского, и в частности дагестанского масонства.
Как известно, после Октябрьской революции 1917 г. вместе с русскими в эмиграцию выехала и кавказская элита. В ее состав входило много военных, служивших в имперской армии, гражданских чиновников, представителей мусульманской фракции Государственной Думы и т. д., которые, присягнув русскому царю, не меняли своих убеждений до конца жизни. Эмигранты осели в разных странах Европы, в т. ч. во Франции. Так, например, приспосабливаясь к французской жизни, кавказские эмигранты тем не менее сохраняли, свое религиозное вероисповедание: во Франции они оставались либо мусульманами, либо православными.
В целом во Франции оказалось достаточно много материалов, которые осели в различных государственных и частных архивах, освещающих различные стороны жизни кавказских эмигрантов 1920–1930-х годов. Назовем прежде всего два частных архивных фонда — архив крупного закавказского деятеля Али Мардана-бека Топчибашева (1863–1934) и архив его сына — Али Акбара Топчибашева (1896–1977), которые хранятся в библиотеке Центра по изучению современной России, Кавказа и Центральной Европы в г. Париже (CERCEC, EHESS). Значительный материал был обнаружен исследователями в архиве Большой ложи Франции, в котором находятся документы по истории русских и кавказских масонских лож. Эти материалы наряду с материалами других лож Франции (например, ложи Великого Востока) в настоящее время доступны для исследования и представлены главным образом на русском языке.
Многие видные представители русской элиты, оказавшиеся в эмиграции во Франции, имели многолетний опыт участия в масонских ложах Российской империи. С начала 1920-х годов им удалось возобновить деятельность своих лож, как правило, в рамках двух французских лож: «Большой ложи Франции» и «Великой ложи Востока». Русские масоны обратили свое внимание на общественно-политический потенциал кавказцев-эмигрантов для того, чтобы объединить кавказские силы в рамках единой масонской ложи и привлечь их к общей борьбе против СССР, но в рамках единой Российской империи как монархического государства. «Включение» кавказцев в масонскую деятельность началось с ложи «Астрея».
Мусульманами были многие видные общественные деятели Северного Кавказа, оказавшиеся в эмиграции, масоны: лезгин из г. Дербента Ибрагим-бек Гайдаров (1879–1949), балкарец Тау-Султан Шакманов (1891–после 1939), кабардинец Измаил Шаков (1878–не позднее 1945), ингуш Мурзала Куриев (1882–1952). При этом, степень их «исламизации» была у них разной. Член III-й Государственной Думы Ибрагим-бек Исабекович Гайдаров, по мнению известного масона П.А. Половцова (1874–1964), «свою мусульманскую религию ставит очень высоко, считая, что при правильном ее понимании, она дает человеку очень высокий идеал». Так или иначе, часть северокавказских лидеров была увлечена масонскими идеями и примкнула к русским масонским ложам, которые начали активно действовать во Франции. Цель этой организации во Франции — «участие масонов в восстановлении жизни в России», поэтому в ходе политических вопросов, задаваемых профанам (т. е. желающим вступить в ложу), главными стали вопросы об отношении к России, к будущей форме правления в России, отношении к будущему национальных регионов бывшей Российской империи, в том числе и Кавказа.
Политические взгляды северокавказских лидеров, которые стремились вступить в русские ложи, имели большое значение: для новых членов проводилась отдельная беседа по изучению их политических воззрений. Как правило, все они имели промонархические взгляды, все они видели Северный Кавказ в составе будущей Российской империи. Члена III Государственной Думы, мусульманина Ибрагим-бека Гайдарова, подчеркивал, что не следует преуменьшать роль и влияние ислама на народы Северного Кавказа. В беседе с русским масоном П.А. Половцовым он говорил, что «в мусульманской стране не может быть отделения церкви от государства, ибо ислам руководит и школой, и судом и т. д.», подразумевая под такой страной свой родной Дагестан. Далее он уточнял: «Для дагестанца шариат и адаты вполне достаточный свод законов, другого ему не понять». Далее биографию Ибрагим-бека Гайдарова мы рассмотрим наиболее полно.
