Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 18 » Театральные традиции лезгин
20:52
Театральные традиции лезгин

Если вы решите посетить Южный Дагестан - будьте уверены, вас ждет увлекательное путешествие в старину, чарующее знакомство с этнокультурой южнодагестанских народов. А начнется она, прежде всего с Дербента, города заслуженно носящий статус – духовной, этнокультурной столицы всех лезгинских народов. Богатство горожан, это, не только, большое количество уцелевших архитектурных памятников материальной культуры, это еще и самобытная ни с чем несравнимая танцевальная и театральная культура местных народов, которая, с учетом, стремительно набирающим популярность во всем мире этническим туризмом, думается у гостей города, вызовет не меньший интерес.

 

К слову знаменитый на весь мир народный танец лезгин – «Лезгинка», также имеет южнодагестанскую прописку. Главным сосредоточением песенно-танцевальной, культурной и духовной жизни дербентцев, в общем, да и всего юга республики является Лезгинский музыкально-драматический театр, гордо носящий имя великого поэта-классика Дагестана Сулеймана Стальского, заслуженно прозванного русским писателем Максимом Горьким, еще на Первом Всесоюзном съезде советских писателей - «Гомером ХХ века».

 

Лезгинский театр – первый национальный театр Дагестана. Большинством искусствоведов датой основания тетра принято считать 1906 год. Достоверность того, что лезгинский театр родился в 1906 году подтверждает и тот факт, что именно в разгар первой русской революции 1905-1907 гг. на Бакинских нефтепромыслах было создано легальное общество взаимопомощи горцев Дагестана. Это общество дало возможность вести культурно-просветительскую и политико-воспитательную работу среди шести-семи тысяч дагестанцев, живущих в Баку, а через них - в, нагорном Дагестане. Вот что пишет театральный критик С. Глаголь, имея в виду и возникновение театрального кружка лезгин: «История дореволюционного драматического искусства горских народов знает лишь два-три (в Северной Осетии и Дагестане) драматических кружка, возникших в 1905-1906 гг.». К такому выводу пришла и дагестанский искусствовед М. Зульфукарова, которая пишет, что лезгины раньше других не только делали попытки ставить спектакли, но и создавали собственную инсценировку.

 

В разгар революционного пробуждения народных масс, в обстановке двойного гнета - царских властей и местных феодалов - рабочие-отходники во главе с Идрисом Шамхаловым подготовили и показали спектакль «Буржали». В основу спектакля легла инсценировка лезгинского фольклора, сделанная самим режиссером. Спектакль имел огромный успех у населения. Афиша возвещала, что режиссером спектакля был Идрис Шамхалов, художником - Нух Аскаров. Места в зрительном зале заняли офицеры крепости, окружное начальство, солдаты и жители Ахты. По воспоминаниям старожилов, свой первый спектакль энтузиасты подготовили в доме А. Ашуралиева и там же показали его. Только для мужчин. Но когда молодежь решила демонстрировать свое представление перед женщинами, явились разгневанные муллы с криками «Они развращают наших женщин!», убрали лестницу и сорвали спектакль. Узнав о трудностях молодежи, русские солдаты пригласили их в гарнизон, и, по свидетельству Идриса Шамхалова и Сефербека Агабалаева, «первый свой спектакль кружковцы показали солдатам крепости в 1906 году». Именно в таких условиях состоялся дебют лезгинского театра. В процессе становления ахтынского театрального кружка встал вопрос о том, кто будет исполнять женские роли. По местным адатам женщинам категорически запрещалась такого рода деятельность. Выручил С. Агабалаев, который заявил, что женские роли будет исполнять он. «Знаю, как это делать. В Баку не раз бывал в театрах и видел, как местные артисты-мужчины с блеском играли женские роли».

