Из исторических документов о тарикатской деятельности шейха ал-Джиниги ас-Самури известно немного, равно как и о его непосредственном участии в Кавказкой войне, о роли которую он мог в ней играть. Халил ал-Джиниги ас-Самури был родом из горного цахурского села Джиных. Право на наставничество и ведения тарикатской деятельности (иджаза) Халил ал-Джиниги получил от ученика и приемника лезгинского шейха Магомеда Ярагского шейха Джамалутдина Казикумухского. К мюридам Джемалутдина, которые были посвящены им в шейхи тариката, принадлежал и арчинец Мамма-Дибир из селения Арчиб, что располагается в современном Чародинском районе Дагестана. По мнению большинства историков, халифы Джамалутдина, скорее всего, были вовлечены в движение горцев, проходившее на Кавказе под лозунгом джихада. Известно, что Халил ал-Джиниги ас-Самури был секретарем Даниял-султана, правителя небольшого Елисуйского султаната на южных отрогах Главного Кавказского хребта. Когда в 1844 г. Даниял-султан бежал на территорию, контролируемую Шамилем, став при этом одним из наиболее заметных приближенных имама, Халил ал-Джиниги последовал за своим господином, поселился в с. Хучада и сделался одним из халифов шейха Джамалутдина Казикумухского. В тоже время, не известна дата смерти, и место захоронения джиныхского шейха, а также, успел ли он оставить после себя халифа (приемника). Отметим только, что мюриды тариката накшбандийа, к которому относился шейх Халил ал-Джиниги, шли по традиционному для суфиев мистическому пути самоусовершенствования и поиска Бога, нередко при этом они откликались на зов Шамиля, который обращался к ним, чтобы пропагандировать нормы шариата среди горцев. Следует напомнить, что Рутульский район был образован в январе 1929 года, с административным центром в селе Рутул. Территориальное образование района этнически не однородное. В состав района входят, кроме рутульских сел, также лезгинские, цахурские, лакские, по одному аварскому и азербайджанскому селу. На сегодня Рутульский район, откуда был родом джиныхский шейх, является одним из самых больших в республике Дагестан. Автор: Али Албанви Литература 1.Проблемы джихада в религиозно-политической мысли Дагестана XIX – начала ХХ вв. Г.М. Курбанова 2. Шейхи и мюриды тариката накшбандийа и их роль в имамате Шамиля. Овсянников Д. В., аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. http://yaran-suvar.ucoz.ru/news/shejkh_khalil_al_dzhinigi_as_samuri/2012-02-29-4300
|