Ибрагим-бек Исабекович Гайдаров по образованию — инженер путей сообщения, Член III Государственной думы от Дагестанской области и Закатальского округа, первый известный нам лезгинский масон. Ибрагим-бек родился в семье лезгина-суннита Иса-бека Гайдарова в древнем городе Дербент. По происхождению был дворянином (бек). Окончил Темир-Хан-Шуринское (ныне г. Буйнакск) реальное училище (1897) и Петербургский Институт инженеров путей сообщения в звании инженера (1907). По политическим взглядам был близок социал-демократам, что вызывало трения между ним и более умеренным руководством Мусульманского союза. Находился под надзором полиции (с 1907 г.). 14 октября 1907 года избран в III Государственную Думу от общего состава выборщиков. Во время 1-й и 2-й сессий входил в состав Социал-демократической фракции, в 1910 году перешел в Мусульманскую фракцию.
Ибрагим-бек Гайдаров был одним из наиболее активных мусульманских депутатов: принимал живейшее участие во фракционных делах (автор многих речей, участник дискуссий и прочее), часто выступал с думской трибуны. Член комиссий: бюджетной, по рабочему вопросу, о путях сообщения, по рыболовству, земельной, для приемки Таврического дворца. Подписал законопроекты: «О введении земства в Сибири», «О порто-франко в устьях Оби и Енисея», «Об учреждении землеустроительных комиссий в степных областях», «Правила приема в высшие учебные заведения», «Об отмене смертной казни». Докладчик комиссий: по рыболовству, о путях сообщения. После окончания депутатских полномочий вернулся на Кавказ, участвовал в избирательной кампании в IV Государственную Думу, однако был «забаллотирован». Избран членом Бакинской городской управы в должности инженера (1912).
В 1917-м член Центрального комитета Союза объединенных горцев, комиссар Дагестанской области. Министр почт и телеграфа Горской республики. После Февральской революции 1917 года один из организаторов «Мусульманского социалистического блока». Избран депутатом Учредительного собрания по Закавказскому округу по списку №12 («Мусульманский социалистический блок»). После распада Закавказской федерации и провозглашения 28 мая 1918 года Азербайджанской демократической республики (АДР) в течение мая — июня 1918 года министр государственного контроля АДР. В 1919 году участвовал в Версальской мирной конференции во Франции. В эмиграции с 1921 года. Жил в г. Париже, работал чертежником на заводе «Renault». С середины 1920-х годов находился в Турции, занимался частной деятельностью в качестве инженера путей сообщения. Был масоном ложи «Астрея».
Ложа «Астрея»
Включение кавказцев в масонскую деятельность началось с ложи «Астрея». В 1922 году в г. Париже была образована ложа «Астрея», в которую вошли крупные российские деятели: Л. Кандауров (1880–1936), П. Бобринский (1826–1894), Э. Бенигсен (1875–1955) и др. Согласно «Внутреннему уставу» ложи «Астрея», ее целью было «создание духовно крепкой, однородной и тайной для профанного мира группы братьев, сила и влияние которых как в масонском, так и профанном мире были бы большими, чем раньше, вследствие их самоотверженности, единения, дисциплины и духовного единомыслия». Лозунгами ложи были слова: «Мудрость — Красота — Сила».
Согласно Внутреннему уставу «ложа должна стремиться не к увеличению количества братьев, но лишь к высокому качеству. Такими качествами должны почитаться не только ум, образованность и знания, но и способность к восприятию масонских настроений и братства, единению в духе Внутреннего устава, а также порядочность, верность слову, жертвенность и активная любовь к людям». Однако в реальности, как отмечал П.А. Бурышкин (1887–1955), ложа «стала весьма быстро пополняться членами»: к концу 1922 года — в ложе было 60 человек, а к концу 1924 года — 100. В ходе формирования и деятельности данной ложи руководители ее обратили внимание на представителей Кавказа, которые так же, как и русские, оказались в эмиграции. В течение первых двух лет в ложу вошли девять представителей Кавказа. В распоряжении исследователей оказались материалы о вступлении в ложу всех представителей Кавказа, обнаруженные в Архиве Большой ложи Франции:
1) просьба о посвящении желающего вступить в ложу;
2) беседа с ним по политическим вопросам;
3) беседа по философско-религиозным вопросам;
4) беседа о биографии и определение личных качеств желающего вступить в ложу.