 

Успех окрылил кружковцев. Но вскоре наступила пора отхожих промыслов и участники ахтынского театрального кружка отправились на нефтепромыслы в Баку, Сабунчи, Бибиайбат, Бинакади и другие города. Много лезгин работало в начале века и в Сурахане, где энтузиасты решили продолжить свои занятия театральным делом. По воспоминаниям народного артиста ДАССР С. Т. Велиханова, сураханский театральный кружок возник сразу же после дебюта ахтынского кружка и регулярно давал спектакли в осенне-зимнее время. С.Т. Велиханов вспоминает, что в отличие от ахтынского кружка сураханский был разнороден по своему составу. В его работе и спектаклях принимали участие даже женщины. Помимо ахтынцев, в него входили отходники - любители театра и из других лезгинских районов: Касумкентского, Курахского, Магарамкентского. Таким образом, у лезгин функционировали два театральных кружка - ахтынский и сураханский, первый - весной и летом, второй - осенью и зимой.

 

Как пишет художественный руководитель Лезгинского театра в Дербенте Эседуллах Наврузбеков, «после трех лет революции 1905-1907 гг. Россия пережила три года контрреволюции, три года Столыпинской реакции - насилия и бесправия, что, естественно, не могло не отразиться на демократических институтах национальных окраин империи. В немилость местных властей попал и театр любителей. Работа театральных кружков временно была приостановлена». Но, несмотря на репрессивные меры царских властей, театральное движение лезгин не остановилось. Многие кружковцы стали принимать участие в спектаклях Бакинских театров. Особенно частым гостем спектаклей профессиональных театров Баку был С. Агабалаев, которого антрепренеры приглашали для исполнения женских ролей. Отметим также, что сураханский театральный кружок функционировал вплоть до 1929 г. и служил своего рода школой, студией, где любители знакомились с новостями театральной жизни, а когда требовалось (в дореволюционное время), находили убежище те, кто подвергался преследованиям со стороны властей. В 1930 г. сураханский театральный кружок прекратил свое существование. Часть наиболее способных актеров перешла в ахтынский театральный коллектив, который в ту пору уже получил признание.

 

Многие исследователи зарождение театрального кружка в Ахтах связывают с именем Идриса Шамхалова (1880-1944) - безземельный батрак, затем рабочий-отходник Бакинских нефтепромыслов. Идрис Шамхалов был человеком весьма уважаемым в народе. Родился он в Баку в семье отходника-рабочего нефтепромыслов. За годы учебы в Баку он не раз бывал на спектаклях бакинских театров. Тогда у него зародилась мысль создать что-то подобное в родном ауле. Люди, знавшие Идриса Шамхалова, высоко оценивали его человеческие и нравственные качества. Он пользовался большим уважением среди сельчан, так как в словах и делах был честен и справедлив. Cамым благородным делом, восславившим его, было то, что он явился инициатором создания в родном ауле театрального кружка, который позже превратился в народный театр, а затем и в Лезгинский государственный драматический театр.

 

Вот как описывает этот момент Э. Наврузбеков: «…Рабочие-отходники, недавно вернувшиеся из Баку, собрались на одном из ахтынских кимов, где постепенно разговор перешел к искусству, в частности, к театральному искусству, которое в те времена пышно расцветало в Баку. Больше всего молодых горцев восхищали волшебные превращения театральной сцены, богатырские характеры, героизм образов и музыка!.. Неожиданно в разговор вступил молчавший до сих пор Идрис: «- Друзья, давайте создадим свой театр. Я знаю, что это такое и как он изменит нас, наш аул. Чтобы создать театр, я готов отдать все свои сбережения. Ну что, друзья, рискнем? Чем вы не артисты? Все вы прекрасно поете, танцуете, играете на чунгуре, зурне, барабане». Наступила тишина. И вдруг зашумели: - В селении организовать театр? Театр в горах? - Да, в ауле, - не отступал Идрис, - Какая разница - в городе или ауле? У нашего народа интересное прошлое, яркая история. Вспомните Етим Эмина, Мазали, рабочего поэта - нашего земляка Гаджи! А какие ашуги? Ашуг Сайд, ашуг Лукман... Да разве всех перечислишь? А легенды о Шарвили и Каменном мальчике? Чем не материал для театра? Что вы испугались? Надо просветить народ, открыть ему глаза на жизнь. Мы бросим вызов темноте и невежеству...»

