История распространения ислама в высокогорном Куруше начинается со дня основания села святым шейхом Шах-Альбурзом. Как известно, первые арабы-миссионеры, пропагандировавшие ислам, начали свою миссию с народов восточного Кавказа. Курушец, первый лезгин профессиональный ученый-историк Нажмудин Эфендиев (Самурский) писал: «Как народ высококультурный, арабы легко подчиняли своему моральному влиянию примитивные горские племена и утвердили среди них свою магометанскую веру. Ислам с его воинствующей религиозностью, с его принципом распространять истинную веру силой оружия как нельзя больше пришелся по душе экзальтированным горцам». А профессор Ахед Агаев объясняет причину восприятия лезгинами мусульманской веры тем, что «они уже испытывали внутреннюю потребность в более разработанной, идеологизированной вере, чем вера мифологического характера». Сильное влияние религии в курушском обществе, в отличие от соседских сел, отличается также и тем, что Куруш является родиной святого шейха муллы Юсуфа, внука Абу-Муслима. Об этом свидетельствуют древние арабоязычные рукописи «История АбуМуслима», известное сочинение Махмуда Хиналугского (ХУ в.). По утверждению М. Хиналугского, в крепости Ихир, где проходила встреча всех алимов Докузпары, из Куруша присутствовал суфи Султан-Али. Курушцы давно и близко восприняли ясность и мудрость исламской заповеди: «Ла илагьа илла Ллагь Мухьаммада Ррасулуллагь». В пяти мечетях-медресе курушских детей обучали Корану и арабской грамоте. Курушцы при строительстве джума-мечети в Шемахе, столице ширваншахов, внесли 464 рубля золотом, чем проявили уважение этому дому Аллаха. И неслучайно, что в течение длительного времени у имама шемахинской мечети шейха Махмуд-эфенди помощником работал курушец Хаджи Сей ид- Али, который похоронен на шемахинском кладбище. Нужно отметить, что курушцев и ширванцев объединяли длительные тесные экономические и культурные связи. Несомненно, что формирование религиозного мировоззрения курушских мулл проходило под непосредственным влиянием авторитетных шейхов Ширвана. Современники главы тариката в Ширване мюршида Хаджи Исмаила из Кюрдамира и Магомеда Ярагского были курушские алимы Селим-эфенди, Магомед Рафик-эфенди, Заид - эфенди, мулла Алискер, мулла Аллахверди. Авторитет курушских алимов в мусульманском мире подтверждается следующим фактом: в 1830 году, когда наместник царя на Кавказе Паскевич приказал кюринскому хану Аслану арестовать Магомеда Ярагского и доставить его в Тифлис, тот некоторое время скрывался в Куруше у местного кадия, который был единомышленником мюршида. В конце ХУIII - начале XIX веков сформировалась новая плеяда курушских богословов, которые являлись признанными авторитетами не только в Куруше, но и во всем южном Дагестане, Шеки и Ширване. К ним относились мулла Абдулла Магомед-Рафик-эфенди-оглы, Алисултан-эфенди, входившие в разные периоды в состав Дивана Самурского округа, мулла Наги Серкер-оглы, мулла Юсуф Алискер-оглы, мулла Бекер Серкер-оглы, мулла Кериб Араб-оглы, Умуд-эфенди, мулла Гамза-оглы, его сын Шемседин-эфенди. Как рассказывают старожилы, одному из курушских алимов, выпускнику Казанского университета, довелось служить в Духовном управлении мусульман Кавказа в Тифлисе. К сожалению, официального материала о его жизни и деятельности в архивах не найдено. Считая своим долгом посещение святынь ислама - Мекки и Медины, многие курушцы совершали хадж. Некоторые из них, уезжая в паломничество, прощались с семьями, решив остаться и умереть на святой земле. Так, Хаджи Аллахверди Аллах-кули-оглы, глава большой семьи, в 1870 году в 70-летнем возрасте, оставив своих детей на попечение брата Хаджи Магомед-Гусейна, уехал совершать третий хадж и не вернулся. Из всех алимов-арабистов определенный материал удалось до- стать о Серкере-эфенди, который имел