Одной из базовых характеристик Кавказа является его многонациональный состав. Особенно это касается Дагестана и Азербайджана, где проживают десятки автохтонных народов. При этом, если в Дагестане существует такая система издержек и противовесов, которая позволяет народам республики развиваться в рамках единого политического пространства, то ситуация в Азербайджане носит прямо противоположный характер. В результате, коренные народы Страны огней становятся объектом культурно-цивилизационной и этнической экспансии со стороны азербайджанского большинства. Официально Азербайджан не испытывает сложностей с национальными меньшинствами хотя бы потому, что в Конституции республики источником власти является «народ Азербайджана». Подобная затуманенная формулировка населения ставит коренные народы республики в полулегальное положение. Особенно это очевидно на примере лезгин, которые по сей день находятся под жесточайшим прессингом со стороны азербайджанской государственной машины. Об этом, в частности говорят итоги переписи населения Азербайджана, которая указывает на существование в стране «бермудского треугольника» для национальных меньшинств. Так, согласно официальным данным численность лезгин за 10 лет увеличилась на две тысячи с 178 021 чел. в 1999 до 180 300 чел. в2009 г. И это на фоне общей положительной демографической динамики. Самих азербайджанцев за десять лет стало больше почти на миллион. Завидные показатели демонстрирует и татско-еврейская община, которая за десять лет увеличилась почти в три раза. При этом в случае с лезгинами, нет оснований полагать, что низкий показатель роста численности народа имеет объективные факторы. Населяя преимущественно аграрные районы на севере Азербайджана, лезгинские семьи традиционно многочисленны. Что касается высокой смертности, то и здесь нет причин утверждать, что лезгины в Азербайджане покидают свет особыми способами, чем титульный народ. С другой стороны, массовая миграция в соседний Дагестан и другие регионы России также не осталась бы незамеченной. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что причины низких демографических показателей кроются не в социальных, а в политических причинах. Искусственное занижение численности лезгин в Азербайджане является отражением внутренней политики азербайджанских властей. Дело в том, что на постсоветском Кавказе сложилось так, что именно количественное представительство народа дает ему право претендовать на тот или иной статус в рамках государственной системы. Поэтому силы, стоящие за этими фальсификациями, стремятся добиться такой статистики, которая бы позволила говорить о лезгинах, как о малочисленном и незначительном в политическом плане народе. Азербайджан, который стремиться в Европу. Как и большинство постсоветских республик, Азербайджан, обретя независимость, встал путь демократического развития, а руководство взяло на себя обязательства по претворению в жизнь европейских стандартов внутриполитического курса. Не последнее место в этом занимает национальный вопрос. Так, в Конституции Азербайджана отражено право свободно пользоваться родными языками. Во втором пункте статьи 45 говориться: «Каждый обладает правом получить воспитание, образование и заниматься творчеством на любом языке по своему желанию. Никто не может быть лишен права пользования родным языком». Кроме того, Конституция Азербайджан как будто становится на защиту национальных меньшинств. В статье 44 основного закона страны указывает, что «каждый обладает правом сохранять свою национальную идентичность. Никто не может быть принужден изменить свою национальную принадлежность». Более того, в2000 г. Азербайджан подписал и ратифицировал Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, в которой, помимо всего прочего, обозначено, что подписавшие конвенцию стороны воздерживаются от любых политических и практических действий, имеющих целью на ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Однако, как показано выше, эти положения в Азербайджане действуют исключительно в качестве ширмы, прикрывающей шовинистическую политику властных структур страны. Руководство республики по сей день не ратифицировало Европейскую хартию региональных языков. В самой стране возможность для изучения родного языка напрямую зависит от количества носителей, что в условиях фальсификаций позволяет говорить о небольших «оазисах» национально-культурного просвещения для коренных народов республики. Более того, под предлогом защиты азербайджанского языка Парламент республики в2002 г. продвинул законопроект, в соответствии с которым общее число программ в медиа пространстве на неазербайджанском языке не должно превышать 1/6 всего транслируемого времени. При этом под запрет попали частные теле-, радио компании – основной альтернативный источник этно-культурного развития. Как отметили в правозащитном центре Азербайджана, учитывая, что свыше 90% населения страны являются этническими азербайджанцами, кампания по защите азербайджанского выглядит очевидно раздутой. Для лезгин подобная политика обернулась тем, что народ, по сути, лишен перспектив развития самобытной культуры. Большинством международных обозревателей отмечается отсутствие государственной поддержки в издании учебного материала на лезгинском языке, а также подготовки квалифицированных кадров в республиканских вузах. С другой стороны, лезгинские общественные деятели находятся под жесточайшим давлением со стороны спецслужб и поэтому полная картина положения народа остается незамеченной даже для региональных наблюдателей. Страхи и комплексы азербайджанской государственности. Обретя независимость, Азербайджан обрел и массу проблем этнополитического характера, которые в советскую эпоху либо тщательно скрывались, либо не признавались вовсе. Поэтому неудивительно, что постперестроечный период для азербайджанской государственности протекал в условиях острого противостояния политического центра и национальных окраин. В свете этого, Карабахский конфликт послужил официальному Баку сигналом для ужесточения условий для национальных меньшинств. Опасаясь повторения карабахского сценария, руководство Азербайджана приступило к активному наступлению. Гонения на активистов лезгинского «Садвала» и Талышского национального движения, которых обвинили во всевозможных грехах, полностью вытеснило национальные меньшинства от участия в политической жизни республики. На сегодняшний день отсутствуют условия для их интеграции в политическую жизнь страны. Отсутствует правовая база для обеспечения политических прав коренных народов республики. Национальные анклавы все больше носят характер резерваций граждан, для которых единственным способом для самореализации является «добровольная» ассимиляция и интеграция в азербайджанское общество не в качестве уникальной этнокультурной единицы, а облачившись в азербайджанский наряд. Создается впечатление, что властью Азербайджана преследуется цель создания ряда этнографических заповедников с «экзотическими» малочисленными этносами на фоне единственного государствообразующего азербайджанского народа. При этом азербайджанские эксперты отрицают существование каких-либо проблем в сфере национальных отношений, а возможные этнополитические обострения связывают с деятельностью внешних сил. Однако, как показывает мировой, да и кавказский, опыт, резервация проблемных зон, особенно в сфере национальных отношений, рано или поздно даст отрицательный дисбаланс. Сегодня вопросы национальных меньшинств – признанная сфера взаимодействия мирового сообщества. При этом мировой опыт имеет огромную практику сбалансированного решения этнополитических противоречий. Это в частности касается вопросов басков, каталанцев в Испании и Франции, корсиканцев во Франции и ряда других исторических народов Европы. Как справедливо отметил сотрудник Института по правам человека НАНА Моисей Беккер: «С углублением процесса глобализации, когда границы становятся все более прозрачными, проблема защиты прав национальных меньшинств превращается в одну из самых главных для современного мира». Для Азербайджана, с его внешнеполитическим вектором, крайне важно создание действительно эффективных механизмов государственного устройства. Игнорируя национальный фактор, руководству республики едва ли удастся создать прочную и в то же время гибкую конструкцию, способную не только выстоять в условиях меняющейся геополитической конъюнктуры, но и заложить фундамент устойчивого и планомерного развития азербайджанской демократии. Давуд Кахриманов http://kavpolit.com/kuda-uxodyat-lezginy/
|