В первую очередь, попробуем описать, в каком порядке принимались кавказцы в масонскую ложу. Это позволит нам понять процесс их приглашения в «Астрею». Первым был московский армянин Степан Георгиевич Лианозов (1872–1949), который, согласно списку членов ложи «Астрея», был принят 11 ноября 1922 года. Важно отметить, что к концу 1923 года он уже имел третий градус — градус мастера (первый градус он получил 11 ноября 1922 г.).
Затем выразил желание вступить в ложу кабардинец Константин Николаевич Хагондоков (1871–1958). Заявление датируется 24 мая 1923 года. Рекомендовал его в ложу Петр Александрович Половцов — один из основателей ложи «Астрея». Оба были примерно одного возраста, оба окончили Николаевскую академию Генерального штаба, поэтому были знакомы давно. Беседы с К.Н. Хагондоковым провели П. Половцев, М. Казаринов, Э. Бенигсен (7 июня, 14 июня, посвящение проходило 23 июня 1923 г.). Он получил 1-й градус (ученик).
Следующим среди северокавказцев стал южнодагестанский лезгин из города Дербент Ибрагим-бек Исабекович Гайдаров. Дата подачи заявления о посвящении — 30 октября 1923 года. Рекомендации Гайдарову давали П.А. Половцев и Л. Кандауров. Беседы проводили П.А. Половцев, Д.А. Шереметев (1885–1963), В.Л. Вяземский (2 и 15 ноября). Дата посвящения — 15 декабря 1923 года. Он получил 1-й градус (ученик). Следующими членами стали два уроженца Нальчика (Кабарда) и один уроженец Назрани: кабардинец И. Шаков, балкарец Т. Шакманов и ингуш М. Куриев. Рекомендации им дал К.Н. Хагондоков — также житель Кабарды, который, безусловно, хорошо знал их. Видимо, их посвящения в члены масонской ложи проходили одновременно. Официально Измаила Шакова рекомендовал Д.А. Шереметев, однако неофициально он получил рекомендации К. Хагондокова и И.-Б. Гайдарова, о чем в своем рапорте написал один из тех, кто проводил беседу, — С.С. Новоселов.
Для понимания, почему для привлечения в ложу были выбраны именно эти люди, рассмотрим ответы И.-Б. Гайдарова на вопросы по его политическим и религиозно-философским взглядам. Д. Шереметев указывал, что лезгин И.-Б. Гайдаров убежден в необходимости сильной централизованной власти для России, причем нерусским народам должно быть предоставлено широкое самоуправление: «ему лично как инородцу может быть временно и придется с этой властью бороться, в зависимости от того, какова она будет, то есть, по его убеждению, войти в полное единение с Русским государством можно будет лишь тогда, когда оно будет благоустроено, сильно и разумно… но местное самоуправление естественно должно будет быть расширенно». На Кавказе «школа и религия должны быть самобытны. Ввиду того, что мусульмане по численности занимают второе место после русского народа, то он считает, что естественно мусульмане должны играть большую роль и быть связующим звеном между Россией и мусульманским миром».
И.-Б. Гайдаров уточнял: «…управление Дагестаном должно быть самобытно, но связано с общим управлением государством. Кавказ экономически связан с Россией, и мысль его самостоятельности — есть утопия. Ввиду общности интересов населения Дагестана и Азербайджана, он находит, что представители их в г. Москва могут быть общими… В вопросе о симпатиях к Турции он выразил убеждение, что, несмотря на наличие этих симпатий, русская культура настолько выше турецкой и настолько проникла в сознание населения, что она всегда будет пользоваться большим влиянием».
