Культура у наших предков была на высоком уровне. Это все благодаря тому, что Всевышний Аллах наделил нас баракатом наших достойных ученых-алимов и шейхов того времени, одним из которых является досточтимый шейх накшубандийского тариката Махмуд-афанди из Алмалы. Махмуд-афанди это человек большой духовной степени, приблизившийся к Всевышнему Аллаху. Это духовный наставник и ученый – суфий, за наставлением и советом которого приходили верующие из российских губерний, из Турции и из арабских стран. Махмуд-афанди это сын цахурского народа, про которого написано много касыд (поэмы), книг на различных языках, одна из которых вышла в свет в Махачкале в исламской типографии «Ихлас». Книга на арабском языке и называется «Тухфат аль-ахбаб аль-халидият», что в переводе означает «Подарок любимцам халидитам (т.е. мюридам накшубандийского тариката)». Книга содержит 260 страниц. Впервые вышла в свет в 1332 году хиджры (это 1914 год по григорианскому календарю) в типографии Мавраева в г. Темир-хан-Шуре. Автор Хаджи Усман-афанди аль-Цахури, родом из Цахура, дает расширенное толкование к поэме о Махмуде-афанди, которая принадлежит перу Хаджи Абдулла-афанди аль-Цахури. Книга начинается так: “Именем Аллаха Милостивого Милосердного. И нет мощи оставить плохое и силы повернуться к хорошему, кроме как от Аллаха. Хвала Аллаху, который раскрыл сердца... Благословение и приветствие Пророку Мухаммаду.... Эту прекрасную книгу я написал к касыде, посвященной нашему господину досточтимому шейху Махмуд-афанди, да сделает Всевышний Аллах нам его баракат”.... На странице 6 говорится: «Также я написал бейты на турецком и персидском языках в некоторых местах этой книги». В книге есть большая глава о чудесных поступках святых шейхов. В книге говорится не только о Махмуде-афанди, но и о других алимах и шейхах нашего горного края, таких как Хаджи Хамзат-афади из Цахура, зиярат которого находится в Илису, Хаджи Исмаил-афанди из Сувагиля, где и находится его зиярат, Хаджи Бакр-афанди из Мишлеша и многих других. Приводится подробное описание их жизни, рассказы, происшествия, караматы (чудеса). Здесь есть подробное описание истории и географического положения многих сёл. Например, на странице 77 говорится: «Цахур - это большое село, расположенное на реке Самур, расстояние между ним и городом Ахты можно преодолеть пешему человеку за полторы суток. История её поселения, согласно историческим книгам, 2877 лет». Из этого маленького предложения можно понять многое, например: когда писалась эта книга, Цахур уже не являлся большим городом, как это было несколько лет назад, а Ахты, который возник позже него, уже стал известным городом. Если учитывать, что книга была написана в 1914 году, то Цахуру 2967 лет. Я уверен, что это далеко не единственная книга, написанная нашими предками. Это первая книга, которая вышла из тени, и инша-а ллагь не последняя. Если учитывать большой авторитет книги среди дагестанских алимов, то, возможно, в будущем кто-нибудь возьмется за перевод на русский язык, и тогда, быть может, потомки узнают об истории, культуре и духовности своих предков. Общеизвестно, что без духовности и культуры не может быть и речи о существовании даже государства. Древние говорили: «Человек, который не знает историю своего народа, подобен тому, кто не знает своего отца». Дай Аллах нам силы познать истину, которую нам передали наши достойные предки, и следовать их мудрым советам. Амин. Этнокультурный портал «Яран Сувар» Отрывок из книги «Цахуры: прошлое и настоящее» http://yaran-suvar.ucoz.ru/news/shejkh_makhmud_afandi_iz_almaly_syn_cakhurskogo_naroda/2012-01-11-2490
|