Суббота, 21.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Май » 30 » Династия духовных деятелей Цахура
13:56
Династия духовных деятелей Цахура

Над входом в соборную мечеть селения Цахур, что в Рутульском районе Южного Дагестана установлена крупная, богато декорированная квадратная плита 70х70 см. Строительная надпись из шести строк выполнена плотным каллиграфическим почерком «насх» в низком рельефе и помещена в квадратное поле в центре плиты. Центральное поле окаймляют две орнаментальные ленты с изящными растительными мотивами. На широкой ленте высечены медальоны с именами Всевышнего и четырех Праведных халифов. Надписи нанесены также в боковые полукруглые поля. Краткий перевод надписи был впервые опубликован в журнале «Лезгистан» в 1993 г.

Арабский текст и фотография прежде не публиковались. Ниже мы приводим редакцию чтения и перевода надписи осуществленную дагестанским арабистом З.М. Закарияевым. В центральном поле читаем: 

«1) Строят мечети Аллаха те, кто уверовал в Аллаха и Его пророка. А после. Неверные учинили насилие и притеснения 2) над жителями Цахура (ахл Захур) и другими жителями [долины] Самура (ахали Санбур) в эту дату, – да спасет нас Аллах! – в 1266 году, 3) вплоть до того что сожгли их селения, их мечети и множество книг. И по этой причине они рассеялись (тафарраку) в 4) в разные стороны и оставались в таком положении десять лет. Затем они вернулись по милости Аллаха 5) к родным местам (ила автанихим) и отстроили (бану) [заново] свои селения. Восстановил (‘аммара) и построил (бана) соборную мечеть Цахура (масджид джами‘ Захур) Малла Мухаммад-афанди, 6) сын Йа‘куба-афанди, сына Рамадана-афанди, сына хаджжи Йа‘куба-афанди из Цахура (аз-Захури) по происхождению (аслан), из Лекита (ал-Лакити) по месту жительства (масканан), в 1280 году». 

1280 г.х. соответствует 18.06.1863 – 05.06.1864 г. Датой сожжения Цахура и других селений Горного магала в надписи указан 1266/1849-50 г. Однако известно, что цахурские селения были разрушены войсками царского генерала барона А.В. Врангеля (1804-1880/81) двумя годами позже, в 1268/1852 г. Сразу четыре человека в тексте наделены духовным званием «афанди» («эфенди»). Организатор строительства Мухаммад-Эфенди жил, согласно надписи, за Главным Кавказским хребтом, в селении Лекит (ныне в Кахском районе Азербайджанской Республики). Он восстановил мечеть в Цахуре, на родине своих предков, вскоре после возвращения депортированных в Закавказье жителей. 

Анализ опубликованных эпитафий северо-западного региона нынешней АР позволил дагестанским историкам определить место и дату захоронения упомянутого Мухаммад-Эфенди, а также проследить его родословное древо вплоть до XVII в. Мухаммад-Эфенди умер в седьмой день месяца раби ас-сани 1308 г. хиджры и похоронен в селении Лекит (ныне Кахского района АР). М.С. Неймат определяет эту дату как «11.11.1891 г.». На самом же деле, седьмой день месяца раби ас-сани 1308 г. соответствует 20.11.1890 г. Из эпитафии Мухаммад-Эфенди, где он назван «кадием», мы узнаем имя его прапрадеда – «хаджжи Хусайн-Эфенди». Из эпитафии же его дяди, Малла Султана, сына Рамадана-Эфенди, похороненного в том же селении Лекит, определяется также и имя прапрапрадеда Мухаммад-Эфенди – «хаджжи Йа‘куб-Эфенди аз-Захури». Отец Мухаммад-Эфенди – «хаджжи Йа’куб-Эфенди сын ученого Рамадана-афанди аз-Захури», умер в 1275/1858-59 г. Об этом свидетельствует надпись на стеле, которая установлена в юго-восточной стене мечети селения Лекит. Судя по всему, отец Мухаммад-Эфенди – хаджжи Йа’куб-Эфенди, после насильственной депортации 1852 г. уже не вернулся в родной Цахур, а вместе с семьей остался жить в закавказском Леките, где и был похоронен. 

Таким образом, благодаря эпиграфическим памятникам нам известны имена пяти предков восстановителя соборной мечети Цахура. Мухаммад-Эфенди, несомненно, принадлежал к потомственной духовной элите Цахура. Наша реконструкция имен его родословной выглядит следующим образом: кадий Мухаммад-Эфенди сын хаджжи Йа’куб-Эфенди сына Рамадана-эфенди сына хаджжи Йа’куб-Эфенди сына хаджжи Хусайн-Эфенди сына хаджжи Йа’куб-Эфенди. Все предки Мухаммад-Эфенди совершили паломничество в Мекку и имели духовное звание «эфенди». В лекитских эпитафиях они названы еще и «учеными» (‘алим). Данные арабской эпиграфики позволяют говорить о существовании в XVIII-XIX вв. целой династии духовных деятелей Цахура.

 

Али Албанви 

Литература

Закарияев З.М. Эпиграфические памятники на арабском языке по истории Кавказской войны (новые данные) // «МавраевЪ» культурно-исторический журнал №2 (7), 2015. С. 48–56.

https://www.proza.ru/2017/05/27/1457

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 701 | Добавил: KIRIBUBA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024