Согласно Внутреннему уставу ложи «Астрея», «каждый вступивший в ряды Русских Вольных Каменщиков тем самым признает, что он не может быть неверующим и атеистом и что, наоборот, он становится борцом за дух и за свободу духа против материализма и безбожия». В самом обряде посвящения присяга будущего члена должна была произноситься, как ни странно, на Библии. В этом контексте роль религиозных взглядов будущего члена имела большое значение, поэтому для новых членов проводилась отдельная беседа по религиозно- философским взглядам, но фактически — по религиозным, так как вышеуказанные профаны практически не имели определенных философских взглядов.
Масон И.-Б. Гайдаров, по мнению П.А. Половцова, «свою мусульманскую религию ставит очень высоко, считая, что при правильном ее понимании она дает человеку очень высокий идеал… В мусульманской стране не может быть отделения церкви от государства, ибо ислам руководит и школой, и судом и проч. Для дагестанца шариат и адаты вполне достаточный свод законов, другого ему не понять». В ходе их беседы речь зашла о распространенном в те годы движении «панисламизма». И.-Б. Гайдаров привел примеры из деятельности Кемаль-паши (1881–1938), который руководствовался принципом «панисламизма». «Панисламизм не может являться историческим фактором, ибо исторические традиции слишком различны, но ислам дает возможность всем своим последователям находить общий язык для духовного понимания». Тем не менее И.-Б. Гайдаров приветствовал «некоторые реформы в мусульманской религии, в частности вопрос о женщинах, который извращен был муллами». В результате П. Половцев рекомендовал его, добавляя, что «его верования не только не помешают, но, наоборот, помогут ему стать хорошим масоном». Вот мнение тех, кто опрашивал будущих членов ложи «Астрея». Очень часто в отчетах о проведенных опросах фигурировала характеристика «материал, который может быть обработан» (В. Лыщинский об И. Вачнадзе); «из него может выйти толк» (В. Вяземский об И. Вачнадзе); «хороший материал для обработки» (Д. Шереметев об А. Андронникове), «сырой, но хороший материал для обработки» (Б. Дезобри об А. Амилахвари). В. Вяземский писал об И.-Б. Гайдарове: «хорошая, но полудикая натура… материал для перерождения от условного к чему-то более реальному в нем есть».
Главными формами деятельности членов ложи были доклады, групповая работа, исполнение поручений, помощь братьям и забота о них. Обсуждаемые вопросы в ходе докладов — прошлое, настоящее и будущее России. 23 мая 1923 года ложа проводила конференцию на тему «Цивилизаторские действия России на Кавказе». Что касается различных достижений кавказцев, то наиболее «успешной» и плодотворной работа в ложе была у армянина С. Лианозова, кабардинца К. Хагондокова, лезгина И.-Б. Гайдарова и грузина А. Амилахвари — все они получили за время работы в ложе третью степень. Причем трое последних получили третью степень — степень мастера в один день.
История ложи «Золотое руно»
При создании ложи «Золотое руно» был т. н. «предварительный этап», когда еще 12 ноября 1924 года было принято решение о создании ложи и название было несколько иным: «Symbolique a l’Or», но в документах за декабрь 1924 года ложа получила название «Золотое руно». В нее вошли 19 человек — почти все (в том числе и все кавказцы) ранее входили в ложу «Астрея»: Л. Кандауров (основатель), К. Хагондоков, Д. Шереметев, И.-Б. Гайдаров, Е. Лианозов, И. Шаков, С.Г. Ротинов (родился в Тифлисе), В.В. Кочубей, А. Шах-Назаров (1896–1933), М. Куриев, Т. Шакманов, Ю. Семенов (родился на Кавказе), И. Вачнадзе, А. Сейделер, П.Л. Штейнгель (1880–1965), Н. Голеевский (1878–1958), А. Андронников, А. Амилахвари, С.Я. Зильберштейн. Из новых кавказских членов — московский армянин А.С. Шах-Назаров, который ранее входил в другую ложу — «Гарибальди».