широкую известность не только в Самурской долине, но и во всем северном Азербайджане, где он проживал в последние годы жизни. Родился он в 1893 году в семье известного арабиста, муллы Наги Серкер-оглы. Начальное исламское образование получил в школе, где преподавал отец. Наряду с родным языком с детства отец учил его разным молитвам. Еще не освоив письменности, он уже сносно говорил по-арабски. Будущий эфенди с большим желанием учился арабской грамоте. Знание языка и арабской грамоты священнослужителю были крайне необходимы, ведь Коран нельзя перевести на какой-либо язык, его можно изучить, только овладев арабским язы- ком. Юный Серкер с помощью отца за короткое время выучил арабский язык, освоил его грамматический строй. Благодаря своим незаурядным умственным способностям будущий эфенди успешно справился с поставленной задачей. Завершив первое полное чтение текста Корана, он получил в подарок родовой Коран, принадлежавший его отцу, мулла Наги. Вся последующая жизнь Серкер-эфенди была посвящена исламу. Постигая тонкости ислама, он продолжал учиться у таких маститых богословов, как Али-Султан-эфенди, мулла Ибрагим-Халил Шуай-оглы, кадий Самурского округа и др. Вся его жизнь была посвящена изучению и осмыслению философско-религиозных книг «Мухтасарул - мингьаж» (<<Сокращение пути») И «Марипатул - ислам» (<<Этика ислама»). Арабскую грамоту он изучал по таким книгам, как «Усулладин», «Тафсир». С юношеских лет Серкер-эфенди уже сам учил сельских мальчишек грамоте. Его учениками были первые активисты Советской власти в Куруше Баласултан Эскеров, Асвар Юсупов, Джамедин Баглиев, Кахриман Диярханов, Рагим Гасанбеков, Баба Темиров и многие другие, которые затем легко освоили русскую грамоту и оказались наиболее просвещенными людьми своего времени. Они успешно руководили первыми колхозами, сельским Советом, общественными организациями. Нужно отметить, что с установлением в Дагестане Советской власти Серкер-эфенди терпел много гонений и преследований за свои религиозные убеждения. «Воинственные сельские атеисты», среди которых, к сожалению, были и сыновья бывших мулл, теперь, перестроившись, неустанно писали доносы на Серкер-эфенди. Часто правоохранительные органы вызывали его в Ахты и требовали прекратить духовную деятельность. К счастью, и тогда в правоохранительных органах были порядочные люди, не потерявшие ягь-намус (честь и совесть), которые с уважением относились к религиозным убеждениям людей. Однажды сотрудник органов безопасности, вынужденный по долгу службы вызвать его на допрос по очередному доносу, сказал: - Отец, я больше не буду вызывать Вас, свободно исповедуйте веру, но когда умрут эти доносчики, не хороните их как мусульман, а закопайте как паршивых собак. Увы, не все сотрудники органов госбезопасности были столь великодушны, как тот, о котором мы только что рассказали. Однако жалобы на Серкер-эфенди продолжали поступать в район. Поэтому Серкер-эфенди был вынужден в конце 40- годов покинуть родной Куруш и поселиться в городе Кусары Азербайджанской республики, где он вскоре стал наиболее влиятельным деятелем ислама, с авторитетом которого считались не только в Кусарах, но и в Кубе и Хачмасе. Все муллы этого региона советовались с ним и учились у него. При проведении мероприятий, связанных с шариатом и исламскими канонами, каждый житель северного Азербайджана считал своим долгом пригласить именно Серкер-эфенди, присутствие которого намного Повышало престиж совершаемого обряда. Быть особенно разборчивыми он советовал молодым при выборе спутницы жизни: «Как правило, в пору своей восторженной юности впечатлительные поэтические натуры гонятся за внешней красотой, забывая о красоте души. У девушки, желающей стать хозяйкой в доме, в первую очередь должны быть прекрасное сердце и искусные руки, только тогда будет