 

Верным соратником И. Шамхалова во всех его творческих начинаниях на протяжении многих лет выступал актер, режиссер и переводчик Сефербег Агабалаев (1890-1964). В повышении культуры любительского театра большую роль сыграло деятельное участие в его работе художника Нухбека Аскарова, который до этого учился в Ставропольской гимназии и Бакинском реальном училище. Интересную страницу в истории многонационального искусства Дагестана вписала Сафият Аскарова (1907-1955). У истоков нарождающегося искусства стояли представители передового революционного мировоззрения. Участие в работе театральных кружков таких революционно настроенных рабочих, как Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Малик Гениев и Нисред Магарамов, помогло привлечь в коллектив местную интеллигенцию в лице учителей А. Ашуралиева Б. Бабаханова, Д. Меликова, М. Акимова, С. Ганиева, передовых рабочих Э. Эмирдавнова, А. Муртузалиева, А. Магомедова, М. Эфендиева и др.

 

В 1920 году этот театр перешел в ведение отдела народного образования и стал называться Ахтынским советским театром. Он имел дирекцию, постоянную труппу, печать, штамп. Спектакли ставились регулярно под открытым небом и собирали много зрителей». В первые годы Советской власти театр получил серьезную поддержку от государства. Улучшилось материальное положение артистов, в 1927 году на месте старого кладбища на Кузайской стороне было выстроено прекрасное здание театра с зрительным залом на 500 мест.

 

1935 год - этапный год в жизни Лезгинского театра. К этому моменту коллектив его имел в своем репертуаре ряд пьес лезгинских, русских, грузинских и азербайджанских драматургов. Театр обладал опытным, высоко профессиональным актерским составом, в котором немалую роль играли молодые горянки, которые в прежние времена вообще не допускались к подмосткам театра. Учитывая все это, Дагестанский обком ВКП(б) и правительство Дагестана в начале 1935 года приняло решение о создании в республике Национального ансамбля песни и танца, аварского, лакского и лезгинского театров, чтобы поднять статус Ахтынского советского театра до уровня Государственного лезгинского драматического театра, продолжавшего функционировать в селении Ахты.

 

После Отечественной войны, в 1949-ом году театр из Ахты переезжает в Дербент. Однако здание, выделенное для деятелей культуры, что в парке Кирова по ул. 3-Интернационала, даже тогда был не в самом лучшем состоянии. Со временем и в нем из соображения безопасности уже невозможно было работать – театр находился в аварийном состоянии. Принципиальное решение о переезде в другое здание было принято в 2001 году. Единственным подходящим для театра зданием оказалось здание кинотеатра «Юбилейный», что по ул. Буйнакского в Дербенте, который к тому времени уже практически не функционировал по своему прямому назначению. По причине нехватки денежных средств, процесс реконструкции затянулся на долгие годы. Лишь 25 июня 2009 года, состоялось долгожданное торжественное открытие после полной реконструкции Государственного лезгинского музыкально-драматического театра. Открытие театра было приурочено к 140-летию со дня рождения великого дагестанского поэта Сулеймана Стальского. Новый Лезгинский театр, комфортно расположился теперь уже в бывшем здании кинотеатра «Юбилейный». В настоящее время в театре два зала: на 250 мест и 150 мест (малый зал), готовых принять преданных любителей театра.

 

В этом году Лезгинскому театру предстоит отметить свой 106-ой день рождения. В данное время коллектив театра живет очень напряженной творческой жизнью и не останавливается на достигнутом. Совсем скоро великому ашугу, поэту-классику Дагестана Сулейману Стальскому, чье имя носит театр, исполняется 143 года со дня его рождения. По традиции торжественные мероприятия должны пройти в Дербенте и в его родном Сулейман-Стальском районе. Однако если все официальные торжества в районе начинаются с возложения цветов у памятника Сулейману Стальскому в центре села Касумкент, то Дербенту в этом смысле пока нечем похвастаться – в городе до сих пор нет памятника известному поэту. Что ж, осталось набраться терпения и дождаться установки памятнику «Гомеру 20 ХХ века». Будем надеяться, что администрация города Дербента заметит этот недочет, и в скором времени он наконец появится.

 

 

Этнокультурный портал «Яран Сувар»

 

 

Алихан Амрахов

 

http://flnka.ru/analitika/554-teatralnye-tradicii-lezgin.html

 

 

Просмотров: 1280 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024