Согласно спискам членов ложи «Золотое Руно» он был принят в ложу «Гарибальди» 7 июня 1922 года. 4 апреля 1923 года он получил второй градус, а 13 апреля 1924 года — третий. Должности в ложе распределялись таким образом: мастер — Л. Кандауров, оратор — Н. Голеевский, первый страж — Д. Шереметев, казначей — Ю. Семенов, второй страж — И.-Б. Гайдаров, секретарь — А. Сейделер, «hosp» (самая младшая должность) — С. Лианозов. Таким образом, мы видим, что два члена, которые получили третью степень, занимали должности в новой ложе. Согласно документу, утверждение новой ложи «Золотое руно» в Большой ложе Франции произошло 16 января 1925 года, а окончательное решение было принято 25 января 1925 года.
История масонской ложи (история лож «Юпитер» и «Прометей») четко характеризуется в двух важных документах, обнаруженных исследователем И.Л. Бабич в двух архивах:
В архиве ложи «Северная звезда» (Национальная библиотека им. Миттерана, отдел рукописей): напечатанный на машинке текст «Истории русских лож во Франции» (подготовлен в 1929–1930 гг. Л. Кандауровым и, может быть, П. Переверзевым). В архиве «Большой ложи Франции»: напечатанный на машинке текст «История русских лож в эмиграции» (подготовлен в 1949–1952 гг. П.А. Бурышкиным). Дата образования ложи в этих документах — 25 января 1925 года. «Целью образования этой ложи было внесение франкмасонского света в среду инородческих жителей Кавказа, дабы дать им возможность учредить впоследствии на Родине у себя собственные франкмасонские ложи. Имелись в виду следующие инородцы: грузины, армяне, горцы Северного Кавказа. Было при основании ложи условлено между русскими и инородческими учредителями (последние принадлежали по посвящению к ложе «Астрея»), что первые будут заниматься вторыми, в видах надлежащего их франкмасонского обучения и назидания, только два года, после чего братья покинут ложу «Золотое руно» и образуют свою самостоятельную ложу, либо все останутся в первой, из которой уйдут русские в этом случае». Досточтимым мастером в 1925 году стал Л. Кандауров, в 1926 году — Д.А. Шереметев. По моему мнению, данная ложа была скорее «масонской школой» для воспитания кавказцев, чем полноценной функциональной ложей. Те кавказцы (25 инородцев), которые вышли из ложи «Золотое Руно», с согласия и одобрения «Великой ложи» Франции образовали ложу «Прометей» под юрисдикцией «Великой ложи» Франции.
Ложа просуществовала, как и было задумано, два года, с 1925 года по 1926 год включительно. Л. Кандауров отмечает: «Через два года оказался возможным лишь первый вариант, так как армяне в этой ложе не захотели отделяться от русских, однако другие инородцы предъявляли разные, подчас противоречивые требования и сложилось впечатление, что они сами не знают, что хотят. Затем после надлежащего отеческого воздействия все эти братья подали в отставку из ложи «Золотое руно» в декабре 1926 года. Отставка была принята, но из ложи ушли и некоторые русские. Затем ложа была переименована в «Юпитер». П.А. Бурышкин в своей записке повторяет вышеприведенные слова Л. Кандаурова и делает очень важное дополнение: «Этот опыт совместной работы русских с представителями кавказских народностей оказался неудачным. Никакой спайки между русскими и кавказцами не получилось, более того, среди нерусской части ложи начались трения и несогласия, в особенности между армянами и грузинами. Ни к какому соглашению прийти не удалось, несмотря на длительные переговоры». Ложа распалась. Таким образом, мы видим, что в ложе сформировалось два типа противоречий: между русскими и кавказцами, 2) между армянами (С. Лианозовым, А. Шах-Назаровым) и грузинами (А. Амилахвари, И. Вачнадзе, А. Андронниковым). Поскольку в дальнейшем армянские члены решили объединяться не с кавказцами, а с русскими, то ясно, что противоречия эти касались России, будущего России и места Кавказа в новой России. Любопытно, что П.А. Бурышкин писал, что «в русских масонских собраниях встречаются с братскими чувствами люди, принадлежащие ко всем национальным группам, исповедующие самые различные религии и политические убеждения, и потому, на фоне эмигрантской неразберихи, масонство является оазисом спокойствия и мирного строительства самых противоречивых элементов эмиграции.