крепкая семья и воцарится мир в доме». Всю жизнь Серкер-эфенди призывал людей к благородству намерений в любых делах и поступках. - Нельзя спешить, когда берешь у народа, но нельзя опаздывать, когда даешь народу, - говорил он сельчанам. Много времени мулла Серкер уделял воспитанию молодежи, наставляя их быть серьезными в житейских делах, совершать каждый шаг обдуманно, чтобы потом не сожалеть. Когда в конце 20-х годов в Куруше начала функционировать 7-летняя светская школа, Серкер-эфенди стал одним из первых учителей. Вместе с ним преподавали также другие арабисты села - Шахаб Гамзаев, Шемседин Мирзеханов, Сейфали Багирли, Яхья У сманов и др. Мой достопамятный отец в свое время обучался грамоте у Серкер-эфенди и всю жизнь не забывал мудрейшие советы этого высоконравственного и глубоко верующего шейха. Отец искренне благодарил судьбу за то, что она одарила его встречей в начале жизненного пути со столь замечательным человеком. По окончании учебы мулла Серкер говорил своим ученикам: - Я в меру своих возможностей дал вам образование и преподал уроки жизни. Продолжать пополнение знаний вы должны самостоятельно. До конца своих дней учитесь у жизни, у людей. После того как человек начинает самостоятельную жизнь, за каждое его деяние с него спрашивает уже сама жизнь. В своей педагогической деятельности Серкер-эфенди особое внимание уделял нравственному воспитанию молодежи. Не замыкаясь в рамках жестких религиозных канонов, он прививал своим ученикам широкие общечеловеческие знания, приобщал их к достижениям восточной культуры, знакомил с шедеврами этой культуры - произведениями таких корифеев литературы, как Низами, Физули Фирдоуси, Навои, Сейид-Азим Ширвани-, Сабир и др. Серкер-эфенди был не только проповедником ислама и учителем медресе. Он писал стихи, пахал землю, выращивал хлеб. Об этой стороне его жизни вспоминает ветеран труда Январь Забитов: «В годы войны и в первые послевоенные годы, когда я был еще подростком, мне приходилось с Сер кер-эфенди распахивать каменистые клочки земли под зерновые культуры. Я до сих пор помню, как по-отцовски добро относился он ко мне, тогда еще подростку, вынужденному работать вместе со взрослыми. К обеденному перерыву обычно он давал отдохнуть быкам, делал омовение у родника и совершал намаз, после чего мы недолго отдыхали. Мне приходилось работать на пахоте и с другими пахарями, которые допускали грубости, не учитывая, что с ними работает подросток, никакой заботы и внимания по отношению ко мне не было. До сих пор передо мной стоит его светлое, красивое, излучающее благородство и доброту лицо». В свободное время свои чувства и настроение Серкер-эфенди любил излагать в стихотворной форме. Когда в 1967 году скончался Серкер-эфенди, на его похороны собрались представители почти всех сел северного Азербайджана и южного Дагестана. Отдать дань уважения памяти высокопочитаемого эфенди пришли не только верующие люди, но и ответственные работники партийных и советских органов. Хоронили не только религиозного деятеля, но по-настоящему мудрого человека, который своим непререкаемым авторитетом, благотворным влиянием помогал решать многие житейские проблемы людей нашего региона. Выступая на похоронах Серкер-эфенди, его последователь, тоже курушец, проживавший в Кусарском районе мулла Зебигъул-лагь Алиев, свои горестные чувства, а также переживания всех имамов региона, его друзей и родственников выразил в стихотворной форме: Вяде яз къе вун куьч хьана Чаз даим и кар гуж хьана Чир хичирар гьак! Миж хьана, Къадир эгьли Серкер-буба. Ийизва чна дад, аман Ваз регьемет хьуй эгьли-иман Къисмет хьуй ваз женнет макан Чи дуайрин Серкер-буба. Гъадис ава пайгъамбардин Мусибат я алим рекьин Илим эгълейриз я якъин Женнет макан Серкер-буба. Автор: С.К. Диярханов http://www.kurushar.ru/content/шейх-серкер-эфенди
|