Итак, армяне вместе с русскими остались в ложе «Золотое руно», которая, сохранив номер регистрации (536), поменяла название на «Юпитер». Руководителем ложи стал армянин С.Г. Лианозов, у которого, как отмечал в своей Записке П.А. Бурышкин, была «очень успешная деятельность». Северокавказцы вместе с некоторыми членами ложи — русскими и евреями — образовали новую ложу «Прометей». А. Шах-Назаров перешел вместе с северокавказцами в ложу «Прометей». С.Г. Лианозов перешел в новую ложу, причем стал членом-основателем этой ложи, получив титул «досточтимого мастера» со дня основания ложи. Однако уже в конце 1927 года он из этой ложи ушел. Армяне А.М. Гурджиан и П. Тер-Осипов также состояли в этой ложе, но П. Тер-Осипов ушел вместе с С.Г. Лианозовым, а А.М. Гурджиан покинул ложу в 1935 году, получив 3-ю степень. В эту ложу вступил еще один армянин (И.А. Галамян). Заседания ложи «Юпитер» проходили в русском масонском доме на улице Ивет (д. 29). Таким образом, 25 инородцев, вышедших из ложи «Золотое руно», образовали ложу «Прометей» под юрисдикцией Великой ложи Франции. В эту ложу попали все кавказцы, кроме уже указанных выше лиц. Досточтимым мастером стал С.Я. Зильберштейн, поскольку никто из кавказцев не имел в то время «стажа» в три года, установленного правилами, для того чтобы стать мастером. Инсталляция ложи проведена 19 января 1927 года. Работала в союзе с Великой ложей Франции под № 558 по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. Целью данной кавказской ложи было подготовить людей для входа в масонство на Кавказе. Как пишет П.А. Бурышкин, «сначала ложа работала энергично…». Но уже с начала 1928 года, то есть уже через год, грузины, состоявшие в ложе, стали выходить из нее. Вместе с ними вышли и некоторые северокавказцы. Однако в 1928 году ложа еще работала, и в этот период главой ее был К. Хагондоков. Окончательно ложа была закрыта в начале 1930 года.
Интересна в связи с этим судьба лезгина И.-Б. Гайдарова. Он выбыл из ложи «Прометей» в 1928 году, уехал в Турцию, где вступил в турецкую масонскую ложу. В нашем распоряжении оказался документ из Большой ложи Турции (1935 г.). П.А. Половцев организовал новую школу «Северное сияние», став в ней мастером в 1925–1926 годах. Членами этой ложи были многие из тех, кто прежде входил в ложу «Астрея». К. Хагондоков начал ее посещать в 1924 году, параллельно с деятельностью в кавказской ложе, став в ней привратником, затем знаменосцем. Вышел из ложи в конце 1929 года. В 1925 году была основана ложа «Любомудрие», которая собиралась в русском масонском доме на улице Ивет. Председателем ложи стал П.А. Бобринский, который был членом ложи «Астрея». Членом ложи был Л. Кандауров. И в эту ложу пришло несколько кавказцев, в первую очередь С.Г. Лианозов. В этой ложе он оставался до 1938 года. Туда же пришел и К. Хагондоков (возведен в 14-ю ст. 15.12.1927, 2-й страж в 1929 г.). В течение 1927 года в ложу по рекомендации К. Хагондокова пришли три северокавказца: И. Шаков, с которым он был вместе еще в ложе «Астрея», а также дагестанец Г. Баммат (1890–1965) в 1927 г. получил 4-ю ст., и А.А. Намиток (в 1927 г. получил 4-ю ст.). В 1924 году в г. Париже была образована ложа «Северная звезда», которая просуществовала дольше всех — до конца 1960-х годов.
Таким образом, изучение французских архивных материалов по истории русского масонства показало, что на первом этапе привлечения кавказцев в русские масонские ложи Франции большую роль сыграли русские масоны, которые имели опыт участия в ложах в дореволюционной России. Для привлеченных на первом этапе кавказцев была характерна «пророссийская» ориентация. Цели русских масонов и цели кавказцев на первом этапе были различными: если русские масоны стремились к образованию кавказцев, преодолению националистических устремлений и привлечению их в дальнейшем к активной деятельности в ложе, то для самих кавказцев это во многом была одна из форм «адаптации» к загранице и лишь отчасти — поиска новых форм общественной жизни. На втором этапе кавказцы, уже получившие опыт существования в ложе, стали привлекать тех своих собратьев, которых они знали до революции, как правило, по месту их проживания. В этот период уже не имели большого значения ни взгляды кавказцев, ни степень их включенности в общественную жизнь — главным критерием была принадлежность к Кавказу.
Автор: Али АЛБАНВИ
На фото — Ибрагим-бек Гайдаров // Источник: Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Третий созыв (1907–1912). Шестое издание. М.: Тип. Товарищества И.Д. Сытина. 1913. С. 421.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
БЕК, БЕГ, БИК, БАЙ, БИЙ, БИ, БЕЙ — дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, категория привилегированного населения. Синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин.
ЛИТЕРАТУРА
1) Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). — Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2007. С. 567–608.
2) Абдуразакова Ш.Т. Идейное наследие Ибрагим-бека Гайдарова // Журнал вестник махачкалинского филиала МАДИ. Издательство: Махачкалинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)". Махачкала, 2011. №11, С. 172–175.
3) Алисов В. Мусульманский вопрос в России // Русская мысль. - М., 1909. - Год тридцатый, кн. VII. - С. 28-61.
4) Бабич И.Л. Кавказцы в русских масонских ложах Франции (1922–1939 гг.) // Кавказ & Глобализация. 2014. Том 8 Выпуск №3–4. С. 98–116.
5) Бабич И.Л. Исламские ценности в жизни кавказских эмигрантов во Франции (1919–1939 гг.) // Исламоведение. 2016. Том 7. №1 (27). С. 5–15.
6) Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Третий созыв. М.: Тип. Товарищества И.Д. Сытина. 1909. С. 421. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003800760#?page=487, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.03.2018). — Яз. рус.
7) Гайдаров Ибрагим-бек Исабекович [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2018). — Яз. рус.
8) Гасанова С.С. Вклад выдающихся русских деятелей в историю и культуру Дербента // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. №1 (44). – Новосибирск: СибАК, 2015.
9) Далгат Э.М. Дагестанцы в русском экспедиционном корпусе в первой мировой войне. Азиз Далгат // Вестник дагестанского научного центра. 2014. №54. С. 88–92.
10) Ибрагим-бек Исаббекович Гайдаров [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gaydarov.php, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2018). — Яз. рус.
11) Они прославили Дербент [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dagpravda.ru/obshestvo/oni-proslavili-derbent/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.03.2018). — Яз. рус.
12) Персоны / Гайдаров Ибрагим Бек Исабекович лезгин бекского сословия. Инженер. Депутат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://photo.rgakfd.ru/showObject.do?object=1805814993, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.03.2018). — Яз. рус.
13) Париж. Ложа «Астрея» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://samisdat.com/5/23/523f-as2.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.03.2018). — Яз. рус.
14) Париж. Ложа «Прометей» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://samisdat.com/5/23/523f-pro.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.03.2018). — Яз. рус.
15) Полковник Магомед Джафаров (Сборник материалов). С. 42–45. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.03.2018). — Яз. рус.
16) 3-й созыв Государственной Думы [Текст]: портреты, биографии, автографы. - Санкт-Петербург: издание Н.Н. Ольшанскаго, 1910. - [66] с., [57] л. ил., портр.; 34 см. С. 96. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004165846#?page=96, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.04.2018). — Яз. рус.
https://www.proza.ru/2018/04/07/1733
|